Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.10.2019

Статья просмотрена: 2076 раз

Библиографическое описание:

Рощупкина, Т. Ю. Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей / Т. Ю. Рощупкина, О. Н. Уколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63442/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрена роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а также проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия «культура». Проанализированы этапы развития средств массовой информации и сделаны выводы о том, что эффективность работы средств массовой информации неразрывно связана с учетом необходимостей и потребностей населения, их возросших социальных, духовных и политических запросов.

Ключевые слова: культура, средства массовой информации, нравственность, развитие, ценность, духовность, информация.

Несмотря, на вроде бы, понятное для нас слово «культура», ученые уже много лет не могут сформулировать четкого определения культуры, с которым все бы согласились, или хотя бы большинство ученых.

Клайд Клакхон и Альфред Кребер, американские, довольно известные ученые Гарвардского университета, насчитали около 170 определений культуры, которые они брали из работ западноевропейских и американских ученых, которые были опубликованы с 1871 по 1950 годы [1].

Понимание сущности культуры приходит лишь при понимании сути человеческой деятельности, и, в частности, всего народа, населяющего планету. Культура не может существовать вне человека. Изначально она имеет прямую связь с человеком, она его порождение, потому что человек находится в постоянном поиске смысла своей деятельности и жизни в целом.

Культурой пронизана вся жизнь, весь быт, если не сказать, все бытие человека.

Люди на всем протяжении своего существования пытались понять природу культуры, природу прекрасного и влияние этого явления на свою жизнь.

Конфуций, например исследуя природу поэзии, показал, что поэзия может:

– вдохновлять людей, воздействуя на их чувства и разум

– духовно сплачивать тех, кто знакомиться с теми или иными поэтическими произведениями

– давать представление о нравах различных народов.

Фрагменты, содержащие размышления о роли искусства в жизни как отдельного человека, так и человеческого общества, содержаться и в древнеиндийской эпической поэме «Рамаяна», и в эпосе о Гильгамеше, и в других литературных источниках, созданных еще на заре человеческой цивилизации [2].

Огромное количество сведений о состоянии и особых симптомах разных культурных миров, о той роли, которую изобразительное умение, поэзия, музыка, наука играют в жизни людского семейства, возможно отыскать в трудах мыслителей Средневековья.

Церковь, как особая квинтэсенция духовности, культуры и веры, так же не осталась в стороне. В бессчетных трактатах, прописанных «дворянами церкви», также рядовыми теологами, рассказаны бессчетные размышления про то, отчего духовная музыка считается важным средством прояснения веры; какие виды изображений святых разрешены, а какие нет; отчего творчество не только лишь шутов, да и трубадуров, миннезингеров, труверов заслуживает не одобрения, а порицания, участие же в карнавальных действах является одним из самых страшных грехов [3].

Культура содержит в себе как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Данные материальные и духовные действительности именуются реликвиями, другими словами, искусственно созданными — они задуманы и сделаны человеком как творцом.

Человека можно рассматривать как начальный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек делает и употребляет мир вещей и мир идей, который крутится вокруг него. При всем этом его роль — это роль творца, а место человека в культуре — это место центра культуры. Человек создаёт культуру, воссоздаёт и употребляет ее как средство для своего становления.

Культура функционирует как живая система ценностей, пока активно функционирует сам человек — как творческое, созидающее начало [4].

Материальная культура содержит в себе различные по типам и формам артефакты — это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта — всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет материальное воплощение и, как правило, практическое применение.

Человек организует поток ценностей по каналу культуры, он обменивает и распределяет их, обеспечивает сохранение их, продуцируя и потребляя духовные и материальные культурные продукты, а при осуществлении этой работы, происходит созидание самого себя как существа социального и культурного субъекта [5].

Основной функцией культуры является «сохранение и воспроизведение совокупного духовного опыта человека, передача его последующим поколениям и его обогащение».

Влияние культуры прослеживается не только при взаимодействии с природой, но и на историческом ходе человечества и на общественном развитии. Однако и само общество определяет культурное существование в большинстве своем. Ведь накопление ценностей, их демонстрация и использование возможно только посредством общества. Культура сохраняя свои нормы и ценности вступает во взаимодействие с иными саморегуляционными системами существующими в обществе. К таким системам можно отнести политику, право и т. д., однако их особенным отличием является то, что культурные нормы можно использовать основываясь на принципе свободы выбора, т. е. они амбивалентны.

Таким образом, мы приходим к выводу, что структура культуры многокомпонентна, состоит из разных элементов. Культурные элементы делятся на духовные, т. е. нематериальные и материальные. Поэтому, взаимосвязь материальной и духовной культуры очевидна.

Передавать накопленный опыт, знания, традиции, культурные ценности человечество пыталось еще в стародавние времена такими формами языка как: летопись; хроники; анналы; жизнеописание; ситуации; странствия; разнообразные эпистолярные формы — от собственного послания до официальных писем, от назиданий и наказов до булл, рескриптов, прокламаций. А с появлением печатной журналистики появилась возможность формирования системы журналистских жанров [7].

Принято выделять следующие типы журналистик: религиозно-клерикальная (XV-XVI вв.), феодально-монархическая (XVI-XVIII вв.), буржуазная (XIX-XX вв.), социалистическая (XX вв.) и общегуманистическая (конец ХХ в. — начало III тысячелетия).

В средневековье, во время религиозно-клерикального на подобии, спектр творчества был быстро урезан. Данное разъяснялось не столько небольшим количеством квалифицированных людей, какое количество воздействием религии на все сферы жизни. Не допускалось инакомыслия, которое выискало отражение в повторяющихся изданиях. Феодально-монархический вид отображает низкую финансовую развитость сообщества и начало перехода от естественного хозяйства к товарно-денежным взаимоотношениям. Становление торговли добивалось размена информацией о товарах, прибытии кораблей, стоимостях. В XIX в. журналистика стала важной долею общественно-политической жизни и хозяйствования. Она перевоплотился в орудие политической борьбы — 80 процентов прессы носили ясно воплощенный политический и общественно-политический нрав. Вышло традиционное разделение прессы на доброкачественную (элитарную) и пользующуюся популярностью (массовую). К концу ХХ в. к ней прибавился вид промежуточных СМИ.

Этапы развития средств массовой информации:

1) прагазетное явление — перед началом нашей эры;

2) период рукописного издания — начало нашей эры вплоть до пятнадцатого века нашей эры;

3) изобрели и стали развивать книгопечатание, организация газетного и журнального дела — с пятнадцатого до семнадцатого века;

4) журналистика стала развиваться как общественный институт, с одновременным становлением прессы как фундамента демократии и совершенствованием полиграфической базы — с восемнадцатого века и до начала двадцатого века;

5) печать приобрела функцию «четвертой власти» с 1900–1945годы;

6) происходит концентрация и монополизация средств массовой информации — с 1945- 1955годы;

7) становление электронных коммуникационных средств — 1955- 1990 годы;

8) установление новых мировых информационных правил — 1990 и по нынешнее время [10].

Средства массовой информации — мощная сила действия на понимание людей, средство своевременного донесения информации в различные уголки мира, более действенное средство воздействия на впечатления жителя нашей планеты, способное уговаривать реципиента лучше всего.

Эффективность работы СМИ неразрывно связана с учетом необходимостей жителей нашей планеты, их возросших социальных духовных и политических запросов.

В наше время средства печати и телевидение находятся в поисках новых подходов, которые были бы применимы к своей целевой группе. Соответственно, современная тематика журналов и газет иногда содержит новое, правда не совсем «идеально чистое», зато привлекающее читателей направление («Скандалы», «Желтая пресса», «Совершенно секретно» и др.) Сюда же относится и телевидение, массово пропагандирующее различные викторины, аналоги американских развлекательных ток-шоу (наше «Поле чудес» — это американское «Колесо фортуны» и мн.др), «Окна», «Дом 2».

Здесь прослеживается четкая взаимосвязь уровня культуры населения и уровня культуры средств массовой информации [12].

Деятельность средств массовой информации сильно влияет на общество в целом и на людей в отдельности, на психологический, социальный и нравственный образ каждого кто принадлежит к этому обществу, так как любая новая информация, которая поступает по каналам средств массовой информации имеет неотъемлемые стериотипы, и является носителем политических ориентаций и ценностных установок, прочно закрепляемые в людском сознании.

Основной проблемой сегодняшних дней для коллективов редакций и изданий, чей «долг» заключается в сохранении культурного наследия являются попытки сохранения классического наследия, среди «информационного мусора». Их основные жанры включают: — рецензию на новое произведение искусства, творческий портрет, обозрение, аналитическую статью, интервью и эссе. Журналы публикуют анонсы и ведут хронику новостей культуры.

Такие издания характеризуются преимущественно эстетическим подходом к проблеме искусства, а также рельефно выраженным интересом к творческим личностям. Они не выстраивают рейтингов, однако по сей день считается престижным, например для художников, если репродукция их картин будет воспроизведена журналом «Искусство»; режиссеры, актеры, сценографы, считают важным рецензирование их труда «Театром» или «Театральной жизнью». Однако, по ряду причин, в частности дороговизны, такие издания основной читательской массе малодоступны.

Сложности сохранения такого культурного наследия еще заключаются в том, что за последние десять-пятнадцать лет очень привлекательна для молодого поколения стала интернет-литература, которая изобилует трэш-культурой (графомания и безвкусица) и информационный шум, а так же современный ритм жизни, который нацелен на «бесконечную погоню» за деньгами, вычурностью, да и для некоторых слоев населения за обычным бытовым выживанием и существованием [14].

Такая литература имеет огромные тиражи и рассчитана на многомиллионного читателя. Она практически не имеет контроля в обществе, в законодательной сфере не имеет регулятора, т. е. не ограничена никакими правовыми нормами. В этот список можно отнести литературно-художественные журналы, которые издаются в стране небольшим тиражом и не потерли своего авторитета, это — «Звезда», «Нева», «Дружба народов», «Новый мир» и др. Это журнальные издания литературно-критические, поэтические, литературно-исторические. Они и сегодня являются эдакой словесной лабораторией.

В обществе пустили корни развлекательные рекламно-стилевые журналы (глянец). Они публикуют интервью с кинозвездами, миллионерами, фотомоделями. Самая многочисленная группа журналов Cosmopolitan, Harper’sBazaar, Elle, Vogue, Grazia, «Домашний очаг» и др. обращена к читательницам 20–35 лет. Журналы рекламируют высокую моду, косметику, стиль жизни современной женщины. Читатели журналов Playboy, Maxim, Esquire, Men’sHealth, FHM (ForHimMagazine) — это делающие успешную карьеру, уверенные в себе мужчины старше 25 лет. Серия изданий меньшего объема и формата предназначена более молодым читательницам. К сожалению, «Глосси-журналы» не столько воспитывают эстетические вкусы, пропагандируют новый стиль жизни, сколько навязывают образцы поведения.

Однако есть и позитивная примета нашего времени — расширение рынка просветительских журналов. Возродились журналы для семейного чтения. Вырос интерес к этнографии, краеведению. Журналы «для всех» в большей мере, чем другие издания, проявляют ценностные ориентиры общества, во всяком случае его читающего слоя. Это издания широкого спектра информации.

Просветительские журналы расширяют культурные горизонты читателя, дают возможности самообразования. К сожалению, некоторые журналы «для всех», стремясь привлечь внимание читателя, много пишут о символических ключах в культуре, о разгадке различных кодов и тайн истории. К этой группе примыкают эзотерические журналы, но к собственно просветительским они не могут быть отнесены. Здесь сказывается экспансия международных издательских домов и международных общественных фондов.

Таким образом, можно прийти к выводу, что независимо от количества и изобилия печатных культурных публикаций, определение культурного обеднения, как и социальной бедности, очень актуально и для России. Основным и главным требованием сегодня к культуре является требование ее доступности для людей. Многие люди, в частности и в нашей стране, не имеют возможности реализовать, в полной мере свое право на культурную деятельность и творчество, на достойное образование и на приобщение к культурным ценностям в целом.

Литература:

  1. Культурология. История мировой культуры: учеб.пособие для вузов. — М.: Академия, 2015. — С. 607
  2. Огапов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры: учеб.пособие для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. — С. 384
  3. Кравченко А. И. Культурология: учеб.пособие для вузов / А. И. Кравченко. — М.: Академический Проект, 2014. — С. 496
  4. Флиер А. А. Культурология для культурологов:- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. — С. 492
  5. Гуревич П. С. Философия культуры: — М.: Аспект Пресс, 2016. — С. 415
  6. Чачановский А. А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность”. М: Политиздат, 2014.- С.87
  7. Прохоров Е. П. «Введение в теорию журналистики». М.,2015.- С.90
  8. Назаров Б. Н. Массовая коммуникация и общество. М.,2014.- С.32
  9. Есин Б. И. История русской журналистики XIX века. — М: Аспект Пресс,2014.- С.50
  10. Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации. — Ульяновск, 2015.- С.60
  11. Ким М. Н. Основы теории журналистики: Учебное пособие. ООО Издательство «Питер»,2013.- С.98
  12. Резников М. Р. Радио и телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: Связь, 2016.- С. 95.
  13. Корконосенко С. Г. «Основы теории журналистики». СПб. 2014.- С.40
  14. Головин Ю. А. Российские литературно-художественные журналы как форма реализации культурной политики: Монография.-М., 2010. С. 224
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, культура, журнал, FHM, III, XIX-XX, XV-XVI, XVI-XVIII, культурное наследие, стиль жизни.


Похожие статьи

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества

В статье рассматриваются основные направления формирования диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Подчеркивается важность роли СМИ в процессе образования подрастающего поколения и обосновывается...

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного...

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинемато...

Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни.

Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место, выполняет такие коммун...

Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития нравственно-эстетической культуры учащихся. Нравственно-эстетическая культура играет важную роль в становлении личности школьника, способствуя развитию высоких моральных и эстетических ...

Влияние семьи и семейных традиций на молодое поколение. Проблема «отцов и детей»

В данной статье рассматривается понятие семьи, её роли в жизни каждого человека, влияние семейных традиций на молодое поколение и на формирование интеллектуальных и эмоциональных основ личности. Семья, как «ячейка общества» и основа человеческих отно...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Похожие статьи

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества

В статье рассматриваются основные направления формирования диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Подчеркивается важность роли СМИ в процессе образования подрастающего поколения и обосновывается...

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного...

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинемато...

Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни.

Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место, выполняет такие коммун...

Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития нравственно-эстетической культуры учащихся. Нравственно-эстетическая культура играет важную роль в становлении личности школьника, способствуя развитию высоких моральных и эстетических ...

Влияние семьи и семейных традиций на молодое поколение. Проблема «отцов и детей»

В данной статье рассматривается понятие семьи, её роли в жизни каждого человека, влияние семейных традиций на молодое поколение и на формирование интеллектуальных и эмоциональных основ личности. Семья, как «ячейка общества» и основа человеческих отно...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Задать вопрос