Российский театр как актор международной культурой политики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 15.02.2018

Статья просмотрена: 3079 раз

Библиографическое описание:

Аксенова, Ж. С. Российский театр как актор международной культурой политики / Ж. С. Аксенова, В. А. Тонких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 199-202. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48349/ (дата обращения: 19.12.2024).



Театр занимает особое место в истории развития человечества, являя собой отражение культурного уровня, ценностей, традиций и нравов того или иного периода времени. [1] Несмотря на то, что сейчас идет активное развитие самых разных форм искусства (в частности, появление кинематографа, доступное для всех телевидение), а также сильное влияние на сферу культуры Интернета и социальных сетей, театр до сих пор занимает важную нишу в жизни общества. Его актуальность на протяжении многих веков обуславливалась высокой социальной значимостью — театр представлял собой своеобразную открытую площадку для постановки и рассмотрения острых социально-политических и духовно-нравственных вопросов, предоставлял возможность и служил средством формирования у зрителей определенных ценностных норм, правил и установок.

Политика, реализуемая правительством в области театральной деятельности, является составной частью всей культурной политики Российской Федерации. В сфере культуры основой всех связей являются, по большей части, артистические и художественные обмены в формах концертно-гастрольной деятельности (в том числе международной). Основной целью этих обменов является формирование и поддержание устойчивых и долговременных связей между государствами, общественными организациями и людьми. Также они вносят вклад в налаживание и укрепление межгосударственного взаимодействия в других областях, в том числе в сфере политики и экономики, и призваны работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире. [2]

Благодаря уникальности русской исполнительской школы и ее высокому авторитету в мире театрального искусства, выступления российских артистов всегда вызывают большей интерес и пользуются постоянным международным спросом. С каждым годом за рубежом все более широко представлены выдающиеся достижения российской культуры и, прежде всего, музыкального и театрального искусства всех видов и жанров (оперного, балетного и драматического театра).

Русский народный театр как явление возник в глубокой древности, когда еще не было письменности. Просвещение, прежде всего в лице христианской религии, постепенно вытесняло языческих богов и все, что с ними было связано, из области духовной культуры русского народа. Многочисленные языческие ритуалы, разнообразные обряды и народные праздники постепенно легли в основу драматического искусства.

Самыми первыми бродячими актерами на Руси были скоморохи. Существовали, правда, еще и оседлые скоморохи, но они мало чем отличались от обычных людей и наряжались только в дни народных праздников и гуляний. [3]

Зарождение ранней драматургии в русской культуре произошло в конце XVII века. Тогда же возник и первый профессиональный русский театр, в формировании которого принимали участие представители самых разных слоев общества. Причем, стоит отметить, что большинство из них являлись выходцами из крепостных людей, служащими Посольского и Аптекарского приказов, Оружейной палаты и Печатного Двора. [4]

Русское театральное искусство, которое в XVII веке основывалось прежде всего на достижениях придворного и школьного театров, получило признание на государственном уровне. Это подтверждалось царским указом о выделении для него специальных помещений, в которых возможно проводить обучение актерскому мастерству молодых людей, специально отобранных для этой цели. Применяя в своем творчестве уже ранее накопленный опыт сценического искусства Западной Европы, русские актеры развивали и совершенствовали национальную театральную культуру, открывая в городах и населенных пунктах театральные школы с целью подготовки профессиональных актеров русского драматического театра. [5]

Весь XVIII век в России был отмечен реформами Петра I, а также стремительным ростом государственного и военного престижа страны. Развитие внешней торговли активно способствовало установлению и развитию экономических и культурных связей с другими странами. Драматургия и театральное искусство сохранили свою самобытность и народные традиции. Одновременно с этим заметно уменьшилось влияние религии и церкви на развитие культуры и искусство.

В 1756 году правительственным указом от 30 августа в Петербурге был создан первый Русский публичный театр для представления трагедий и комедий. [6]

К концу первой четверти XX века в российском театре, как, в прочем, и в других сферах искусства, практически пришел к своему завершению процесс идейного разделения. Серьезные изменения, которые повлекли за собой события Октябрьской революции и Первая Мировая война, оказали значительное воздействие на всех деятелей культуры. Все более очевидной стала становиться связь между творческой деятельностью авторов и художников и их общественно-политической позицией. Постепенно реалистические и гуманистические традиции минувших лет стали объединяться с новыми идеями тотального полного освобождения человечества от колониального рабства, борьбы с капиталистическим гнетом и стремлениями к социалистическому преобразованию мира.

Многонациональный советский театр, сформировавшийся в результате победы Октябрьской революции, стал новой ступенью в истории мирового театрального искусства. [7] Советский театр смог унаследовать лучшие, передовые традиции дореволюционного реалистического искусства, благодаря развитию на основе метода социалистического реализма. Утверждая и пропагандируя великие идеи коммунизма, театр стал отражением мыслей и чувств многомиллионного русского народа.

В эпоху общественного застоя, советское театральное искусство, наряду со многими творческими успехами, накопило немало проблем, связанных с господствующей командно-административной системой и жесткой централизацией всего театрального дела. Все театральные коллективы, планируя и осуществляя свою деятельность, вынуждены были следовать определенным требованиям со стороны партийных и государственных органов власти, которые считали искусство идеологическим средством для достижения цели построения «развитого социализма». В эпоху общественного застоя гастроли были признаны наиболее эффективной формой обмена опытом и достижениями в сфере театрального искусства между автономными, союзными республиками, краями и областями СССР. Вместе с тем, сама организация гастролей являлась сложной бюрократической системой, которая была призвана обеспечить должный контроль за театральным коллективом со стороны государственной власти. Прежде всего, ожидалось, что они будут способствовать процессу взаимовлияния и взаимообогащения национальных социалистических культур, показу выдающихся произведений русских авторов, раскрывающих борьбу русского народа за коммунизм, произведений советской, национальной, мировой классики и современной зарубежной драматургии. [7]

Принципы, регулирующие театральную гастрольную деятельность, закладывались на партийных съездах. Партийные и советские органы власти рассматривали гастрольные турне театров как «творческие отчеты перед трудящимися» советской страны. Именно по этой причине репертуар театров, который тщательно проверялся и утверждался вышестоящими инстанциями, был целиком и полностью составлен в духе господствующей идеологии. Если проанализировать маршруты, по которым гастролировали театры, основываясь на доступных архивных материалах, то будет видно, что ключевыми направлениями являлись поездки зарубеж (которые, однако, были крайне редки среди провинциальных театров), выезды в братские республики СССР, а также гастроли по городам РСФСР.

Смена политической формации в начале 1990-х годов и долгий период экономической разрухи кардинально поменяли театральную жизнь в России. Первый этап ослабления идеологического контроля сопровождался эйфорией: многочисленные ограничения были сняты и стало возможным ставить и показывать зрителям все, что угодно. После того, как была отменена централизация театров, стали образовываться новые творческие коллективы — антрепризы, театры-студии и т. д. Однако вынести все тяготы в новых условиях смогли далеко не все — выяснилось, что, помимо идеологического диктата, существует еще и диктат зрительский: публика будет смотреть только то, что непосредственно хочет. Заполняемость зрительного зала, являющаяся не слишком важной при наличии финансовой поддержки со стороны государства, при самоокупаемости становится необходимым условием для дальнейшего существования театра. Вследствие этого, наиболее востребованными в театре становятся профессии продюсера и менеджера, которые, помимо изучения зрительского спроса, могут также заниматься поиском новых спонсоров и инвесторов для проектов театра. [8] В настоящее время самыми талантливыми и успешными театральными продюсерами становятся режиссеры и актеры (так, например, всем известный Олег Табаков). Действительно одаренные режиссеры, особенно те, кто сочетает свое творческое видение с умением вписаться в ситуацию рыночной экономики, смогли «уцелеть» и получили множество возможностей для реализации всех своих, даже самых смелых, идей.

На сегодняшний день театр в России по количеству и разнообразию эстетических направлений ассоциируется с Серебряным веком. Режиссеры традиционных, привычных театральных направлений соседствуют с экспериментаторами. Наряду с признанными мастерами — П. Н. Фоменко, В. В. Фокиным, О. П. Табаковым, Р. Г. Виктюком, А. А. Калягиным, Г. Б. Волчек успешно работают К. М. Гинкас, Г. Н. Яновская, И. Л. Райхельгауз, К. А. Райкин, С. Н. Арцибашев, а также еще более молодые и радикальные авангардисты: А. А. Праудин, Б. Ю. Юхананов, и др. Параллельно с этим активно развивается и близкое к театру направление хепенинга и инсталляции. И. М. Эппельбаум, отталкиваясь от эстетики театра кукол, экспериментирует со всеми компонентами зрелища в своем театре «Тень». Е. В. Гришковец изобретает свою театральную эстетику. С 2002 года открылся проект Театр.doc, построенный на отказе от литературной основы спектаклей: материалом для них служат расшифровки реальных интервью с представителями той социальной группы, к которой принадлежат и герои будущих постановок. И это далеко не все сегодняшние театральные эксперименты.

Новому витку развития театрального искусства в России во многом поспособствовал появившийся доступ к мировой культуре и ее театральному опыту, что существенно помогает осмыслению собственной проделанной работы и переходу на следующую ступень.

Итак, театры Москвы и Санкт-Петербурга всегда играли решающую роль в пропаганде российского театрального искусства как внутри страны, так и за границей. Основной формой международной деятельности столичных театров стали зарубежные гастроли и участие в международных фестивалях. Практически все ведущие театры России активно участвовали и продолжают участвовать в международной деятельности.

В настоящее время, несмотря на развитие научно-технического прогресса и появления множества иных способов передачи и распространения информации среди населения, театр по-прежнему играет важную роль в формировании мировоззрений общества.

С каждым годом российские театры занимают все более заметное положение в мировом театральном процессе. Высокий уровень театрального искусства в России признается многими авторитетными представителями мирового театрального сообщества.

Начиная с конца 1980-х годов число зарубежных гастролей, осуществляемых российскими театральными коллективами, неуклонно растет. За последние десять лет количество спектаклей, которые были показаны российскими театрами за границей, выросло почти в полтора раза. [9]

Для большинства российских театров выезд за границу почти всегда связан с участием в международных театральных фестивалях, где показывается всего один-два спектакля. Но, несмотря на это, зарубежные театральные продюсеры и менеджеры с каждым годом приглашают все больше российских театральных коллективов на репертуарные гастроли. Среди театров, которые регулярно осуществляют выезды за рубеж, по понятным причинам превалируют театры Москвы и Санкт-Петербурга.

То, что решающую роль в международной деятельности театров как акторов культурной политики играют московские и петербургские театры, вполне естественно, учитывая исторический опыт этих коллективов. Однако в последние годы на арену международной культурной деятельности выходят и провинциальные коллективы, свидетельством чего является международный Платоновский фестиваль, проводимый в Воронеже с 2011 года. [10]

Литература:

1. Конева А. А. Новаторский театр как средство формирования духовных ценностей человека // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — № 10(18). — С. 68.

2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. // Официальный сайт МИД РФ. — URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 (дата обращения: 09.12.2017)

3. Bates A. The Drama: Its History, Literature and Influence on Civilization. — vol. 18. — New York: Smart and Stanley, 1903. — 388 p.

4. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русский театр от истоков до середины XVIII века. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 262 с.

5. История театра в России XVII-XVIII вв. // Театральная библиотека. — URL: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/istoriya-teatra-v-rossii-xvii-xviii-vv (дата обращения: 14.12.2017)

6. Смирнова Л. Н., Гальперина Г. А., Дятлева Г. В. Популярная история театра. — М.: ВЕЧЕ, 2008. — 750 с.

7. Золотницкий Д. И. Академические театры на путях Октября. — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1982. — 343 с.

8. Хайченко Г. А. Страницы истории советского театра. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1983. — 272 с.

9. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115357/ (дата обращения: 10.12.2017)

10. О фестивале // Официальный сайт Платоновского фестиваля искусств. — URL: http://www.platonovfest.com/festival (дата обращения: 12.12.2017)

Основные термины (генерируются автоматически): театральное искусство, Россия, театр, драматический театр, культурная политика, международная деятельность, Октябрьская революция, русский народ, Санкт-Петербург, театр Москвы.


Задать вопрос