В статье рассматриваются удовлетворенность доступностью общественного транспорта граждан с ОВ, современное состояние системы городской инфраструктуры, проблемы организации транспортной среды города Читы, а также вопрос качества транспортного обслуживания маломобильных групп населения.
Ключевые слова: доступная среда, маломобильные группы населения, доступность транспортной системы, городская мобильность.
Основной программой в России, обеспечивающей все сферы жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями (ОВ), является Государственная программа «Доступная среда». Одним из приоритетных направлений данного проекта считается гарантированное обеспечение социально-транспортной доступности приоритетных объектов и услуг во всех сферах жизнедеятельности инвалидов [1]. Транспортная доступность складывается из понятия безопасности и эффективности использования объектов социально-экономической среды, для различных групп населения, включая и лиц с ограниченными возможностями.
Молодые люди с ОВ, желающие само развиваться, испытывают психологические проблемы в результате изоляции от внешнего мира, вследствие, как физических нарушений, так и не доступности окружающей городской среды. Психо-эмоциональные расстройства приводят к депрессивным состояниям и стигматизации [2, 3]. Вопросы социально-психологической адаптации и занятости лиц с ОВ являются актуальными, независимо от места проживания.
Территория города Чита, является одной из самых протяженных по площади и всех западно-сибирских городов. Количество автомобильного транспорта ежегодно неуклонно растет. Плотность проживающего городского населения увеличивается за счет прибывающих граждан из районов края и других регионов. Пассажиропоток наиболее интенсивный в утренние и вечерние часы.
В перспективе развития городского хозяйства г. Чита, в рамках исполнению федеральных и региональных документов, одним из приоритетных направлений работы должно стать решение проблем с обеспечением доступной безбарьерной среды, создания безопасных и комфортных условий жизнедеятельности для маломобильных групп населения (МГН) и других групп инвалидности.
Цель исследования: анализ доступности объектов и услуг в разных сферах жизнедеятельности граждан с ОВ, проживающих в г. Чита.
Материалы и методы:
Волонтерами студенческого социально-педагогического отряда «Ойкос» ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», в рамках научно-исследовательской работы студентов, было проведено интервьюирование лиц с ОВ на предмет доступности объектов и услуг в городской среде. В исследовании приняло участие 21 человек, имеющие НОДА, зрения и слуха. Все имеют правовой статус инвалида. Полученные сведения проанализированы с помощью статистической обработки данных.
Результаты исследования.
Первый блок вопросов направлен на оценку удовлетворенности существующей в городе транспортной доступности лицами с ОВ. Установлено, что 4 (19 %) респондента, из числа людей с нарушением слуха, удовлетворены существующей системой передвижения. 17 человек (80,9 %) отметили ограниченные возможности передвижения в городском транспорте. Курсирующие общегородские автобусы и троллейбусы не оборудованы подъемниками, маршрутки частных предпринимателей полностью не приспособлены для проезда МГН. Остановки для посадки/высадки пассажиров не оборудованы тактильными плитками, мнемосхемами, стикерами. Нет информационного табло для ориентировки нуждающихся. Наличие высоких бордюр и отсутствие пандусов затрудняет посадку инвалидов-колясочников или передвигающихся на костылях. На вопрос: «Как же вы передвигаетесь по городу?» 15 (71,4 %) интервьюированных при передвижении обращаются за помощью к родным или сопровождающим лицам.
Второй блок вопросов включал анализ доступности социально-экономических объектов. 16 (76,1 %) человек отметили доступность административных учреждений, 15 человек (71,4 %) — торговых центров, 12 чел. (57,1 %) медицинских учреждений, 11 чел. (52,3 %) — социальные объекты (художественные выставки, музеи, кинотеатры), 10 чел. (47,6 %) спортивные сооружения. 17 (80,9 %) респондентов отметили достаточную толерантность граждан, готовых помочь, в той или иной ситуации. Молодые инвалиды, обучающиеся в учебных заведениях отметили реальную отзывчивость студенческой молодежи, предлагающих помощь в обеспечении доступности образовательной среды. Объективная помощь со стороны администрации и студентов вуза в адаптации и социализации лиц с ОВ, при инклюзивном образовании, помогает студентам с инвалидностью быстрейшей интеграции в студенческую среду [4].
Основными недостатками, по нашему мнению, в обеспечении беспрепятственной доступности для МГН и других категорий ограничений граждан к услугам муниципальных учреждений социально-экономической сферы г. Чита являются не эффективная целевая работа городских хозяйств, которая не сопоставима с теми задачами, которые ежегодно ставятся городской администрацией. 18 респондентов (85,7 %) отметило, что по прежнему остаются нерешенными большинство проблем с оборудованием доступности входных групп дверей в здания, ширины дверных проемов, которые не позволяют свободный доступ в здание, нет кнопок вызова, тактильных табличек, звуковых информаторов, лестничных подъемников, пандусов, оборудованных санитарных комнат и многих других сопоставимых к реалиям условий.
Выводы
Несмотря на имеющиеся положительные результаты в изменении доступности городской среды, остаются не решенными проблемы, которые вызывают озабоченность у граждан, имеющих маломобильную возможность, реализовать свои навыки, способности, умения. Административным городским структурам необходимо акцентировать внимание на обеспечении доступным транспортом, безбарьерной общегородской средой, включая и социально-экономические объекты жизнедеятельности.
Литература:
- Программа «Доступная среда». URL: https://bezpregrad.com/dostupnaya-sreda/ (дата обращения: 10.01.2022)
- Kokhan S. T., Vinogradova N. I., Grabovskaya Ya. I. Cognitive sphere diagnostics in visually impaired students. Russian Journal of Education and Psychology, vol. 11, № 1 2020. — P. 7–15 DOI: https://doi.org/10.12731/2658–4034–2020–1–7–15
- Виноградова Н. И., Ходюкова Т. А., Кохан С. Т. Психологические факторы становления жизнестойкости студентов — инвалидов. Ученые записки ЗабГУ. 2019. том 14, № 2. с. 62–68. DOI: 10.21209/ 2658–7114–2019–14–2–62–68
- Ардашова Ю. И., Кохан С. Т. Особенности отношения студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты: сборник научных статей VII МНПК / Забайкал. гос. ун-т — Чита, 2016. — С. 950–960.