Оценка доступности социально-экономической городской среды для маломобильных жителей г. Читы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 13.01.2022

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Лоншакова, К. Р. Оценка доступности социально-экономической городской среды для маломобильных жителей г. Читы / К. Р. Лоншакова, Д. И. Брик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 163-164. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87749/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются удовлетворенность доступностью общественного транспорта граждан с ОВ, современное состояние системы городской инфраструктуры, проблемы организации транспортной среды города Читы, а также вопрос качества транспортного обслуживания маломобильных групп населения.

Ключевые слова: доступная среда, маломобильные группы населения, доступность транспортной системы, городская мобильность.

Основной программой в России, обеспечивающей все сферы жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями (ОВ), является Государственная программа «Доступная среда». Одним из приоритетных направлений данного проекта считается гарантированное обеспечение социально-транспортной доступности приоритетных объектов и услуг во всех сферах жизнедеятельности инвалидов [1]. Транспортная доступность складывается из понятия безопасности и эффективности использования объектов социально-экономической среды, для различных групп населения, включая и лиц с ограниченными возможностями.

Молодые люди с ОВ, желающие само развиваться, испытывают психологические проблемы в результате изоляции от внешнего мира, вследствие, как физических нарушений, так и не доступности окружающей городской среды. Психо-эмоциональные расстройства приводят к депрессивным состояниям и стигматизации [2, 3]. Вопросы социально-психологической адаптации и занятости лиц с ОВ являются актуальными, независимо от места проживания.

Территория города Чита, является одной из самых протяженных по площади и всех западно-сибирских городов. Количество автомобильного транспорта ежегодно неуклонно растет. Плотность проживающего городского населения увеличивается за счет прибывающих граждан из районов края и других регионов. Пассажиропоток наиболее интенсивный в утренние и вечерние часы.

В перспективе развития городского хозяйства г. Чита, в рамках исполнению федеральных и региональных документов, одним из приоритетных направлений работы должно стать решение проблем с обеспечением доступной безбарьерной среды, создания безопасных и комфортных условий жизнедеятельности для маломобильных групп населения (МГН) и других групп инвалидности.

Цель исследования: анализ доступности объектов и услуг в разных сферах жизнедеятельности граждан с ОВ, проживающих в г. Чита.

Материалы и методы:

Волонтерами студенческого социально-педагогического отряда «Ойкос» ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», в рамках научно-исследовательской работы студентов, было проведено интервьюирование лиц с ОВ на предмет доступности объектов и услуг в городской среде. В исследовании приняло участие 21 человек, имеющие НОДА, зрения и слуха. Все имеют правовой статус инвалида. Полученные сведения проанализированы с помощью статистической обработки данных.

Результаты исследования.

Первый блок вопросов направлен на оценку удовлетворенности существующей в городе транспортной доступности лицами с ОВ. Установлено, что 4 (19 %) респондента, из числа людей с нарушением слуха, удовлетворены существующей системой передвижения. 17 человек (80,9 %) отметили ограниченные возможности передвижения в городском транспорте. Курсирующие общегородские автобусы и троллейбусы не оборудованы подъемниками, маршрутки частных предпринимателей полностью не приспособлены для проезда МГН. Остановки для посадки/высадки пассажиров не оборудованы тактильными плитками, мнемосхемами, стикерами. Нет информационного табло для ориентировки нуждающихся. Наличие высоких бордюр и отсутствие пандусов затрудняет посадку инвалидов-колясочников или передвигающихся на костылях. На вопрос: «Как же вы передвигаетесь по городу?» 15 (71,4 %) интервьюированных при передвижении обращаются за помощью к родным или сопровождающим лицам.

Второй блок вопросов включал анализ доступности социально-экономических объектов. 16 (76,1 %) человек отметили доступность административных учреждений, 15 человек (71,4 %) — торговых центров, 12 чел. (57,1 %) медицинских учреждений, 11 чел. (52,3 %) — социальные объекты (художественные выставки, музеи, кинотеатры), 10 чел. (47,6 %) спортивные сооружения. 17 (80,9 %) респондентов отметили достаточную толерантность граждан, готовых помочь, в той или иной ситуации. Молодые инвалиды, обучающиеся в учебных заведениях отметили реальную отзывчивость студенческой молодежи, предлагающих помощь в обеспечении доступности образовательной среды. Объективная помощь со стороны администрации и студентов вуза в адаптации и социализации лиц с ОВ, при инклюзивном образовании, помогает студентам с инвалидностью быстрейшей интеграции в студенческую среду [4].

Основными недостатками, по нашему мнению, в обеспечении беспрепятственной доступности для МГН и других категорий ограничений граждан к услугам муниципальных учреждений социально-экономической сферы г. Чита являются не эффективная целевая работа городских хозяйств, которая не сопоставима с теми задачами, которые ежегодно ставятся городской администрацией. 18 респондентов (85,7 %) отметило, что по прежнему остаются нерешенными большинство проблем с оборудованием доступности входных групп дверей в здания, ширины дверных проемов, которые не позволяют свободный доступ в здание, нет кнопок вызова, тактильных табличек, звуковых информаторов, лестничных подъемников, пандусов, оборудованных санитарных комнат и многих других сопоставимых к реалиям условий.

Выводы

Несмотря на имеющиеся положительные результаты в изменении доступности городской среды, остаются не решенными проблемы, которые вызывают озабоченность у граждан, имеющих маломобильную возможность, реализовать свои навыки, способности, умения. Административным городским структурам необходимо акцентировать внимание на обеспечении доступным транспортом, безбарьерной общегородской средой, включая и социально-экономические объекты жизнедеятельности.

Литература:

  1. Программа «Доступная среда». URL: https://bezpregrad.com/dostupnaya-sreda/ (дата обращения: 10.01.2022)
  2. Kokhan S. T., Vinogradova N. I., Grabovskaya Ya. I. Cognitive sphere diagnostics in visually impaired students. Russian Journal of Education and Psychology, vol. 11, № 1 2020. — P. 7–15 DOI: https://doi.org/10.12731/2658–4034–2020–1–7–15
  3. Виноградова Н. И., Ходюкова Т. А., Кохан С. Т. Психологические факторы становления жизнестойкости студентов — инвалидов. Ученые записки ЗабГУ. 2019. том 14, № 2. с. 62–68. DOI: 10.21209/ 2658–7114–2019–14–2–62–68
  4. Ардашова Ю. И., Кохан С. Т. Особенности отношения студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты: сборник научных статей VII МНПК / Забайкал. гос. ун-т — Чита, 2016. — С. 950–960.
Основные термины (генерируются автоматически): маломобильная группа населения, анализ доступности, городская среда, транспортная доступность.


Ключевые слова

маломобильные группы населения, доступная среда, доступность транспортной системы, городская мобильность

Похожие статьи

Проблема создания безопасной городской среды для маломобильных граждан на территории г. Читы

В статье проводится анализ существующей на сегодня проблемы доступной среды для маломобильных групп населения на территории города Чита, а также рассмотрены существующие альтернативы для устранения недостатков обеспечения доступности городской среды....

Формирование доступной и комфортной городской среды как условие социальной адаптации людей с ограниченными возможностями передвижения

Комфортная городская среда является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества, в особенности это касается людей с ограниченными возможностями передвижения, для которых отсутствие элементарной инфраструктуры затрудняет решение повседнев...

Доступность городских социокультурных объектов для студентов с ограниченными возможностями при реализации программы «Пушкинская карта»

В статье представлен анализ доступности зданий социокультурной сферы г. Читы для маломобильной группы населения из числа студенческой молодежи.

О социальных приоритетах развития городской транспортной инфраструктуры

Реализация автопарковочной политики и политики землепользования в процессе развития городской транспортной инфраструктуры должна в первую очередь учитывать социальные приоритеты и обеспечение комфортных условий жизни населения.

Моделирование распределения пассажиропотоков по различным видам общественного транспорта с учетом требований пассажиров

Предложена методика определения целевых групп пассажиров для конкретного вида городского пассажирского транспорта, обслуживая которые, потребности населения в перевозках будут удовлетворяться максимально полно и качественно с минимальными затратами.

Гигиенические условия внутриквартальной среды города Ташкента с позиции молодежи

Проведенное социально-гигиеническое исследование, основной целью которого явилась сравнительная оценка мнения молодых и взрослых горожан относительно факторов внутриквартальной городской среды, требует улучшения гигиенических условий проживания в гор...

Развитие транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области

В статье рассматриваются актуальные проблемы доступности транспорта для такой категории граждан как инвалиды. Во внимание взяты основные проблемы развития транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области, а также форм...

Подземные и надземные пешеходные переходы на примере города Алматы

В статье рассмотрены подземные и надземные переходы на примере города Алматы и дан сравнительный анализ с аналогами в зарубежных странах. Авторами поставлена проблема о доступности городской среды для маломобильных групп населения.

Реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» как форма повышения социальной активности населения в решении вопросов местного значения (на примере администрации Мечетлинского района Республики Башкортостан)

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» важен как форма повышения социальной активности населения в решении вопросов местного значения. Реализация проекта предполагает благоустройство общественных территорий и создание механизма ...

Мобильность населения как социальный приоритет государственной транспортной политики и фактор повышения качества жизни населения России

В статье проанализированы социальные приоритеты государственной транспорт-ной политики в России. Сделан вывод о необходимости разработки и внедрения социальных транспортных стандартов как основы повышения качества жизни населения России.

Похожие статьи

Проблема создания безопасной городской среды для маломобильных граждан на территории г. Читы

В статье проводится анализ существующей на сегодня проблемы доступной среды для маломобильных групп населения на территории города Чита, а также рассмотрены существующие альтернативы для устранения недостатков обеспечения доступности городской среды....

Формирование доступной и комфортной городской среды как условие социальной адаптации людей с ограниченными возможностями передвижения

Комфортная городская среда является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества, в особенности это касается людей с ограниченными возможностями передвижения, для которых отсутствие элементарной инфраструктуры затрудняет решение повседнев...

Доступность городских социокультурных объектов для студентов с ограниченными возможностями при реализации программы «Пушкинская карта»

В статье представлен анализ доступности зданий социокультурной сферы г. Читы для маломобильной группы населения из числа студенческой молодежи.

О социальных приоритетах развития городской транспортной инфраструктуры

Реализация автопарковочной политики и политики землепользования в процессе развития городской транспортной инфраструктуры должна в первую очередь учитывать социальные приоритеты и обеспечение комфортных условий жизни населения.

Моделирование распределения пассажиропотоков по различным видам общественного транспорта с учетом требований пассажиров

Предложена методика определения целевых групп пассажиров для конкретного вида городского пассажирского транспорта, обслуживая которые, потребности населения в перевозках будут удовлетворяться максимально полно и качественно с минимальными затратами.

Гигиенические условия внутриквартальной среды города Ташкента с позиции молодежи

Проведенное социально-гигиеническое исследование, основной целью которого явилась сравнительная оценка мнения молодых и взрослых горожан относительно факторов внутриквартальной городской среды, требует улучшения гигиенических условий проживания в гор...

Развитие транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области

В статье рассматриваются актуальные проблемы доступности транспорта для такой категории граждан как инвалиды. Во внимание взяты основные проблемы развития транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области, а также форм...

Подземные и надземные пешеходные переходы на примере города Алматы

В статье рассмотрены подземные и надземные переходы на примере города Алматы и дан сравнительный анализ с аналогами в зарубежных странах. Авторами поставлена проблема о доступности городской среды для маломобильных групп населения.

Реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» как форма повышения социальной активности населения в решении вопросов местного значения (на примере администрации Мечетлинского района Республики Башкортостан)

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» важен как форма повышения социальной активности населения в решении вопросов местного значения. Реализация проекта предполагает благоустройство общественных территорий и создание механизма ...

Мобильность населения как социальный приоритет государственной транспортной политики и фактор повышения качества жизни населения России

В статье проанализированы социальные приоритеты государственной транспорт-ной политики в России. Сделан вывод о необходимости разработки и внедрения социальных транспортных стандартов как основы повышения качества жизни населения России.

Задать вопрос