Проблема создания безопасной городской среды для маломобильных граждан на территории г. Читы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 17.12.2022

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Колыжбаева, А. Е. Проблема создания безопасной городской среды для маломобильных граждан на территории г. Читы / А. Е. Колыжбаева, В. Б. Диде. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 457-459. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97741/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье проводится анализ существующей на сегодня проблемы доступной среды для маломобильных групп населения на территории города Чита, а также рассмотрены существующие альтернативы для устранения недостатков обеспечения доступности городской среды. Все проблемы, а также альтернативы рассмотрены на реальных примерах.

Ключевые слова: безопасность городской среды, маломобильные граждане, благоприятные условия, городская среда.

По статистике в 2020 году на территории России проживало 11,9 млн. человек с инвалидностью, что составляет 8,1 % от всего населения страны. На 1 февраля 2022 год число нетрудноспособных людей составило 10 556 630 человек, что на 0,93 % от всего населения страны выше, по сравнению с 2020 годом. В Забайкальском крае на 1 октября 2022 года инвалидность имеют 79 372 человека, что составляет 7,49 % от общей численности населения Забайкальского края. В связи с такой высокой численностью людей с ограниченными возможностями, создание благоприятных условий для их повседневной жизни является приоритетной задачей общества.

В Забайкальском крае, различный объекты социальной инфраструктуры размещены на значительном удалении друг от друга в связи с чем создание благоприятных условий однократным локальным мероприятием не представляется возможным. Кроме того, значительная часть объектов, необходимых для обеспечения минимальной потребности маломобильных граждан не оборудованы необходимой инфраструктурой или оборудованы, но данная инфраструктура не отвечает требованием безопасности, например углы спуска пандуса могут быть слишком крутыми, что даже с посторонней помощью человеку будет практически невозможно спуститься или подняться, не подвергая свою жизнь и здоровье опасности.

Постановлением администрации городского округа «Город Чита»

от 29 ноября 2016 года № 352 утверждена муниципальная программа «Доступная среда в городском округе «Город Чита» на 2017–2021 годы». Данная программа включает в себя два основных направления для достижения цели по обеспечению доступности общественной инфраструктуры:

1) Необходимость создания условий доступа к объектам социальной сферы маломобильных групп;

2) Формирование условий для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения и беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта.

В рамках данной программы реализовывались различные мероприятия, тем не менее, многие объекты социальной инфраструктуры по-прежнему не оборудованы необходимыми средства для обеспечения доступа к ним маломобильных групп населения. Постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 2 июня 2020 года № 230, данная программа продлена до 2026 года.

Кроме того, в ряде продовольственных магазинов владельцы зачастую пренебрегают доступностью среды для маломобильных граждан и сокращают проходы между стеллажами для того, чтобы увеличить товарный ассортимент. Данные действия ограничивают доступ маломобильных граждан в конкретном магазине к какому-либо товару, также стоит отметить, что нарушение данных требований для обеспечения доступности среды приводят к нарушению требований пожарной безопасности.

Что касается оборудования пандусов для беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями, то во многих зданиях они отсутствуют, зачастую для сохранения внешнего вида фасада, для маломобильных граждан оборудуют отдельный вход, чтобы не ограничивать их в возможности передвижения, там могут быть установлены специализированные лифты, или же пандусы. На территории г. Чита расположены множество организаций, посещаемые маломобильными гражданами. В качестве примера приведем образовательное учреждение с большим трафиком граждан, где при этом визуально отсутствуют какие-либо пандусы для подъема на крыльцо, а высота лестничного марша превышает

1 м в высоту. Расположено по адресу г. Чита ул. Горького. Данная ситуация является не единичным случаем на территории г. Чита. Для подтверждения данного факта следует обратить внимание на здание, находящееся на незначительном расстоянии от первого здания по ул. Горького. У здания имеется 2 отдельных входа, и высота лестничного марша каждого составляет выше 1,5 метров, ни одна из лестниц не оборудована пандусом.

Здание в районе ул. Ленина, г. Чита без пандуса на центральном входе в здание, но с указанием альтернативного входа для маломобильных граждан Здание в районе ул. Ленина, г. Чита без пандуса на центральном входе в здание, но с указанием альтернативного входа для маломобильных граждан

Рис. 1. Здание в районе ул. Ленина, г. Чита без пандуса на центральном входе в здание, но с указанием альтернативного входа для маломобильных граждан

Приведенные в качестве примера учреждения могут посещать любые граждане, в том числе маломобильные, в связи с чем необходимо обеспечить доступность посещения данных организаций маломобильными гражданами. Стоит отметить, что в ряде общественных мест визуально необорудованных средствами для обеспечения доступа маломобильных граждан, предусмотрены альтернативные варианты обеспечения этого доступа, как было указано выше, это оборудование отдельных входов в помещения и установка указателей, для возможности обнаружения этих входов в случае их визуальной скрытости. В качестве примере приведен рис. 1, где при отсутствии пандуса на центральном входе предусмотрен альтернативный вход и установлен знак в проходной зоне.

Также стоит отметить наличие желтых линий на первой и последней проступи лестничного марша крыльца, что говорит о всестороннем подходе в вопросе обеспечения качества посещения маломобильных граждан в данное учреждение. Другим примером доступности среды могут служить здания Забайкальского государственного университета, в которых также расположены специализированные желтые ленты на лестничных маршах и, кроме того, на перилах лестничных маршей расположены тактильные указатели, сигнализирующие об окончании подъема или спуска.

В заключении следует отметить, что даже на первый взгляд незначительные вещи, такие как желтые полосы на лестничных маршах, абсолютно равнодушные обычному человеку могут в значительной степени облегчить повседневную жизнь человеку с ограниченными возможностями. Поэтому реализация мероприятий по созданию доступной среды должна быть максимально приоритетной в нашем обществе, чтобы все люди в равной степени могли реализовывать свои права.

Литература:

  1. «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35–01–2001» утвержденный приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр;
  2. «Доступная среда в городском округе «Город Чита» на 2017–2021 годы» муниципальная программа утвержденная постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 29 ноября 2016 года № 352.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданин, маломобильная группа населения, городская среда, городской округ, доступная среда, Забайкальский край, альтернативный вход, лестничный марш, повседневная жизнь, социальная инфраструктура.


Ключевые слова

городская среда, маломобильные граждане, безопасность городской среды, благоприятные условия

Похожие статьи

Оценка доступности социально-экономической городской среды для маломобильных жителей г. Читы

В статье рассматриваются удовлетворенность доступностью общественного транспорта граждан с ОВ, современное состояние системы городской инфраструктуры, проблемы организации транспортной среды города Читы, а также вопрос качества транспортного обслужив...

Подземные и надземные пешеходные переходы на примере города Алматы

В статье рассмотрены подземные и надземные переходы на примере города Алматы и дан сравнительный анализ с аналогами в зарубежных странах. Авторами поставлена проблема о доступности городской среды для маломобильных групп населения.

Проблемы доступной среды

Поводится анализ жилой застройки в ХМАО — Югре. Рассматриваются проблемы доступной среды. Ставится проблема соответствия существующих застроек, на примере г. Сургута, нормативным требованиям. Проводится анализ государственной программы «доступная сре...

Формирование доступной и комфортной городской среды как условие социальной адаптации людей с ограниченными возможностями передвижения

Комфортная городская среда является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества, в особенности это касается людей с ограниченными возможностями передвижения, для которых отсутствие элементарной инфраструктуры затрудняет решение повседнев...

О социальных приоритетах развития городской транспортной инфраструктуры

Реализация автопарковочной политики и политики землепользования в процессе развития городской транспортной инфраструктуры должна в первую очередь учитывать социальные приоритеты и обеспечение комфортных условий жизни населения.

Доступность городских социокультурных объектов для студентов с ограниченными возможностями при реализации программы «Пушкинская карта»

В статье представлен анализ доступности зданий социокультурной сферы г. Читы для маломобильной группы населения из числа студенческой молодежи.

Реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» как форма повышения социальной активности населения в решении вопросов местного значения (на примере администрации Мечетлинского района Республики Башкортостан)

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» важен как форма повышения социальной активности населения в решении вопросов местного значения. Реализация проекта предполагает благоустройство общественных территорий и создание механизма ...

Создание учителем здоровьесберегающей среды как средства формирования здорового образа жизни у школьников

Статья посвящена актуальной проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. Уточнено определение «здоровый образ жизни». Обозначены элементы, влияющие на здоровье школьников. Проанализированы основные направления создан...

Гигиенические условия внутриквартальной среды города Ташкента с позиции молодежи

Проведенное социально-гигиеническое исследование, основной целью которого явилась сравнительная оценка мнения молодых и взрослых горожан относительно факторов внутриквартальной городской среды, требует улучшения гигиенических условий проживания в гор...

Моделирование распределения пассажиропотоков по различным видам общественного транспорта с учетом требований пассажиров

Предложена методика определения целевых групп пассажиров для конкретного вида городского пассажирского транспорта, обслуживая которые, потребности населения в перевозках будут удовлетворяться максимально полно и качественно с минимальными затратами.

Похожие статьи

Оценка доступности социально-экономической городской среды для маломобильных жителей г. Читы

В статье рассматриваются удовлетворенность доступностью общественного транспорта граждан с ОВ, современное состояние системы городской инфраструктуры, проблемы организации транспортной среды города Читы, а также вопрос качества транспортного обслужив...

Подземные и надземные пешеходные переходы на примере города Алматы

В статье рассмотрены подземные и надземные переходы на примере города Алматы и дан сравнительный анализ с аналогами в зарубежных странах. Авторами поставлена проблема о доступности городской среды для маломобильных групп населения.

Проблемы доступной среды

Поводится анализ жилой застройки в ХМАО — Югре. Рассматриваются проблемы доступной среды. Ставится проблема соответствия существующих застроек, на примере г. Сургута, нормативным требованиям. Проводится анализ государственной программы «доступная сре...

Формирование доступной и комфортной городской среды как условие социальной адаптации людей с ограниченными возможностями передвижения

Комфортная городская среда является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества, в особенности это касается людей с ограниченными возможностями передвижения, для которых отсутствие элементарной инфраструктуры затрудняет решение повседнев...

О социальных приоритетах развития городской транспортной инфраструктуры

Реализация автопарковочной политики и политики землепользования в процессе развития городской транспортной инфраструктуры должна в первую очередь учитывать социальные приоритеты и обеспечение комфортных условий жизни населения.

Доступность городских социокультурных объектов для студентов с ограниченными возможностями при реализации программы «Пушкинская карта»

В статье представлен анализ доступности зданий социокультурной сферы г. Читы для маломобильной группы населения из числа студенческой молодежи.

Реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» как форма повышения социальной активности населения в решении вопросов местного значения (на примере администрации Мечетлинского района Республики Башкортостан)

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» важен как форма повышения социальной активности населения в решении вопросов местного значения. Реализация проекта предполагает благоустройство общественных территорий и создание механизма ...

Создание учителем здоровьесберегающей среды как средства формирования здорового образа жизни у школьников

Статья посвящена актуальной проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. Уточнено определение «здоровый образ жизни». Обозначены элементы, влияющие на здоровье школьников. Проанализированы основные направления создан...

Гигиенические условия внутриквартальной среды города Ташкента с позиции молодежи

Проведенное социально-гигиеническое исследование, основной целью которого явилась сравнительная оценка мнения молодых и взрослых горожан относительно факторов внутриквартальной городской среды, требует улучшения гигиенических условий проживания в гор...

Моделирование распределения пассажиропотоков по различным видам общественного транспорта с учетом требований пассажиров

Предложена методика определения целевых групп пассажиров для конкретного вида городского пассажирского транспорта, обслуживая которые, потребности населения в перевозках будут удовлетворяться максимально полно и качественно с минимальными затратами.

Задать вопрос