Досуговая деятельность людей в инвалидных колясках | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №2 (65) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Дубова, А. М. Досуговая деятельность людей в инвалидных колясках / А. М. Дубова, П. А. Егорова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3382/ (дата обращения: 19.12.2024).



В работе представлены результаты и анализ анкетирования, которое было проведено с целью понимания того, как устроена досуговая деятельность у людей в инвалидных колясках.

Ключевые слова: досуговая деятельность, люди в инвалидных колясках, доступная среда.

В современной России наблюдается процесс гуманизации отношения государства и общества к людям с инвалидностью. В настоящее время актуальной и широко обсуждаемой является проблема социализации данной категории людей. Важным компонентом социализации является досуговая деятельность, под которой принято понимать «осознанную и направленную активность человека, в которой удовлетворяются потребности в познании собственной личности и социальной действительности, в результате чего повышается способность к самовыражению и удовлетворению личностных интересов» [1]. Одной из групп людей с инвалидностью являются люди на инвалидных колясках. В соответствии со статистикой их количество в России превышает 320 тысяч человек. Для меня обозначенная проблема имеет личную значимость, так как я тоже отношусь к данной категории людей и после автомобильной аварии вынуждена передвигаться на инвалидной коляске.

Целью нашей работы было определить, как организован общественный досуг людей с инвалидностью, передвигающихся на коляске. Для изучения данного вопроса нами была разработана анкета-интервью, которая включала 15 вопросов открытого типа:

  1. Укажите город вашего проживания.
  2. Укажите свой возраст.
  3. Укажите ваш пол.
  4. Укажите уровень вашего образования.
  5. Каким образом вы передвигаетесь?
  6. Как вы проводите свой досуг вне дома?
  7. Как часто вы проводите досуг вне дома и когда в последний раз это делали?
  8. Какое место общественного досуга вы посетили в последний раз?
  9. Что вам понравилось и / или не понравилось в этом месте? Обоснуйте свой ответ.
  10. Если вы проводите досуг вне дома реже, чем 1 раз в 2 недели, что мешает вам делать это чаще?
  11. Что для вас важно при выборе места досуга?
  12. С какими трудностями вы сталкивайтесь, планируя и проводя свой досуг вне дома?
  13. Как вы справляетесь с трудностями при планировании и проведении досуга вне дома?
  14. В какой помощи вы нуждаетесь, планируя и проводя свой досуг вне дома?
  15. Какие конкретные места общественного досуга, посещенные вами, вы рекомендовали бы посетить людям на колясках? (По возможности укажите адрес и название).

Опрос проводился с помощью сервиса Yandex-формы.

В апробации анкеты приняли участие 6 респондентов, которыми стали друзья и знакомые, передвигающиеся на инвалидной коляске. Апробация позволила уточнить и скорректировать вопросы анкеты. Готовая анкета была размещена в сообществах «ВКонтакте»:

— ВОРДИ Ярославская область (242 подписчиков);

— «Коляска — мой трон» (15,1 тысяч подписчиков);

— Колясочники Санкт-Петербурга (3,3 тысячи подписчиков);

— в общешкольном чате Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», обучающейся которой я являюсь (132 участника).

Для привлечения внимания подписчиков группы к анкете была разработана визитка (рис. 1).

Визитка

Рис. 1. Визитка

В анкетировании приняли участие 31 человек. Из них в возрасте 12–17 лет — 8 участников, 18–25 лет — 7 участников, 25–45 лет — 13 участников, более 45 лет — 3 участника. В опросе участвовали люди на колясках различного типа: с электроприводом — 8 человек, без электропривода — 23. Респонденты — представители из 14 городов и населенных пунктов России (Ярославль, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Симферополь, Москва, Татарские Сугуты, Йошкар-Ола, Улан-Удэ, Нижневартовск, Екатеринбург, республика Башкортостан, Сергиев Посад, Тутаев). Самые активные респонденты оказались из Ярославля и Санкт-Петербурга. В рейтинге городов России по доступности Санкт-Петербург занимает 8 место, а Ярославль 27 место [3].

Люди на колясках отдают свое предпочтение таким видам досуга, как прогулки, отдых с семьей и друзьями, посещение ТЦ и магазинов, походы в театр, кино и музеи.

Анализируя анкеты, мы обратили внимание, что наличие коляски с электроприводом не гарантирует большей активности в досуговой деятельности человека. Все респонденты отмечают, что серьезной проблемой, которая не позволяет активно проводить досуг вне дома, является недостаточно развитая доступная среда. Они отмечают отсутствие пандусов, лифтов, заснеженные дороги зимой, наличие высоких бордюров, трудности с поиском мест для проведения досуга. Не всегда место, позиционирующее себя как “доступное”, действительно соответствует необходимым требованиям и не вызывает огорчения при посещении. Часто даже для выхода из дома необходима посторонняя помощь, которую не всегда есть кому оказать.

На территории города Ярославля проживают 836 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные технические средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т. д.), в том числе 86 детей-инвалидов [2]. Участие 10 респондентов из этого города позволило нам собрать информацию о местах общественного досуга, которые проверены и могут быть рекомендованы для посещения людьми на колясках. Нами составлен список таких мест общественного досуга г. Ярославля: 1) Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова, 2) Ярославский художественный музей, 3) Ярославский планетарий Центра им. В. Терешковой, 4) Ярославский дельфинарий DolphinPlanet, 5) Ресторан «Мили», 6) Ярославский Зоопарк, 7) КЗЦ «Миллениум», 8) УКРК Арена-2000 Локомотив, 9) ТРЦ Аура, 10) Аквапарк «Тропический Берег».

Таким образом, в рамках проведенной работы нами сделаны следующие выводы:

  1. Наличие коляски с электроприводом не способствует активности в досуговой деятельности. Люди на колясках без электрического привода активно посещают места общественного досуга, так как коляска такого типа является более удобной и практичной в эксплуатации.
  2. Люди на колясках, живущие в больших городах, проводят свой досуг активнее, чем люди, живущие в сельской местности. Чаще всего это — прогулки, времяпровождение с семьей и друзьями.
  3. Наиболее активными являются граждане 25–45 лет. Каждый человек этого возраста посещает места досуга как минимум один раз неделю. Чаще всего это прогулки, посещение ТЦ и магазинов, встречи с друзьями.
  4. Все люди на колясках сталкиваются с проблемой доступной среды. При выборе места досуга они опираются в первую очередь на информацию о наличии доступной среды, поэтому нуждаются в доступной и качественной информации об этих местах.

Литература:

  1. ГрушецкаяИ. Н. Содержание досуговой деятельности молодых инвалидов // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2010, Том 16. С.170–172 (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-dosugovoy-deyatelnosti-molodyh-invalidov).
  2. Проект муниципальной программы «Доступная среда в городе Ярославле» на 2021–2026 годы. Приложение к постановлению Мэрии города Ярославля. 2021, С.4.
  3. Национальный рейтинг: доступная среда (URL:https://zhit-vmeste.ru/gosprogramma-dostupnaya-sreda/vnimaniyu-subektov-rf/89036/).


Ключевые слова

досуговая деятельность, доступная среда, люди в инвалидных колясках

Похожие статьи

Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в Москве (на примере деятельности общественных советов)

В статье актуализируется деятельность общественных советов как субъектов социальной работы, представлен теоретический анализ проблем, а также особенностей функционирования общественного совета.

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Организация семейного досуга в молодых семьях

Данная статья посвящена феномену семейного досуга, его влиянию на характер внутрисемейных отношений. Определены виды и формы организации досуга семьи. Изучены основные проблемы, характерные для молодой семьи, выступающие препятствиями для совместного...

Развитие человека с ограниченными возможностями здоровья посредством доступного для него вида спорта

В статье рассматриваются особенности физического, социального и психологического развития людей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом.

Трудоустройство инвалидов по видам профессиональной деятельности

В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования трудоустройства инвалидов в различных видах экономической деятельности. Освещены вопросы реализуемых государственных программ и сбор статистических данных по занятости инвалидов.

Инклюзивное образование как один из аспектов социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в Российской Федерации

В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.

Игра как форма досуга младших школьников

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Методы и технологии работы с людьми пожилого и старческого возрастов в условиях нестационарных учреждений

В статье автор рассматривает актуальные методы работы с пожилыми людьми в нестационарных учреждениях, а также современные технологии, которые применяются в данных условиях.

Похожие статьи

Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в Москве (на примере деятельности общественных советов)

В статье актуализируется деятельность общественных советов как субъектов социальной работы, представлен теоретический анализ проблем, а также особенностей функционирования общественного совета.

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Организация семейного досуга в молодых семьях

Данная статья посвящена феномену семейного досуга, его влиянию на характер внутрисемейных отношений. Определены виды и формы организации досуга семьи. Изучены основные проблемы, характерные для молодой семьи, выступающие препятствиями для совместного...

Развитие человека с ограниченными возможностями здоровья посредством доступного для него вида спорта

В статье рассматриваются особенности физического, социального и психологического развития людей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом.

Трудоустройство инвалидов по видам профессиональной деятельности

В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования трудоустройства инвалидов в различных видах экономической деятельности. Освещены вопросы реализуемых государственных программ и сбор статистических данных по занятости инвалидов.

Инклюзивное образование как один из аспектов социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в Российской Федерации

В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.

Игра как форма досуга младших школьников

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Методы и технологии работы с людьми пожилого и старческого возрастов в условиях нестационарных учреждений

В статье автор рассматривает актуальные методы работы с пожилыми людьми в нестационарных учреждениях, а также современные технологии, которые применяются в данных условиях.

Задать вопрос