Сегодня в век компьютерных технологий многие представляют свой отдых сидя у компьютера, переписываясь в чатах, играя в игры, «лайкая» чужие фотографии, смотря видеофильмы и видеоролики различных блогеров. Все планы о поездках и путешествиях сводятся к виртуальному миру. Я, любительница прогулок и общения с друзьями, столкнулась с тем, что многих моих одноклассников практически не встречаю на улице. Возможно, кто-то уезжает в гости, на море, или в загородный лагерь. Но социальные сети говорят об обратном: все они, где бы ни были, «сидят» в «Вконтакте», «Инстаграме», «Твиттере», «Фейсбуке». Какой уж тут активный отдых, если рука ежеминутно тянется к телефону, чтобы заглянуть на свою страничку.
Так было и со мной. Я хотела летом активно отдохнуть. Мои мечты уносились далеко за пределы Свердловской области к самому Чёрному морю и грелись на тёплом песочке под южным солнцем. Не смотря на то, что обстоятельства и финансы родителей сговорились так, что мне пришлось остаться в городе, я не унывала. Впереди меня ждало лето с моими самыми лучшими друзьями. И чтобы было что вспомнить, я решила свести общение по телефону и в социальных сетях к минимуму.
Объект: отдых подростков.
Предмет: виды активного отдыха подростков.
Цель: раскрытие видов активного отдыха подростков на примере своих летних путешествий.
Задачи, которые я поставила перед собой, это:
- Выяснить, какие виды активного отдыха существуют.
- Проанализировать виды отдыха подростков на примере учащихся 6–8 классов.
- Рассказать о видах активного отдыха подростков на примере своих летних каникул.
Гипотеза: если я расскажу о своих летних путешествиях, то многие подростки будут иметь представление об активном отдыхе.
Отдых — любая человеческая деятельность, которая не направленная на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.)
Человек весьма изобретателен в характере своей деятельности в свободное время и в зависимости от собственных интересов и существующих возможностей выбирает тот или иной вид отдыха по его содержанию.
Виды отдыха могут быть различными. Специалисты определяют два вида отдыха: активный и пассивный. Отдых может быть очень активным, в любимых занятиях — в рыбалке, походе, спорте, игре и пассивным — возле телевизора или компьютера.
Активный отдых подразумевает собой увлечение различными видами физической активности, будь то игровые виды спорта, плавание или просто бег трусцой в ближайшем парке или сквере. Сущность активного отдыха заключается в увеличении двигательной активности человека, что позволяет обеспечивать нормальные физиологические процессы в организме и поддерживать тонус мускулатуры. В результате двигательной активности все системы органов человека поддерживают свою работоспособность, что является залогом хорошего самочувствия и бодрого настроения.
Виды отдыха подростков могут быть различными: прогулки, походы, экскурсии, в виде физической подготовки и познавательной игры. [5]
Пассивный отдых, напротив, предполагает относительный покой, расслабление, отсутствие активной двигательной деятельности, позволяет попросту не совершать никаких лишних движений. Этот вид отдыха предполагает спокойное, размеренное времяпровождение, относительно не обремененное напряжением, потоком мыслей и какими-то сложными задачами. Некоторые люди любят пассивный отдых проводить в одиночестве, чтобы никто им не мешал полностью расслабиться.
К пассивному виду отдыха можно отнести просмотр фильма лежа на диване перед телевизором, игры в компьютере или просто бесцельное времяпрепровождение.
Несмотря на однозначно большую пользу активного отдыха для здоровья, в некоторых случаях эти два вида отдыха можно совмещать, чтобы выходные или каникулы проходили максимально эффективно. [6]
Не все мои одноклассники имеют четкое представление о том, что такое отдых и как сделать его полезным.
Для того, чтобы выяснить, что подростки 6–8 классов считают отдыхом, как они его проводят и как они предпочли бы его провести, ребятам было предложено ответить на ряд вопросов.
Сначала мы узнали у ребят, как они представляют себе отдых. В опросе приняли участие подростки 6–8 классов в количестве 45 человек.
По результатам опроса большинство подростков считают отдыхом свободное от учебы время, во время которого можно заняться своими любимыми делами или прогулкой с друзьями. Отсюда можно сделать вывод, что респонденты представляют себе отдых в виде активного времяпрепровождения.
Однако, большинство подростков проводят своё свободное время во время прогулок с друзьями. При этом лишь небольшая часть опрошенных (25 %) указала тот факт, что практически всё время проводят сидя у компьютера или телевизора, хотя в неформальной беседе большинство ссылается на частое времяпрепровождение за играми или в сети Интернет. Отсюда можно сделать вывод, что, несмотря на знания об активном отдыхе, большинство проводят его пассивно, указывая для этого ряд причин: необходимость довести начатую игру до конца, найти что-то интересное, не с кем гулять, интересные фильмы, плохая погода, нечем заняться.
На вопрос «Если бы тебе разрешили самому выбрать способ летнего отдыха, чтобы ты предпочёл?» мы получили неоднозначные ответы — несмотря на представленный выбор, подростки предпочитают наряду с активным отдыхом пассивный. Т. е. подростки 6–8 классов не знают, как правильно организовать свой летний отдых, предпочитая ставшие привычными занятия.
В идеальном варианте нужно обязательно куда-нибудь выезжать за пределы родного города. Смена обстановки — самый лучший отдых, который подарит новые впечатления. Даже короткая, недельная поездка на море, в горы или экскурсионная программа оставляет след в памяти на всю жизнь или, как минимум, на целый год до следующих каникул. А еще есть турбазы, пансионаты, санатории.
Если такая поездка совершается с семьёй, то это помогает упрочить отношения между всеми её членами, наладить понимание между родителями и детьми, и в будущем избежать многих конфликтов, вызванных непониманием.Если подросток едет на экскурсию в составе группы со сверстниками, то это тоже очень хорошо. Во-первых, такие поездки запоминаются подростками даже больше, чем семейные, ведь помимо впечатлений от поездки, подросток на определенное время получает желанную свободу от родительского контроля.
Еще один вариант отдыха — загородный лагерь. Обычно смена длится три недели, в течение этого времени подросток остается без родительской заботы, под присмотром посторонних людей. Такой опыт в дальнейшем пригодится в жизни подростку, ведь ему придется подчиняться определенному режиму, распорядку дня и соотносить свои личные желания с установленными правилами.
Если подросток не занимается спортом, то во время каникул можно приобщиться хотя бы к физкультуре. Можно гонять на велосипеде, а не сидеть дома за компьютером. Также подойдут бадминтон, танцы, настольный теннис, футбол, волейбол, баскетбол — любая физическая активность пойдет на пользу. Экстремалы вполне могут начать осваивать паркур — главное, соблюдать технику безопасности. Подросток, увлеченный рисованием, может в компании единомышленников выходить на пленэры. Юные фотографы могут сутками оттачивать свое мастерство на фотосессиях. [10]
Чтобы мой летний отдых был незабываемым, несмотря на дождливые и холодные дни, я попыталась провести его активно, запечатлеть на фотографиях и сделать альбом «Летние приключения 2015».
Рассказ о моих летних приключениях поможет с помощью фотографий передать впечатления, полученные во время каникул. В своем альбоме я собрала и показала все замечательные идеи активного отдыха: улицы, парк, берег реки Ляля, поход с классом в горы на Павдинский камень, прогулка по «Бабиновской дороге» до подножия горы, сплав по реке Отва, санаторий «Курьи», Жигаланские водопады (Пермский край), Лялинское поречье (д. Савиново).
Чтобы лето было запоминающимся, надо не сидеть дома возле компьютера или телевизора, а пересилив свою лень собраться с друзьями или родственниками и отправиться познавать мир, даже если он находится рядом с тобой. От правильно организованного летнего отдыха зависит наш настрой, с которым мы приходим в школу 1 сентября, когда полны сил и энергии, когда считаем, что любое дело нам по плечу.
Если лето было чудесным, то хочется делиться с друзьями, рассказывать. Это лето я провела просто прекрасно, получила много неизгладимых впечатлений, посетила очень много новых для себя, потрясающих и удивительных мест, завела хороших и верных друзей. Я хотела отдохнуть летом активно. У меня это получилось.
Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: если есть желание отдохнуть и набраться сил не только во время летних каникул, но и в другие, свободные от учёбы дни, то можно найти возможности для активного отдыха. Всё в наших руках, всё зависит от нас самих.
Литература:
- В. Весновский. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. Издательство: Екатеринбург, 1994.
- А.Виноградова. Слово редактора // Журнал «Здоровье школьника».- 2015. — № 6. — С.1
- Кедрина Т. Я. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. М. Педагогика. ПРЕСС 1992.
- М.Рудина. Доктор по имени «Лето» // Журнал «Здоровье школьника».-2014. — № 6. — С.10
- Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей. Гуманитарный издательский центр. М. 1999.