Правильно организованная перемена как фактор улучшения физического и эмоционального состояния школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Здоровьесбережение

Опубликовано в Юный учёный №7 (81) июль 2024 г.

Дата публикации: 11.06.2024

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Иониди, А. С. Правильно организованная перемена как фактор улучшения физического и эмоционального состояния школьников / А. С. Иониди, С. Г. Мкртычева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 7 (81). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/young/archive/81/4569/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье авторы исследуют воздействие правильно организованной перемены на физическое и эмоциональное состояние школьников.

Ключевые слова: школа, перемена, дети, здоровье, социализация .

В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «перемена» определяется как «перерыв между уроками» [1]. В современном мире перемены являются неотъемлемой частью системы образования, но так было не всегда. Введение перемен в школьное расписание имеет долгую историю и связано с развитием педагогических теорий и практик. Идея о необходимости регулярных перерывов в учебном процессе возникла из понимания того, что дети не могут сохранять высокую концентрацию на протяжении длительного времени без отдыха [2].

Одним из первых теоретиков, предложивших идею введения перемен, был швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци [3]. В начале XIX века он предложил подход, при котором обучение чередуется с физической активностью. Песталоцци утверждал, что для эффективного обучения необходимо учитывать естественные потребности детей в движении и отдыхе. В своих трудах он подчеркивал важность интеграции умственного и физического развития.

В России концепция перемен также развивалась на основе педагогических теорий и исследований. Российские педагоги, такие как Константин Дмитриевич Ушинский, также подчеркивали значимость физических и психических перерывов в образовательном процессе. Ушинский, считающийся основоположником научной педагогики в России, в своих работах утверждал, что дети нуждаются в регулярных перерывах для поддержания их внимания и работоспособности. Его работы, такие как «Человек как предмет воспитания» [4], стали основой для многих последующих образовательных реформ в России.

Современные исследования подтверждают важность перемен в учебном процессе. Например, данные Российской академии образования показывают, что регулярные перерывы способствуют улучшению концентрации, снижению усталости и повышению общей успеваемости школьников [5]. В исследовании, проведенном Московским городским педагогическим университетом, отмечается, что короткие перерывы между уроками способствуют лучшему усвоению учебного материала и уменьшению уровня стресса среди учащихся.

Перемены в школьном расписании были введены как обязательный элемент в российских школах в начале XX века. В 1930-х годах, в ходе реформы образования, перемены стали неотъемлемой частью школьного дня, что было официально закреплено в образовательных стандартах. Это решение было основано на научных данных о необходимости регулярного отдыха для детей, что было подтверждено исследованиями в области педагогики и психологии.

Введение перемен в школьное расписание стало важным шагом в развитии системы образования, обеспечивая сбалансированный подход к обучению и развитию детей. Российский опыт показывает, что такие меры способствуют не только академическим успехам, но и улучшению общего физического и психического здоровья учащихся.

Рассмотрим на конкретных примерах, как различные виды занятости влияют на эмоциональное и физическое состояние школьников.

  1. Подвижные игры, например, прятки, ручеек и светофор вызывают эмоциональный отклик и развивают дух соперничества. Дети учатся ставить цель и добиваться ее, в процессе взаимодействуя с другими участниками игры.
  2. Классики — одна из самых популярных в России игр на свежем воздухе среди детей младшего школьного возраста. Она идеально подходит для развития навыков равновесия и координации.
  3. Во время игры в прятки игроки находят своих товарищей, которые должны спрятаться на территории игровой площадки. Эта игра обладает большим педагогическим потенциалом, так как она формирует навыки решения проблем и поощряет творческий потенциал ребенка при поиске укрытий.
  4. Групповые игры, такие как жмурки или вышибала способствуют социальному взаимодействию между учащимися, позволяя им совместно работать над достижением общих целей.
  5. Творчество, например, рукоделие или рисование, позволяет детям самовыражаться, что помогает освободиться от негативных эмоций, поднимает настроение и повышает уверенность в себе. Такие виды деятельности часто привлекают интровертов, для которых занятие творчеством на перемене — это возможность отдохнуть от постоянного взаимодействия в классе.
  6. Прогулки во время большой перемены дают детям возможность пообщаться со своими одноклассниками в непринужденной атмосфере. Доказано, что даже простое пребывание на свежем воздухе в окружении природы оказывает успокаивающее действие, способствующее эмоциональному благополучию [6].

Вышеописанные преимущества активных перемен нашли отражение в системе образования разных стран. Так, например, в Финляндии на переменах дети выходят на улицу независимо от погодных условий. Финские педагоги считают, что свежий воздух и физическая активность помогают детям восстанавливать силы и поддерживать высокий уровень концентрации на уроках. Игры на открытом воздухе способствуют физическому развитию и улучшают общее самочувствие детей. В Японии школьники не только отдыхают во время перемен, но и участвуют в поддержании чистоты в школе. Учащиеся распределяются по группам и убирают классы, коридоры и другие помещения. Такая практика развивает чувство ответственности, трудолюбие и уважение к труду. В Китае перемены часто включают физическую зарядку или гимнастику на территории школьного двора. Это организованные занятия, которые проводятся под руководством учителей и направлены на улучшение физической подготовки учащихся. Помимо физической активности, китайские школы уделяют внимание и культурным мероприятиям, таким как чтение книг или участие в традиционных играх, что способствует всестороннему развитию учащихся.

В Великобритании перемены также играют важную роль. Обычно они длятся около 15–20 минут, а также в расписании предусмотрен более продолжительный перерыв на обед, который длится около часа. В это время дети могут играть на школьных площадках, участвовать в спортивных играх или просто отдыхать. Такие перемены способствуют улучшению концентрации и учебных достижений. В британских школах также популярны клубы и секции, которые предлагают разнообразные занятия, такие как шахматы, спорт и искусство [7].

Независимо от того, какому виду деятельности на перемене отдается предпочтение, важно, чтобы дети находились под наблюдением взрослых, и соблюдалась техника безопасности. К организации занятости обучающихся на переменах можно привлекать не только учителей, но и учеников старших классов.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что правильно организованные перемены являются одним из ключевых факторов успеваемости школьников, и должны рассматриваться как важная часть учебного дня. Регулярные перерывы, подразумевающие смену видов деятельности, например, игры и прогулки на свежем воздухе, проведение мастер-классов и совместное творчество, способствуют улучшению концентрации внимания школьников и повышению мотивации к обучению, что позитивно отражается на успеваемости, а также эмоциональном и физическом состоянии.

Литература:

  1. Толковый словарь Ожегова. — Текст: электронный // GUFO.ME: [сайт]. — URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/перемена (дата обращения: 09.06.2024).
  2. Безруких, М. М. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / М. М. Безруких, В. А. Сонькин. — Москва, 2004. — 380 c.
  3. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в двух томах / И. Г. Песталоцци; под ред. [и со вступ. статьей, с. 7–46] В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. — Москва: Педагогика, 1981. Т. 2. — 1981. — 416 с.
  4. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. — Москва: Фаир-Пресс, 2004. — 574 c.
  5. Никандров, Н. Д. Российская академия образования: что сделано, что надо делать / Н. Д. Никандров. — Текст: непосредственный // Вестник УРАО. — 200. — № 2. — С. 8–19.
  6. Белоус, Ю. В. Роль ежесуточной активности в управлении эмоциональным состоянием в среднем возрасте / Ю. В. Белоус, Е. С. Мартинкевич, Н. В. Обод. — Текст: непосредственный // Вестник науки. — 2024. — № 2. — С. 345–352.
  7. Креминский, Д. А. Особенности образовательной системы Великобритании / Д. А. Креминский, А. А. Каленов. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — С. 21–24. — URL: https://moluch.ru/young/archive/8/552/ (дата обращения: 02.06.2024).


Ключевые слова

дети, социализация, здоровье, школа, перемена
Задать вопрос