Проблемы доступной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 11.06.2022

Статья просмотрена: 628 раз

Библиографическое описание:

Проданова, А. Д. Проблемы доступной среды / А. Д. Проданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92863/ (дата обращения: 17.12.2024).



Поводится анализ жилой застройки в ХМАО — Югре. Рассматриваются проблемы доступной среды. Ставится проблема соответствия существующих застроек, на примере г. Сургута, нормативным требованиям. Проводится анализ государственной программы «доступная среда».

Ключевые слова: доступная среда, маломобильные группы населения

Ханты-Мансийский автономный округ является субъектом Российской Федерации. Климат округа — резко континентальный. В округе проживает 1,7 млн. чел. — это крупнейший показатель численности населения среди автономных округов. Более 53 тыс. человек имеют инвалидность, это 3 % от населения. Также на территории ХМАО проживает около 190 тыс. детей до 7 лет — это 11 %, людей старше 60 лет 12 %. Численность населения с каждым годом растет, одной из причин является высокая рождаемость. За 2021 год в ХМАО — Югре родилось около 20 тыс. чел. Беременным женщинам особенно важна комфортная, безопасная и доступная среда, по этой причине данная категория граждан относятся к маломобильной группе населения. В СП 59.13330.2020 прописан термин и определение: « маломобильные группы населения; МГН: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т. д». [1]. Из этого следует, что около 30 % населения нуждаются в беспрепятственной среде для комфортной жизни.

На сегодняшний день современный мир требует быть мобильными как физически, так и социально. Человеку для полноценной жизни необходимо совершать достаточно действий как в пределах жилой площади, так и в городской среде. Необходимо выходить из дома для прогулки, в больницу, в магазин, для получения образования, различных видов услуг и др. Не для каждого человека такие действия являются простыми и возможными в связи с тем, что каждый период жизни сопровождается своими особенностями. Человек рождается и проживает жизнь в коляске, после пересаживается на велосипед, с появлением ребенка возит коляску, а с возрастом у пожилых людей здоровье ухудшается, что в свою очередь требует большего комфорта. Для некоторых же с первого дня жизни необходима особенно безопасная и доступная среда.

Поэтому в 2008 году Российской Федерацией была подписана Конвекция о правах Инвалидов. В 2012 году Россия ратифицировала положения о Конвекции, тем самым начав поднимать уровень жизни инвалидов. Статья 2 жилого кодекса была дополнена пунктом, который обязываем обеспечивать инвалидам беспрепятственный доступ к общему имуществу многоквартирных домов [2]. В связи с этим из 10 910 жилых домов в ХМАО-Югре более 10 тысяч домов (10231 домов) построены до 2010 года и лишь 679 после. Это говорит о том, что большинство жилого фонда не предусматривает проживания лиц с ограниченными возможностями по здоровью, и не всегда имеет возможность переоборудовать здание с учетом потребностей населения. В жилых объектах человек может столкнуться с такими трудностями как: узкие дверные проемы, несоответствующие нормам санузлы и невозможность их переоборудования, высокие пороги, отсутствие пандусов и невозможность переоборудования лестничных проемов, отсутствие перил/поручней. Имеющиеся приспособления не соответствуют нормам и являются небезопасными для эксплуатации. Одной из проблем организации доступнойной среды на территории существующей застройки является финансовая сторона и юридические моменты.

Выйдя за приделы жилых объектов, человек попадает на придомовую территорию, которая затрудняет передвижение МГН из-за отсутствия плавных спусков с тротуаров, наземных тактильных указателей, предупреждающих о поворотах и препятствиях. Отсутствие оборудованных мест отдыха не дает нужного комфорта людям. Спортивные зоны и детские площадки в ранее застроенных микрорайонах также не соответствуют требованиям доступности и безопасности. Тротуарная плитка при проседании создает препятствие для передвижения инвалидных колясок и людей с тростью. Высота бордюра на переходах не должна превышать 5 см, по факту перепад высот составляет более 10 см [4].

Преодолев проблемы придомовой территории, человек попадает в транспортную инфраструктуру. Для маломобильных групп она слабо развита, и представляет собой такие проблемы, как отсутствие достаточного количества оборудованного общественного транспорта, маршруты не проработаны, остановки не имеют наземных тактильных указателей, водители не проинструктированы о правилах поведения и помощи людям с ограниченными возможностями.

Для получения услуг люди посещают административные объекты, общественные здания и сооружения. Объекты общего назначения, в которых предоставляются услуги населению, не соответствуют СП 59.13330.2020 в котором прописано, что проектные решения должны обеспечивать для мгн равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения. Связано это с тем, что владельцы данных объектов слабо заинтересованы в переоборудовании зданий и прилегающих территорий под требования доступной среды, в связи с этим МГН либо не получают услуг вовсе, либо получают не должным образом. Входы в ТЦ, рынки, почты и другие объекты, на которых должен быть обеспечен беспрепятственный доступ, не подразумевают разворотную площадку для колясок, пандусы выполнены с нарушением уклона, зачастую наблюдается отсутствие поручней, высокие пороги, открывание двери на проезд пандуса [4].

В г. Сургуте в ТЦ Мир имеется оборудованный пандусом вход, но выше 1-го этажа попасть людям с коляской или инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата не представляется возможным, так как внутри многоэтажного объекта отсутствует лифт.

На сегодняшний день города ХМАО-Югры, как и многие другие города РФ отстают развитием доступной среды от зарубежных стран. Связано это с тем, что огласке данная тема подверглась лишь в конце 90х годов. В это время появились первые нормативные документы, касающиеся доступной среды, которые сейчас редактируются, дополняются. Высокая цена на оборудование для МГН замедляет развитие доступной среды в слабо развитых регионах. Также отставание в развитии связано с тем, что недостаточно исследований по данной теме. Маленький опыт работы в этом направлении. Важным фактором является то, что Российская Федерация занимает первое место по площади, в связи с этим каждый регион имеет свою особенность по климату, рельефу и сейсмическому воздействию, что в свою очередь затрудняет создание доступной среды. Так, например, в городах Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры период отрицательных температур, который ведет к наледи объектов, снежным завалам, составляет 7 месяцев. Вследствие этого даже те объекты, которые предусматривают доступность, могут быть небезопасны в использовании по следующим причинам: сход снега организован на пандусы, отсутствие навесов, покрытие не соответствует СП 59.13330.2020.

Примером является МБОУ СОШ № 27 в городе Сургут. На входе в учебное заведение имеется тактильный информационный стенд, путь до крыльца объекта сопровождается наземным тактильным покрытием, имеется пандус с поручнями, кнопкой вызова и навесом, но в зимний период воспользоваться им не представляется возможным, так как сход снега организован на начало пандуса, что является небезопасным.

Этот же пример является показателем того, что имеются грубые нарушения в создании доступной среды на объектах социальной инфраструктуры, несмотря на то, что им уделяется больше внимания благодаря программе «Доступная среда».

Период реализации программы: 2011–2025 годы.

Целью программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни [3].

Благодаря программе имеется доступ ко многим социальным объектам, посещаемые инвалидами. Созданы условия для получения образования детьми-инвалидами. Увеличилось число учреждений для адаптивного спорта и культуры. Увеличен парк оборудованных городских транспортных средств для перевозки инвалидов. Заложена законодательная основа и сформированы системные инструменты формирования доступной среды для инвалидов. Увеличился процент работы по реабилитации. Разработана карта доступности, благодаря которой можно узнать, куда человек с ограничениями по здоровью может беспрепятственно добраться.

Несмотря на столь положительные результаты программы наблюдаются такие грубые нарушения, как отсутствие информационных тактильных стендов, наземных тактильных плит, пандуса или подъемной платформы у городской библиотеки им. Н. М. Рубцова в г. Сургуте.

Вход в Регпалату в г. Сургут оборудован пандусом с нарушением угла уклона, отсутствие разворотной площадки, отсутствуют перилла, в снежное время года не очищается, покрытие также не соответствует СП 59.13330.2020.

У Сургутской городской клинической поликлиники № 3 не представляется возможным припарковаться людям с инвалидностью в рабочие часы, так как парковочные места заняты посетителями, не имеющими инвалидность. такие нарушения, как отсутствие информационных стендов для людей с ограничениями слуха и зрения, кнопок вызова персонала, парковочные места либо заняты, либо отсутствуют, пандусы выполнены с грубыми нарушениями, отсутствие санузлов для МГН.

Для создания безбарьерной среды необходимо организовать доступность жилых объектов и объектов инфраструктуры, получения образования и рабочих мест, беспрепятственный путь между объектами, должны быть оборудованы места отдыха, а также необходимо обеспечить доступность и возможность использования общественных остановок и транспорта.

Создавая доступную среду для маломобильных групп населения, город становится комфортным для каждого живущего в нем, а также для туристов. Уровень развития округа увеличивается, при улучшении качества жизни граждан.

Литература:

1. СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/573659328 (дата обращения: 17.05.2022)

2. Безбарьерная среда в многоквартирном доме. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.khv.ru/sites/files/pravo/files/1776/1776_3338.pdf (дата обращения: 17.05.2022)

3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда». [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения: 17.05.2022)

4. Злотникова Е. В. Анализ реализации программы «Доступная среда» в г. о. Химки Московской области: проблемы и пути их минимизации / Злотникова Е. В., Ладенко П. А., Лябах А. Ю., Мельков С. А. //

5. ГосРег: государственное регулирование общественных отношений . -2017. — 2 (20). — С. 42. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29869349 (дата обращения: 17.05.2022)

Основные термины (генерируются автоматически): доступная среда, маломобильная группа населения, сургут, пандус, Российская Федерация, Югра, получение образования, придомовая территория, разворотная площадка, сход снега.


Похожие статьи

Проблема создания безопасной городской среды для маломобильных граждан на территории г. Читы

В статье проводится анализ существующей на сегодня проблемы доступной среды для маломобильных групп населения на территории города Чита, а также рассмотрены существующие альтернативы для устранения недостатков обеспечения доступности городской среды....

Доступность городских социокультурных объектов для студентов с ограниченными возможностями при реализации программы «Пушкинская карта»

В статье представлен анализ доступности зданий социокультурной сферы г. Читы для маломобильной группы населения из числа студенческой молодежи.

Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» в Республике Башкортостан

В данной статье рассматриваются результаты реализуемой в республике федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены некоторые показатели реализации данной программы, по кот...

О социальных приоритетах развития городской транспортной инфраструктуры

Реализация автопарковочной политики и политики землепользования в процессе развития городской транспортной инфраструктуры должна в первую очередь учитывать социальные приоритеты и обеспечение комфортных условий жизни населения.

Оценка доступности социально-экономической городской среды для маломобильных жителей г. Читы

В статье рассматриваются удовлетворенность доступностью общественного транспорта граждан с ОВ, современное состояние системы городской инфраструктуры, проблемы организации транспортной среды города Читы, а также вопрос качества транспортного обслужив...

Формирование многоуровневой улично-дорожной сети с учетом пешеходной доступности и экологии

В статье рассмотрены вопросы, связанные с решением задачи интеграции городского пространства в формате многофункционального транспортного комплекса.

Реализация проектов реновации в Москве в целях повышения эффективности использования территорий жилой застройки

В статье рассматриваются проекты реновации жилых районов города Москва с позиций необходимости повышения эффективности использования таких территорий. Приведены причины необходимости реновации и комплексного развития территорий с существующей застрой...

Вертикальное озеленение многоэтажных домов города Комсомольска-на-Амуре

В статье представлено теоретическое изложение актуальности вертикального озеленения городской среды с позиции экологического оздоровления окружающей среды. С учетом теоретической базы, разработан проект использования мини — фермы для озеленения прост...

Удовлетворённость населения обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры в исторической части городского округа Самара

Статья посвящена вопросам удовлетворённости населения обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры (учреждения здравоохранения, школы и дошкольные учреждения, прочие социальные объекты) в наиболее плотно застроенных районах городского округа С...

Актуальность строительства станций по приему ЖБО в МО «Город Екатеринбург»

В статье проанализировано развитие коттеджного строительства и подходы к решению вопроса организации канализации частных домовладений, расположенных в не канализованных районах МО «город Екатеринбург». Отражены основные направления, цели, задачи и пр...

Похожие статьи

Проблема создания безопасной городской среды для маломобильных граждан на территории г. Читы

В статье проводится анализ существующей на сегодня проблемы доступной среды для маломобильных групп населения на территории города Чита, а также рассмотрены существующие альтернативы для устранения недостатков обеспечения доступности городской среды....

Доступность городских социокультурных объектов для студентов с ограниченными возможностями при реализации программы «Пушкинская карта»

В статье представлен анализ доступности зданий социокультурной сферы г. Читы для маломобильной группы населения из числа студенческой молодежи.

Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» в Республике Башкортостан

В данной статье рассматриваются результаты реализуемой в республике федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены некоторые показатели реализации данной программы, по кот...

О социальных приоритетах развития городской транспортной инфраструктуры

Реализация автопарковочной политики и политики землепользования в процессе развития городской транспортной инфраструктуры должна в первую очередь учитывать социальные приоритеты и обеспечение комфортных условий жизни населения.

Оценка доступности социально-экономической городской среды для маломобильных жителей г. Читы

В статье рассматриваются удовлетворенность доступностью общественного транспорта граждан с ОВ, современное состояние системы городской инфраструктуры, проблемы организации транспортной среды города Читы, а также вопрос качества транспортного обслужив...

Формирование многоуровневой улично-дорожной сети с учетом пешеходной доступности и экологии

В статье рассмотрены вопросы, связанные с решением задачи интеграции городского пространства в формате многофункционального транспортного комплекса.

Реализация проектов реновации в Москве в целях повышения эффективности использования территорий жилой застройки

В статье рассматриваются проекты реновации жилых районов города Москва с позиций необходимости повышения эффективности использования таких территорий. Приведены причины необходимости реновации и комплексного развития территорий с существующей застрой...

Вертикальное озеленение многоэтажных домов города Комсомольска-на-Амуре

В статье представлено теоретическое изложение актуальности вертикального озеленения городской среды с позиции экологического оздоровления окружающей среды. С учетом теоретической базы, разработан проект использования мини — фермы для озеленения прост...

Удовлетворённость населения обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры в исторической части городского округа Самара

Статья посвящена вопросам удовлетворённости населения обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры (учреждения здравоохранения, школы и дошкольные учреждения, прочие социальные объекты) в наиболее плотно застроенных районах городского округа С...

Актуальность строительства станций по приему ЖБО в МО «Город Екатеринбург»

В статье проанализировано развитие коттеджного строительства и подходы к решению вопроса организации канализации частных домовладений, расположенных в не канализованных районах МО «город Екатеринбург». Отражены основные направления, цели, задачи и пр...

Задать вопрос