Встатье рассматривается проблема наличия барьеров для лиц с ограниченными возможностями здоровья в использовании городской инфраструктуры и получении услуг различного рода, а также меры по созданию безбарьерной среды. Дается краткая характеристика государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы, а также трудности и особенности ее проведения с точки зрения специалиста по социальной работе, занимающегося реализацией данной программы.
Ключевые понятия: доступная среда, инвалид, инвалидность, адаптация, безбарьерная среда, люди, имеющие инвалидность.
В рамках реализации Конвенции о правах инвалидов, принятой в 2006 году Генеральной Ассамблеей ООН, Российской Федерацией была разработана и утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы [1]. Программа предполагает адаптацию объектов социальной инфраструктуры, сферы образования, а также рынка труда для включения инвалидов в общество.
О самом понятии «доступная среда» или «безбарьерная среда» стали говорить лишь со второй половины XX века, когда внимание общественности было привлечено к тем ограничениям, которые накладывает городская инфраструктура на людей с инвалидностью.
Безбарьерная среда — это такая среда, в которой отсутствуют какие-либо барьеры к достижению цели или для реализации поставленных задач, как то: свободное использование различных услуг, возможность посещения культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий [6].
Безбарьерная городская среда является не только удобным средством и помощником в вопросе социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, но и фактором экономического роста (большее количество людей задействовано в производстве и потреблении товаров и услуг).
Немаловажным является тот факт, что безбарьерная среда нужна не только людям с ограниченными возможностями здоровья, но и всем остальным. Травмы, крупногабаритные грузы (чемоданы, велосипеды, коляски с маленькими детьми), а также иные факторы могут стать помехой в пользовании городской средой. Не секрет, что даже люди не имеющие инвалидности, травм и крупногабаритных грузов, испытывают трудности в пользовании городской средой. Например, в холодное время года ступеньки перед входами в различные учреждения становятся травмоопасными в силу обледенения и отсутствия нескользящего покрытия.
На сегодняшний день инфраструктура российских городов во многом остается все еще «барьерной», «недоступной», разделяющей людей на тех, кто может воспользоваться ею, и тех, кто не может, оставляя вторых за бортом социальной, экономической, культурной, политической, спортивной жизни города и общества.
Таким образом, мы можем заявить, что инвалидами людей делает не заболевание, а городская среда.
В большинстве регионов разработаны программы по доступности, которые частично субсидируются из федерального бюджета. Определенных результатов удалось добиться при реализации государственной программы Омской области «Доступная среда» до 2020 года (далее — Программа) с объемом финансирования 3,47 млрд. рублей. Ее основная цель — обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам для инвалидов и других маломобильных групп населения. [7]
Сама Программа представлена комплексом мероприятий, направленных на адаптацию жилищного фонда, транспортной инфраструктуры, зданий органов власти, учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, объектов сферы занятости, спортивных и культурных объектов, информационной сферы, а также предоставление услуг в данных сферах жизнедеятельности.
Для реализации программы и создания доступной среды созданы комиссии, в которые входят специалисты по доступной среде (специалисты по социальной работе в комплексных центрах социального обслуживания населения, прошедшие специальное обучение), представители органов власти и общественных организаций инвалидов. Комиссии рассматривают и утверждают анкеты участников, акты экспертных оценок, а также контролируют ход исполнения планов адаптации каждого участника паспортизации.
Система оценки доступности объектов социальной инфраструктуры разработана Министерством труда и социального развития Омской области, однако разрабатывалась она с учетом мнения представителей общественных организаций инвалидов. Специалистами комплексных центров социального обслуживания населения изучается возможность для инвалидов беспрепятственно попасть на паспортизируемый объект, передвигаться по нему, получить необходимую услугу, а также воспользоваться сопутствующими услугами (гардероб, буфет, санитарно-гигиенические помещения). В случае несоответствия требованиям, создается план адаптации объекта социальной инфраструктуры, устанавливаются сроки его реализации, а также периодически проводится проверка исполнения плана адаптации.
Подготовительная работа для реализации Программы была проведена слабая [6], что отразилось на реализации уже на первых этапах. К. Э. Сафронов обращает внимание на то, что «полигонами для испытаний стали не отдельные участки дорог и улиц, а целые регионы — Тверская и Саратовская области и Республика Татарстан — где, например, стали укладывать плитку, которая мешала людям ходить, стала разрушаться и была неправильно уложена из-за непродуманных нормативов или отсутствия опыта» [7]. Желание выполнить Программу по-советски, используя лозунг «Пятилетку в три года», сыграло злую шутку. Довольно большая часть зданий и сооружений только в одном городе Омске для приспособления к требованиям Программы и самого понятия безбарьерная среда требует значительного количества усилий, средств и времени, что отражается на тех сроках реализации мероприятий, которые прописаны для объекта в его паспорте доступности. Неопытность участников и несовершенство разработанных нормативов приводят ко многим трудностям. Автор, исходя из своего опыта, может привести в пример следующее: для реализации мероприятий, прописанных в паспорте доступности бюджетного объекта (будь то школа, поликлиника, детский сад и т. п.), объявляется тендер, который как правило (за редким исключением) выигрывает небольшая строительная фирма, не очень хорошо знакомая с нормативами доступной среды, которые прописаны в СП 59.13330 «СНиП 35–01–2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее — СП 59.13330) [3]. В свою очередь, руководство самого бюджетного учреждения также не всегда обладает знаниями по данному вопросу, чтобы проследить за выполнением работ, и это несмотря на то, что все нормативы по каждому мероприятию подробно прописаны в паспорте доступности объекта или имеют ссылку на СП 59.13330. Таким образом, во время принятия специалистом комплексного центра социального обслуживания населения проведенных работ по реализации Программы, могут быть выявлены нарушения, которые в свою очередь связаны не только с неправильно реализованными мероприятиями, но и с нецелевым расходованием бюджетных средств [4], что является нарушением Уголовного кодекса Российской Федерации.
Уже сам факт того, что необходимость и социальная значимость создания безбарьерной среды признается и поддерживается государством, является однозначно символом того, что в нашем обществе происходят перемены в сторону улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и отношения самого общества к ним. Несмотря на те недостатки, которые были рассмотрены выше, реализация государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы является важным шагом к созданию открытой, безбарьерной среды, где каждый член общества, независимо от возможностей здоровья, может вести полноценную жизнь.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы»
- Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 261-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Доступная среда»
- Свод правил 59.13330 «СНиП 35–01–2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
- Ст. 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств
- Никонова Анна Александровна Государственная программа «Доступная среда на 2011–2015 годы» как фактор ликвидации барьеров инвалидности в России // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-programma-dostupnaya-sreda-na-2011–2015-gody-kak-faktor-likvidatsii-barierov-invalidnosti-v-rossii (дата обращения: 17.10.2018)
- Сафронов Кирилл Эдуардович Безбарьерная городская среда. Третье изд. доп. и перераб: учеб. пособие. — Омск: Золотой тираж, 2014. — 162 с.
- Сафронов Кирилл Эдуардович Методика оценки уровня доступности объектов для инвалидов и маломобильных групп населения с использованием балльной системы // Вестник СибАДИ. 2014. № 3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-urovnya-dostupnosti-obektov-dlya-invalidov-i-malomobilnyh-grupp-naseleniya-s-ispolzovaniem-balnoy-sistemy (дата обращения: 17.10.2018)