Значение принципа свободы договора в российском гражданском праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 815 раз

Библиографическое описание:

Кравцов, Г. И. Значение принципа свободы договора в российском гражданском праве / Г. И. Кравцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87114/ (дата обращения: 16.01.2025).



Принципы гражданского права пронизывают насквозь гражданское законодательство, растворяясь среди его правовых норм. Правовое значение основных начал определяет существо актов гражданского законодательства, поддерживающих и способствующих развитию многих гражданско-правовых институтов. Указанное неизбежно влечет за собой расширение свободы экономических отношений. Однако экономика на протяжении длительного периода функционировала в условиях жесткого административного диктата. Естественный ход вещей привел к признанию в цивилистике свободы договора одним из основополагающих начал отрасли. В связи с этим на сегодняшний день свобода договора в современном гражданском праве приобрела принципиально новое и главенствующее значение в регулировании гражданско-правовых отношений.

Важность исследуемого принципа на законодательном уровне неоспорима, что подтверждается его закреплением в ст. 1 ГК РФ наряду с другими основными началами гражданского законодательства, такими как равенство участников правоотношений, неприкосновенность собственности, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита. Это именно те основополагающие идеи (принципы), которые определяют основное содержание гражданско-правового регулирования в целом, отраслевую специфику норм данной отрасли, а также практику их применения [1].

Конституционный Суд РФ отметил, что из смысла указанных конституционных норм о свободе в экономической сфере вытекает конституционное признание свободы договора в качестве одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина» [2]. Свобода договора может быть подвергнута ограничению федеральным законом, однако лишь в той части, в которой это является необходимым в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц [2]. Так, о конституционном значении исследуемого принципа говорится, например, в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 06.06.2000 г. № 9-П [3], от 23.01.2007 г. № 1-П [4], от 27.11.2008 г. № 11-П [5], где указано, что свобода гражданско-правовых договоров подразумевает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон. Уникальность свободы договора для обязательственных правоотношений состоит еще и в том, что указанный принцип не только служит основой обязательства, но и обеспечивает его динамику [6].

Адекватность понимания и анализ функциональной роли принципа свободы договора побуждают искать его реализацию не только в стадиях становления договорных отношений, но и в стадиях их развития — его изменении и прекращении. Выражением договорной свободы является также наделение сторон возможностью определять дальнейшую судьбу договора, так как «те, кто управомочен по собственной воле заключать договор, должны быть столь же свободны в вопросах его расторжения или изменения» [7]. Поэтому представляется более аргументированным анализ начала свободы договора и его функциональной роли с учетом динамики договорных отношений, а также положения о том, что свобода договора предполагает автономию воли, инициативу контрагентов как на стадии установления договорных отношений, так и в процессе их осуществления и прекращения.

Вместе с тем, соглашаясь, что принцип свободы договора вытекает из конституционных норм и что в силу своей значимости для экономики и гражданского оборота он заслуженно возведен в ранг основных начал гражданского законодательства, следует отметить следующее. Разделение принципов на отраслевые и подотраслевые обусловлено сферой их правового регулирования и нормами, раскрывающими их содержание. В связи нормативным закреплением в ст. ст. 421, 422 ГК РФ, содержащихся в разделе III ГК РФ «Общая часть обязательственного права», существует точка зрения, в соответствии с которой принцип свободы договора рассматривается как принцип исключительно обязательственного права [8] и служит руководящим началом при регулировании обязательственных гражданско-правовых отношений.

Однако позиция большинства цивилистов такова, что свобода договора является одним из основных принципов не только обязательственного, но и всего гражданского права. Так, И. А. Покровский писал: «Любой договор является осуществлением частной автономии, воплощением той свободы, которая составляет необходимое предположение самого гражданского права» [9]. А Г. Ф. Шершеневич считал, что свобода договора с устранением свойственных ей субъективных ограничений, а также некоторого формализма, стала наряду с правом частной собственности одним из главных проявлений форм современного правопорядка» [10].

Е. А. Суханов же полагал, что принцип свободы договора имеет центральное значение для развития имущественного (гражданского) оборота» [11]. По мнению другого исследователя отечественного гражданского права О. Н. Садикова существуют два ключевых принципа договорного права — принцип свободы договора и его обязательности для сторон [12].

Ю. Л. Ершов указывал, что принцип свободы договора выполняет 3 основных функции: выражение основных идей отрасли; регулирование общественных отношений, реализующуюся при использовании аналогии права, а также мировоззренческую функцию [13].

Говоря об аналогии права в разрезе принципа свободы договора, необходимо уточнить следующее. Чтобы стать объективной реальностью в отношениях, свобода должна быть свойственна любому из субъектов, а, следовательно, она должна являться и свободой субъективной. Безусловно, применение свободы договора, как основного начала, возможно и при применении аналогии права к отношениям, которые не урегулированы законодательством напрямую. Однако, такое применение основных начал — явление редкое, кроме того, это возможно лишь при рассмотрении конкретного судебного спора и только в конкретном случае, но не в качестве некой аксиомы. Таким образом, помимо механизма аналогии права должны существовать и другие возможности претворения в жизнь принципа свободы договора.

Нет оснований не согласиться с выделенными автором функциями, однако, на наш взгляд, требуется их конкретизация, отсутствие которой в доктрине гражданского права связано с достаточно небольшим количеством работ, посвященных функциональной роли принципов права в целом, и гражданского права в частности.

Как уже отмечалось ранее, в соответствии со ст. 1 ГК РФ свобода договора является одним из основных начал гражданского законодательства, то есть принципом гражданского права — основополагающей, базовой идеей, которая лежит в основе регулирования общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

Для полного и всестороннего рассмотрения сущности названного принципа необходимо исходить из базовых положений теории государства и права и гражданского права. Обратимся к динамике развития любого отдельно взятого принципа. Она иллюстрирует, что на этапе формирование принцип — это некая идея. Вторая стадия развития принципа может иметь различные проявления. Одни принципы в перспективе получают прямое закрепление в нормах и становятся принципами-нормами, другие же трансформируются во множество норм в виду отсутствия сформулированности в какой-то конкретной норме. В этих случаях мы говорим о принципах, выводимых из норм [14]. Согласно приведенной классификации, принцип свободы договора смело можно отнести к принципам-нормам. Договорная свобода закреплена не простой регулятивной правовой нормой. Тот факт, что ст. 1 ГК РФ называет в числе прочих основных начал гражданского законодательства свободу договора, позволяет сделать вывод о том, что данная норма относится к разряду учредительных. «Учредительные нормы являются проявлением исходных начал правовой регламентации общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основных идей, а также параметров конструирования правовой системы общества. Они выступают неким эталоном, позволяющим установить соответствие целей и средств конкретных предписаний объективным закономерностям общественного развития. Такие авторы как Ю. Л. Ершов [13, c. 31], В. В. Лазарев [15] подобные нормы называют декларативными (целеустановительными), то есть провозглашающими «принципы построения и функционирования государственно-правовой реальности, задачи, поставленные перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности», подчёркивая важность этого принципа для социального, экономического и политического строя. Именно в этом и выражается функциональное значение принципа свободы договора как одного из базовых принципов гражданского законодательства.

Таким образом, значение принципа свободы договора в гражданском праве можно рассматривать с трех позиций: принципиальная идея, пределы применения и реализации гражданско-правовых норм, нормативная основа для регулирования конкретных юридических ситуаций.

Значение принципа свободы договора трудно переоценить, поскольку он неразрывно связан с диспозитивностью как одним из методов гражданско-правового регулирования, который определяет специфичность гражданского права как самостоятельной отрасли. Кроме того, свобода договора позволяет участникам оборота самостоятельно устранять неизбежные законодательные пробелы, объективно возникающие в результате развития и усложнения имущественного оборота.

Литература:

  1. Алексеев С. С., Гонгало Б. М., Мурзин Д. В. и др.: Гражданское право / под общ. ред. Алексеева С. С. М., 2011. С. 23.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 фев. 1999 г. № 4-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 3.
  3. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision30406.pdf (дата обращения 11.11.2021)
  4. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision19703.pdf (дата обращения 11.11.2021)
  5. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision19716.pdf (дата обращения 11.11.2021)
  6. Колодуб Г. В. Динамика гражданско-правового обязательства: категория, содержание, значение // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. № 3. С. 113–116.
  7. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. М., 1997. С. 348.
  8. Рыженков А. Я. Основные начала (принципы) российского гражданского законодательства и смежных отраслей права: монография. М., 2015. С. 21.
  9. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. — М., 1998 — С. 249–250.
  10. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. — М., 1995. — С. 308.
  11. Гражданское право. Том I / под ред. Е. А. Суханова. — Москва: ВолтерсКлувер, 2004. С.639
  12. Комментарий к гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О. Н. Садикова) — М., 1998 г. // Справочная система «Консультант Плюс».
  13. Ершов Ю. Л. Принцип свободы договора и его реализация в гражданском праве Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 14.
  14. Лившиц Р. З. Теория права. М., 1994, С. 195.
  15. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1998. С. 206.
Основные термины (генерируются автоматически): свобода договора, гражданское законодательство, принцип свободы договора, ГК РФ, норма, отношение, принцип, начало, гражданско-правовое регулирование, договорная свобода.


Задать вопрос