В статье автор анализирует актуальные аспекты противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма аудиторских организациях. В статье определены общеправовые, методологические, идеологические, а также отраслевые направления дальнейших научных исследований, пути поиска новых законодательных инициатив, теоретических формулировок и постулатов, ориентирована международная практика.
Ключевые слова: ПОД/ФТ, Узбекистан, аудитор, бухгалтер.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Узбекистан
«О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» аудиторские организации, включены в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно статье 7 Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации обязаны:
– соблюдать требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
– обеспечивать контроль качества работы аудиторов и хранение в аудиторской организации экземпляров аудиторских заключений и отчетов не менее пяти лет и др.
Для многих аудиторских организаций, несмотря на накопленный опыт работы на рынке аудиторских услуг, практические аспекты ПОД/ФТ по-прежнему являются непростой задачей, требующей определенных интеллектуальных и материальных ресурсов. Вопросы качества работы каждого сотрудника аудиторской организации в данном направлении являются как никогда актуальными, так как количественные показатели не всегда дают полную картину эффективности системы внутреннего контроля по ПОД/ФТ.
Аудиторские организации при оказании профессиональной услуги по ведению бухгалтерского учета обязаны соблюдать ПРАВИЛА внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для аудиторских организаций (ПВК зарегистрирован Министерством Юстиции от15.12.2018 г. № 3101 ).
Участие аудиторов в ПОД/ФТ нельзя переоценить, ведь оказывая широкий спектр услуг, прежде всего при оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, аудиторы имеют доступ к текущей информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Соответственно исходя из своего профессионального суждения и опыта, могут указывать на существование возможностей для ОД/ФТ. Однако следует отметить, что усилий одних только аудиторских организаций для минимизации данных рисков недостаточно.
В целях недопущения преднамеренного участия аудиторских организаций в сокрытии незаконных финансовых операций в ходе выполнения функций бухгалтерского учета, руководитель аудиторской организации должен принимать меры по обеспечению внутреннего контроля, надлежащей проверки клиентов, выявлению риска в целях установления мониторинга для их минимизации. Ведь качественная составляющая системы внутреннего контроля ПОД/ФТ позволяет увеличивать её эффективность на всех этапах оказания аудиторских услуг, том числе услуг по ведению бухгалтерского учёта.
Меры по ПОД/ФТ являются частью системы внутреннего контроля и ежедневных операционных действий предприятия, поэтому аудитор должен понимать организационную структуру предприятия его систему органов управления, объемах операций и масштабов деятельности, систему внутреннего контроля и программного обеспечения. Основные направления внутреннего контроля:
– Надлежащая проверка клиентов
– Хранение данных
– Публичные должностные лица
– Новые технологии
– Доверие мерам третьих сторон
– Внутренний контроль и зарубежные филиалы и дочерние компании
– Страны с более высоким риском
– Сообщения о подозрительных операциях
– Разглашение и конфиденциальность[1].
Однако, имеется некоторые проблемы и недостатки при имплементации рекомендации ФАТФ, в частности, в Рекомендации 1 ФАТФ
Итак, установлена обязанность аудиторских организаций,, а также органов, осуществляющих мониторинг и контроль за соблюдением правил внутреннего контроля, систематически, не менее одного раза в год проводить изучение, анализ и выявление возможных рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, документально фиксировать результаты изучения и принимать соответствующие меры по снижению выявленных рисков.
Законодательством Узбекистана не предусмотрено для аудиторских организаций исключений из требований о применении определенных рекомендаций ФАТФ. Кроме этого, в Правиле внутреннего контроля для аудиторских организаций не имеет прямо закрепленной обязанности предоставлять куда-либо информацию о результатах оценки рисков.
Как уже установлено в Рекомендации 1 ФАТФ, Страны могут разрешить финансовым учреждениям и УНФПП применение упрощенных мер по управлению и снижению рисков лишь в случае, если были выявлены пониженные риски, следовательно для сектора аудиторов не предусматривается не проводить процедуры НПК в отношении органов власти и управления.
Согласно ПВК № 3101, отсутствуют требования по установлению данных конкретного физического лица, занимающего должность руководителя, в случае невозможности определения бенефициарного собственника, кроме этого, не установлено обязательство провести НПК (обновить данные) в отношении имеющихся клиентов при изменении национальных требований к НПК, отсутствует норма, позволяющая направить СПО вместо проведения НПК, при наличии риска разглашения информации клиенту.
Законодательством об аудиторской деятельности запрещается независимая (частная) практика аудиторов (профессиональных бухгалтеров).
Аудиторские организации обязаны хранить информацию, материалы по НПК, идентификационные данные клиентов не менее 5 лет после осуществления операций или прекращения деловых отношений с клиентами. В ПВК отсутствуют нормы, регламентирующие хранение результатов любого проведённого анализа, за исключением данных, полученных при проведении процедур НПК, как и конкретного требования хранить сведения таким образом, чтобы имелась возможность их своевременного представления компетентным органам.
В ПВК для аудиторских организаций содержат ряд требований по выявлению и обслуживанию иностранных ПДЛ, ПДЛ международной организации, а также их родственников и близких лиц, вместе с тем здесь имеются недостатки главный из которых состоит в том, что контроль в части выявления и обслуживания национальных ПДЛ не установлен.
Для аудиторских организаций не разрешено доверять третьей стороне при осуществлении НПК.
Законом о ПОД/ФТ обеспечивается конфиденциальность и ограничение доступа к информации. УНФПП также запрещено разглашать тот факт, что СПО или иная информация направляются в ПФР. Применительно к к аудиторским организациям законодательство не устанавливает никаких дополнительных условий, относящихся к требованиям Р.21 в той части, что попытка отговорить клиента от участия в незаконной деятельности не является разглашением.
Контролирующие органы осуществляют контроль в рамках отраслевого надзора, в основном, не применяя РОП.
На основе анализа законодательства Республики Узбекистан в сфере ПОД/ФТ можно сказать, что взаимодействие с УНФПП по вопросам ПОД/ФТ возложено исключительно на ДБЭП при ГП, который, в том числе, является и надзорным органом по вопросам исполнения законодательства о ПОД/ФТ. На надзорные органы и СРО возложено осуществление, в первую очередь, отраслевого контроля и надзора. Отсутствует положений, свидетельствующих об обязанности контролирующих органов осуществлять взаимодействие с поднадзорными субъектами по отдельным вопросам ПОД/ФТ, как это требуется в рамках Р.34. Однако, согласно Положению от 23.05.2018 № УП-5446, именно ДБЭП при ГП осуществляет анализ и обобщение практики применения законодательства в области ПОД/ФТ и взаимодействует с частным сектором, что делает его ключевым органом в части обратной связи и выработки руководящих принципов. Тем не менее, на данный момент отсутствует информация о разработанных документах с руководящими принципами по вопросам ПОД/ФТ для УНФПП и о действующем механизме по улучшению качества направляемых СПО.
Согласно части 1 статьи 179–3 Кодека об административной ответственности, Нарушение законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ должностными лицами ФУ и УНФПП влечет административное взыскание в виде штрафа от 15 до 30 базовых расчетных величин.
Нарушение должностными лицами надзорных органов установленного порядка контроля соблюдения ПВК подотчетными субъектами, иные нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМП влекут административное взыскание в виде штрафа в размере от 20 до 40 базовых расчетных величин. Данные санкции являются соразмерными и сдерживающими исходя из размера средней номинальной заработной платы (по состоянию на 3 квартал 2020 года согласно данным Госкомстата) в Республике Узбекистан, который составляет 2 217 827 сум, или 231 доллар США с учетом курса доллара к суму на 07.04.2020 года».
Помимо, административной ответственности (ст. 179–3 КоАО), которая может в одинаковой степени применяться в отношении должностных лиц всех подотчётных субъектов, а также надзорных органов, законодательство Республики Узбекистан предусматривает целый ряд других мер за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Меры воздействия на аудиторские организации регламентированы на уровне профильных законов, постановлений, положений и ПВК.
Если несоблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ повлекло причинение крупного ущерба, или существенного вреда правам и охраняемым законом интересам граждан, либо государственным и общественным интересам, должностные лица юридических лиц могут быть привлечены к уголовной ответственности за:
– злоупотребление должностными полномочиями (ст. 192–11 и 205 УК);
– превышение должностных полномочий (ст. 206 УК);
– должностную халатность (ст. 207 УК);
– бездействие власти (ст. 208 УК);
– должностной подлог (ст. 209 УК).
Санкции, установленные уголовным законом, в целом являются сдерживающими и соразмерными. Вместе с тем имеется ряд недостатков, которые не позволяют в полной мере покрыть требования данного критерия. Нормативно-правовые акты Республики Узбекистан, регламентирующие деятельность аудиторских организаций, не содержат норм прямого действия, предусматривающих применение санкций за нарушения законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ. В Республике Узбекистан не установлена административная ответственность юридических лиц.
Министерство финансов Республики Узбекистан не имеет достаточных полномочий для применения санкций в отношении юридических лиц, нарушающих законодательство о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Применение санкций в Республике Узбекистан к юридическим лицам за невыполнение требований ПОД/ФТ/ФРОМУ носит крайне ограниченный характер.
В соответствии с положениями ст. 15 КоАО Республики Узбекистан, должностные лица юридических лиц, в том числе директора и старшее руководство, являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 179–3 КоАО, а также субъектами преступлений против интересов службы.
Предложения по совершенствованию законодательства по регулированию деятельности аудиторских организаций и бухгалтеров в сфере ПОД/ФТ в Республике Узбекистан:
- В правиле внутреннего контроля для аудиторских организаций внести изменения по поводу предоставления права об исключения из требований о применении определенных рекомендаций ФАТФ
- Закрепить обязанность для аудиторских организаций по предоставлению информации надзорному и специальному уполномоченному органу о результатах оценки рисков внутри организации.
- Установить требования в ПВК для аудиторских организаций по установлению по установлению данных конкретного физического лица, занимающего должность руководителя, в случае невозможности определения бенефициарного собственника, а также обязательство провести НПК (обновить данные) в отношении имеющихся клиентов при изменении национальных требований к НПК
- Добавить норму в ПВК, позволяющая направить СПО вместо проведения НПК, при наличии риска разглашения информации клиенту.
- Необходимо дать разрешение на независимую практику аудиторов и профессиональных бухгалтеров.
- Следует установить процедуру выявления и обслуживания национальных ПДЛ.
- Установить право для аудиторских организаций по вопросам доверии третьей стороне при осуществлении НПК.
- Принять положение, регулирующую вопросы взаимодействия между надзорными органами и субъектами УНФПП (включая аудиторские организации)
- Разработать механизм по вопросам ПОД/ФТ для УНФПП и о механизме по направлению СПО.
- Установить административную ответственность юридических лиц.
- Определить четкое полномочие Министерства финансов Республики Узбекистан по применению санкций в отношении юридических лиц, нарушающих законодательство о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Литература:
- Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22.09.1994г (действующая редакция от 30.03.2021г);
- Гражданский кодекс Республики Узбекистан от 21.12.1995г (действующая редакция от 23.01.2020г);
- Кодекс об административной ответственности от 22.09.1994г (действующая редакция от 29.04.2021г);
- Закон Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» 26 августа 2004 г., № 660-II): http://www.lex.uz/acts/284542;
- Закон «Об аудиторской деятельности» от 26.05.2000г;
- Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для аудиторских организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 14 ноября 2018 года № № 145, 45 https://lex.uz/docs/4107011.
- Сорок рекомендаций ФАТФ// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eurasiangroup.org/files/FATF_docs/40_recomendations_rus.pdf
[1] Рекомендация ФАТФ.