Автором статьи рассматриваются современные информационные технологии в юридической деятельности. На основе изученных источников выделяются классификации ИТ-технологий, приводятся основные характеристики, подробно рассматривается структура экспертных систем. Делается вывод о том, что несмотря на многообразие существующих ИТ-технологий, поиск направлений их модернизации, разработки и внедрения новых — продолжается. Приводятся направления развития ИТ-технологий в юриспруденции как в разрезе автоматизации, повышения эффективности функционала, так и применяемых технических и программных решений.
Ключевые слова: информационные технологии, юриспруденция, справочно-правовые системы, СПС
Активное развитие информационных телекоммуникационных технологий вызвано широким применением их в различных сферах деятельности. Одним из направлений использования информационных технологий является юридическая деятельность. Необходимость хранения огромного массива информации в виде нормативно-правовых документов, возможность быстрого поиска документов, выбора заданных параметров поиска привела к использованию информационных технологий, позволяющих решать названные задачи. Такими технологиями сегодня выступают современные справочно-правовые системы (СПС). Использование информационных технологий в юриспруденции не ограничивается применением СПС. Применение информационных технологий в различных сферах, связанных с юридическим профилем позволяет решать массу текущих проблем, ускорять сбор и поиск информации, хранить большие массивы данных, что требует особых подходов к организации технологического обеспечения. Рассмотрим сферы применения информационных технологий в юриспруденции, направления технического и программного обеспечения юридической деятельности (в различных сферах) с помощью информационных технологий.
Д. С. Латышевым предлагается классификация автоматизированных информационных систем (АИС), применяемых в юриспруденции, на основе их функциональных возможностей. На основе функционала информационных систем можно говорить о:
– информационно-справочных системах (АИСС);
– информационно-логических системах (АИЛС);
– автоматизированных рабочих местах (АРМ);
– экспертных системах (ЭС), системах принятия решений [3, с.15].
АИСС работают в интерактивном режиме, их предназначение — сбор, систематизация, хранение и поиск информации. Различные модификации АИСС представлены справочными правовыми системами (СПС «Гарант», «КонсультантПлюс» и др.).
АИЛС основаны на применении технологий искусственного интеллекта, позволяют решать разнообразные логические задачи (подсистема «След»).
АРМ — являются предметно-ориентированными системами, реализуемыми непосредственно на рабочем месте специалиста, предназначением выступает автоматизация профессиональной деятельности («АРМ следователя (дознавателя)»).
АСУ представляют комплекс программных и технических средств, обеспечивающих автоматизацию управления различными объектами (АСУ «Юрайт: Управление юридическим подразделением»).
ЭС основаны на применении технологий искусственного интеллекта, они включают помимо базы данных, наборы правил и механизмов, которые позволяют распознать ситуацию, вывести решение или рекомендацию по выбору действия (ЭС «Балэкс» (баллистическая экспертиза, ЭС «Кортик» (экспертиза холодного оружия).
Р. Г. Драпезо с соавторами приводят подробную классификацию АИС, используемых в юриспруденции [2, с.307] (рис. 1).
Рис. 1. Классификация АИС в юриспруденции [2, с.307]
При этом авторами подробно рассматриваются применяемые в настоящее время в юриспруденции ИТ-технологии:
– справочно-правовые системы;
– АИС (рис. 1);
– системы, обеспечивающие поддержку электронного документооборота, применение электронной подписи;
– технические устройства (для аудио — и видеозаписи, мобильные устройства коммуникации, мобильные средства защиты свидетелей и др.);
– видеоконференцсвязь;
– правовые порталы (http://pravo.gov.ru; http://правительство.рф и др);
– электронное правосудие [2].
Проблемами использования справочно-правовых систем выступают: отсутствие законодательно-закрепленного статуса, требований к качеству и функционалу систем, необходимостью обеспечения информационной безопасности программными средствами, низкая степень их гибкости.
Широкое использование ИТ в деятельности правоохранительных органов рассматривал И. П. Рак [5]. Помимо рассмотренных выше автоматизированных ИС, в правоохранительной деятельности активно используются автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), позволяющие осуществлять поиск в определенной, заданной области (например, АИПС «Оружие» позволяет вести учет утраченного и выявленного огнестрельного оружия); автоматизированные системы обработки изображений (АДИС, АИПС «Портрет» и др.).
Многообразие информационных систем, используемых в юридической деятельности не привело к потере актуальности поиска оптимальных средств и методов технологического и программного решения необходимых задач посредством, как модернизации существующих решений, так и создания новых.
Некоторыми исследователями предлагается модернизировать уже существующие технологические и программные решения. Так, М. А. Масюк предлагает комплексный подход к совершенствованию СПС и электронных баз данных посредством интеграции в них системы, которая реализует визуальное отображение взаимосвязей документов и их анализ на соответствие нормам законотворчества [4]. Предлагаемая система визуализации состоит из трех модулей: подсистемы расстановки гиперссылок, подсистемы автоматического анализа наличия связей, некорректных с точки зрения норм законотворчества, подсистемы визуализации. Реализация программных решений предлагается на основе Lotus Notes/Domino, визуализация схемы связей осуществляется в браузере Internet Explorer с использованием технологии VML (Vector Markup Language) [4, с.44].
В. В. Черненко изучаются особенности экспертных систем, приводится базовая структура экспертной системы (рис. 2) [7, с.323].
Рис. 2. Базовая схема экспертной системы
Основные структурные элементы ЭС — база знаний (факты и правила); механизм логических выводов (логические выводы), пользовательский интерфейс, модуль приобретения знаний (получение данных от эксперта), модуль ответов и объяснений (заключение). При этом все системы, основанные на знаниях, подразделяются на решающие задачи анализа и синтеза.
Продолжается поиск и разработка отдельных модулей, направлений возможной модернизации существующих ИТ в юридической деятельности. Е. В. Булгаковой, В. Г. Булгаковым разработано программное средство для хранения видеоархивов данных, основанных на динамических признаках человека (походка), предназначенное для решения криминалистических задач [1]. Эта программа имеет встроенные алгоритмы для сравнения походки человека с данными, хранящимися в базе данных. Особое значение разработчиками программы придается обеспечению информационной безопасности системы. Она реализуется с помощью безопасной конфигурации на уровне СУБД, парольной защиты, шифрования базы данных, шифрования соединений с сервером, установления прав доступа, резервного копирования, мониторинга подключений, аудита работы и др.
В качестве направления расширения использования ИТ технологий в юриспруденции можно рассмотреть предлагаемую Г. М. Семененко, И. А. Стрижченко модернизацию приема обращений граждан в ОВД [6, c.217]. Использование терминалов предоставления полицией услуг населению полностью переведет регистрацию обращений граждан в электронный вид, что исключит вероятность уклонения от регистрации обращений, отказов гражданам в приеме сообщений, что в результате позволит исключить роль человеческого фактора при регистрации обращений граждан, повысит качество фиксации информации и ответственность сотрудников полиции.
Таким образом, в юридической деятельности применяется огромное количество разнообразных информационных технологий. Они позволяют хранить большие массивы данных, получать, передавать, обрабатывать информацию, решать конкретные, узконаправленные задачи, принимать решения (ЭС-системы), что во многом облегчает работу профессионалов в юридической сфере. Главной задачей использования ИТ-технологий в юриспруденции чаще всего выступает подготовка юридически выверенного решения. При этом традиционно применяемые информационные технологии зачастую не могут обеспечить единый организационно-технологический цикл выполнения работ в юридической деятельности. Несмотря на широкую автоматизацию юридической деятельности посредством ИТ-технологий, поиск новых возможностей применения информационных технологий продолжается. Направлениями совершенствования действующих ИТ являются повышение мобильности (применение технологий мобильного доступа), улучшение функционала существующих систем (в направлении удобства для пользователей). При этом активно обсуждаются вопросы защиты информации от несанкционированного доступа, эффективных технологий хранения и воспроизведения электронной информации (например, в виде электронных доказательств).
Литература:
- Булгакова Е. В., Булгаков В. Г. Хранилище видеоархивов данных о динамических признаках человека, предназначенное для решения криминалистических задач // Правовая информатика. — 2013. — № 4. — С.28–31.
- Драпезо Р. Г., Сергеев О. Д., Жариков Е. В., Лященко И. В., Быданцев Н. А. Краткий обзор ИТ-технологий, используемых в юридической деятельности // Вестник КемГУ. — 2013. — № 3 (55). — С.306–312.
- Латышев Д. С. Краткий обзор информационных технологий, используемых в юридической деятельности // Инновационная наука. — 2017. — № 10. — С.14–17.
- Масюк М. А. Анализ и визуализация взаимосвязей нормативно-правовых документов в справочно-правовых системах // Сибирский журнал науки и технологий. — 2011. — № 2 (35). — С.40–45.
- Рак И. П. Информационные технологии в деятельности правоохранительных органов // Инновационная наука. — 2016. — № 2–3 (14). — С.132–135.
- Семененко Г. М., Стрижченко И. А. К вопросу эффективности применения информационно-телекоммуникационной технологии приема обращений граждан в органы внутренних дел // Символ науки. — 2015. — № 8. — С.215–218.
- Черненко В. В., Пискорская С. Ю. Экспертные системы // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2012. — № 8. — С.322–323.