В статье представлено авторское видение актуальных проблем в существующих подходах к разработке и принятию управленческих решений в российских организациях в контексте теоретических моделей. Проведен краткий анализ направлений и теоретических концепций, позволивший сделать вывод, обобщенно описывающий характеристики искомой модели разработки и принятия управленческих решений.
Ключевые слова: процесс разработки управленческих решений, хозяйствующий субъект, математическая модель, индивидуальная модель, рыночные факторы, анализ показателей.
Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений в любой системе является ключевым фактором достижения тех или иных целей организации. Непосредственно технологии разработки и принятия управленческих решений в современных организациях при этом в современной управленческой науке сущностно практически не подвергаются своему развитию — как отмечают многие авторы, в большинстве вариантов «инновационных технологий» в части разработки и принятия управленческих решений происходит исключительно информатизация дополнительных сфер деятельности предприятий и организаций, статистические данные о которых в дальнейшем используются в качестве обобщенного индикатума. Таким образом, можно говорить о том, что большинство новых моделей разработки и принятия управленческих решений сводится к увеличению факторов в системе измерения эффективности деятельности такого предприятия.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что среди публикаций последних лет данный тезис все более часто выносится в контексте анализа отдельных исследований. Так, М. В. Глазова отмечает, что соответствующие «методы предполагают установление количественных весов различных критериев, которые не отражают причинно-следственные связи (логику) предпочтения одних критериев другим». [1] Схожей позиции придерживается С. А. Новосадов, аргументируя при этом позицию «недостаточности развития системы принятия управленческих решений» через различные аспекты развития современного общества, затрагивая тем самым социологическую составляющую процесса управления организацией. [5]
На фоне указанной проблемы интересной представляются работы М. А. Кочетковой, в которых изложена концептуальная составляющая моделей и методов всех этапов разработки и принятия управленческих решений в современной организации, однако отсутствует ограничение в части определения удельного веса каждого из параметров. [3] Фактически, автором используется процессный подход, позволяющий сохранить адаптивные свойства описываемой модели, формируя значительный потенциал рецепции наиболее успешных практик для всех участников рынка.
Между тем, представляется, что современные предприятия и организации обладают возможностью сформировать в значительной степени разнообразную систему факторов разработки и принятия управленческих решений, отвечающую как стратегическим целям осуществляемой деятельности, так и актуальным вызовам рыночной экономики.
Возвращаясь к необходимости формирования некоторой модели распределения факторов, влияющих на процесс разработки и принятия управленческих решений в организации, необходимо также отметить, что актуальные условия хозяйствования предопределяют острую потребность в цифровизации практически всех внутренних процессов, что приводит к включению в процесс разработки соответствующей индивидуальной модели дополнительной потребности в сохранении действительных свойств информации. Здесь в большей степени речь идет о достоверности, актуальности и полноте поступающей информации.
Как показывает анализ существующих работ, данное утверждение подтверждается как на уровне локального рынка, так и в контексте анализа макроэкономических категорий. [4]
При этом, «каждый фактор воздействует на экономику в разных направлениях. Каждое направление воздействия характеризуется определенной совокупностью показателей». Несмотря на фактическую идентичность самих факторов, совокупность показателей, их формирующая, отличается при рассмотрении вопросов предприятий макро-, мезо- и микроэкономического уровней. Сам перечень факторов описывается следующей группой:
- Макроэкономический фактор;
- Социальный фактор;
- Инновационно-технологический фактор;
- Инфраструктурный фактор.
В рамках настоящей статьи подробный анализ соответствующих показателей для каждой группы представляется затруднительным, поскольку требует значительного по своему объему сравнительно-сопоставительного анализа, позволяющего сформировать математическую модель оценки удельного веса как самих факторов, так и входящих в их состав показателей. Оставляя данный вопрос для комплексного исследования, проводимого автором на базе конкретного предприятия, определим, что результатом формирования соответствующей индивидуальной модели выступает интегральный показатель конкурентоспособности предприятия. В свою очередь, переход непосредственно к понятию конкурентоспособности формирует потребность учета в разрабатываемой системе дополнительных категорий маркетинга, формируя включения конкурентного преимущества в качестве добавочной категории в системе показателей инновационно-технологического фактора.
Рассматривая понятие конкурентоспособности, следует сказать, что в самом общем виде его определяют как «обладание свойствами, создающими преимущества для хозяйствующего субъекта».
Данное определение, однако, представляется ряду авторов в значительной степени не состоятельным, ввиду своей чрезмерной обобщенности. Речь в данном случае идет о формулировки определения свойства хозяйствующего субъекта, не отражающего при этом конкретизирующих аспектов. Таким образом, данное определение, как и любая чрезмерно обобщающая формулировка, с одной стороны является отрицательным — отсутствие конкретизации не дает ни четкого представления об определяемом явлении, ни возможности определить какой-либо перечень непосредственно исследуемых аспектов; с другой стороны — положительным, поскольку именно из-за значительной коннотационной запутанности становится возможным включение в исследуемое явление все большего числа факторов и аспектов, связанных с ведением хозяйственной деятельности предприятия.
Рассмотрение же данной категории в контексте формулируемой нами модели разработки и принятия управленческих решений, как в обобщенной ее форме, так и применительно к отдельно взятому хозяйствующему субъекту, исключает обширную трактовку понятия и приводит его к конкретизированному набору параметров, где каждый индикатум выступает описывающим (ограничивающим) элементом модели.
В качестве подтверждения взаимозависимости указанной научно-практической категории и формулируемой модели на любом уровне, как макро-, так и микроэкономическом, отметим, что ещё Д.Рикардо, дополняя теорию А.Смита, ввел понятие «сравнительного преимущества государства». [2] Данное понятие определяло целесообразность специализации страны на том или ином виде продукции, издержки в производстве которой для нее будут минимальны (рентабельность максимальна).
Таким образом, формирование модели разработки и принятия управленческого решения для любого хозяйствующего субъекта в современной экономике неотделимо от понятия конкурентоспособности и значительного числа факторов рыночных условий хозяйствования, конкретизируемых индивидуально для каждого случая.
Литература:
- Глазова, М. В. Современные методы принятия управленческих решений в предпринимательских структурах, ориентированных на устойчивое развитие в условиях кризиса / М. В. Глазова. — Текст: непосредственный // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. — 2016. — № 2 (35). — С. 43–51.
- Кислицын, Е. В. Ограниченная конкуренция vs квазиконкуренция: исследование традиционных промышленных рынков в России / Е. В. Кислицын, С. В. Орехова. — Текст: непосредственный // Вестник НГИЭИ. — 2017. — № 12 (79). — С. 102–116.
- Кочеткова, М. А. Методы и модели разработки и принятия управленческих решений / М. А. Кочеткова. — Текст: непосредственный // Форум молодёжной науки. — 2021. — № 1. — С. 39–42.
- Многофакторная модель анализа и оценки конкурентоспособности социально-экономических систем / Н. М. Абдикеев, Ю. С. Богачев, А. А. Лосев, С. А. Толкачев. — Текст: непосредственный // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2019. — № 10 (2). — С. 156–165.
- Новосадов, С. А. Современные модели принятия управленческих решений в организации: новый взгляд в русле концепции справедливости / С. А. Новосадов. — Текст: непосредственный // Символ науки. — 2016. — № 3–1. — С. 120–123.