В статье представлены результаты исследования по профилактике эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, дошкольная образовательная организация, профессиональная деятельность.
В настоящее время проблема синдрома эмоционального выгорания остается одной из актуальных в науке и практике, так как в современных условиях многие профессии носят стрессогенный характер.
Острота данной темы обусловлена, прежде всего, резко негативными последствиями в социально-психологической сфере, в сфере профессионального становления и даже в работе. Синдром эмоционального выгорания непременно приносит с собой чувство личностной несостоятельности, отстраненное отношение к профессиональной деятельности, потерю жизненных ориентиров, проявление психосоматических заболеваний и так далее.
Актуальность исследования состоит в том, что современный педагог должен решать задачи, которые требуют основательных педагогических усилий.
Изучение нового содержания, форм, методов, принципов обучения, овладение эффективными средствами воспитания, потребность учитывать быстрые изменения, происходящие в обществе и профессиональной деятельности, — с этим может справиться только психологически здоровый, профессионально компетентный, творчески мыслящий педагог. От его психологического здоровья во многом зависит и психологическое здоровье его воспитанников. Таким образом, синдром эмоционального выгорания является одним из наиболее распространенных препятствий к профессионализму, творчеству и самореализации педагога.
Синдром профессионального выгорания не теряет актуальности на сегодняшний день, хотя изучался еще с 60-х годов XX века. Рассматриванием этого вопроса занимались такие исследователи как Бойко В. В., Водопьянова Н. Е., Рукавишников А. А., Рогинская Т. И., Орел В. Е., Ананьева Б. Г., Климова Е. А. и так далее.
Эмоциональное выгорание –меняющийся процесс и возникающий поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса (Селье Г., Грановская Р. М., Маслач К. и др.). [1, с.82].
Главными признаками эмоционального выгорания, по мнению Форманюка Т.В, являются:
– достижение индивидуального предела способностей эмоционального «Я» бороться с истощением, самосохраняясь;
– внутренний психологический эксперимент, включающий чувства, курс, тенденции, ожидания;
– отрицательный индивидуальный опыт, в котором объединены проблемы, стрессы, дискомфорт, дисфункции и их неблагоприятные последствия [2, с. 61].
Воспитатель дошкольной образовательной организации относится к типу профессий «человек-человек». Именно такая профессия обладает насыщенностью и напряженностью психоэмоционального состояния, она больше других подвержена формированию синдрома эмоционального выгорания.
В профессиональной деятельности в контексте эмоционального выгорания огромное значение имеет перцептивный компонент в элементах деятельности человека, то, как он относится к своей деятельности. И существенная роль обладает позитивным или негативным эмоциональным отношением к процессу и результату своей профессиональной деятельности. [3, с.77].
Синдром эмоционального выгорания состоит из трех основных элементов: эмоциональной усталости, цинизма и уменьшений профессиональных достижений. Эмоциональное выгорание подвижный и меняющийся процесс, он происходит поэтапно и проходит три фазы. А именно: фазу тревожного напряжения, фазу сопротивления, фазу истощения.
На констатирующем этапе мы выбрали и апробировали методики по изучению специфики формирования синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольной образовательной организации. Данные методики нацелены на: диагностирование этапа эмоционального выгорания и выраженности разных симптомов на каждом этапе; выявление стрессоустойчивости и социальной адаптации; установление отличительных черт характера, склонностей и интересов.
Анализируя итоги проведенного исследования важно заметить, что у многих воспитателей дошкольной образовательной организации (60 %) синдром эмоционального выгорания находится в стадии формирования, сильно выражена остается фаза резистенции. У педагогов преимущественно выделяются личностное отдаление, а также психоэмоциональное истощение. Важно отметить, что мы обосновали причины формирования синдрома эмоционального выгорания, описали ход его развития, соотношение со стажем профессиональной деятельности. Мы исследовали личностные особенности воспитателей дошкольной образовательной организации, кроме того, обратили внимание на организационные моменты, которые влияют на формирование данного явления. Преобладающие симптомы эмоционального выгорания: неадекватная эмоциональная реакция, эмоционально-нравственное заблуждение, уменьшение профессиональных функций.
При установлении симптомов индекса эмоционального выгорания было видно, что у многих воспитателей оно сформировано в средней степени. В первую очередь это происходит в связи с личностным отдалением и эмоциональным истощением воспитателей.
Стрессоустойчивость находится на высоком уровне, среди всех испытуемых, она затрудняет и блокирует развитие эмоционального выгорания. Можно сделать вывод, что у воспитателей есть большой потенциал для успешного одоления разных симптомов выгорания.
На формирование синдрома эмоционального выгорания воздействуют личностные качества воспитателей и организационные причины.
Присутствует соотношение степени сформированности синдрома эмоционального выгорания от специфики личностных характеристик воспитателей в профессиональной сфере, самое состоит главное в том, что к развитию синдрома эмоционального выгорания более расположены люди эмоционально не устойчивые, с высокой тревожностью, у них доминируют бурные эмоции, они боевые в общении, соединяются с группой и не самостоятельные. Воспитатели без симптомов выгорания более сухие в контактах, одиночки, стараются не посещать коллективные мероприятия, более услужливы.
Можем сделать вывод, что сидром эмоционального выгорания возникает даже у молодых специалистов. Но его формирование зависит от черт и особенностей характера воспитателя, которые либо помогают ему развиться, либо нет.
Нами была разработана модель работы дошкольной образовательной организации по профилактике синдрома эмоционального выгорания воспитателей. Данная модель основывается на теоретико-методологических подходах и демонстрирует взаимосвязь концептуального, диагностического, основного, оценочного и результативного блоков. Элементы модели согласованы между собой и нацелены на проектирование организационно-методических условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации.
Основной блок модели содержит программу профилактики синдрома эмоционального выгорания, которая ориентирована на поддержку положительного социально-психологического климата между коллегами, развитие умений и навыков стрессоустойчивости у воспитателей.
Проделанная нами работа, а также предоставленные нами результаты качественного и количественного анализа указывают на то, что выполнение диагностики синдрома эмоционального выгорания в педагогических коллективах с применением различных методик помогает вовремя определить уровень склонности воспитателей синдрому эмоционального выгорания.
Литература:
- Селье, Г. н. Стресс без дистресса / Г. н. Селье // Журнал Неврології ім. Б. М. Маньковського. — 2016. — Т. 4. — № 1. — С. 78–89.
- Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя/ Т. В. Форманюк // Вопр. психологии. — 1994. –N 6. — С. 57–64. URL: https://ebooks.grsu.by/pedpsihologia/formanyuk-t-v-sindrom-emotsionalnogo-sgoraniya-kak-pokazatel-professionalnoj-dezadaptatsi-uchitelya.htm (дата обращения:10.12.2021)
- Смирнова, И. Е. Социально-психологический климат и эмоциональное выгорание / И. Е. Смирнова // Научно-информационный журнал Армия и общество. — 2013. — № 5(37). — С. 76–79.