В статье автор описывает причины возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов и способы его преодоления.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, педагоги.
Актуальность выбранной темы обусловлена спецификой современной профессиональной деятельности, при которой работники для достижения целей вынуждены трудиться сверх отведенного времени, и, вследствие чего, испытывать постоянное напряжение и негативные эмоции. Длительное нахождение в таком состоянии приводит к эмоциональному выгоранию.
Яркими представителями указанного вида деятельности являются педагоги всех ступеней образования. Они несут огромную ответственность, выполняя социальный заказ на воспитание и обучение молодого поколения. Работа педагогов непрерывна: после отведения уроков они продолжают трудиться дома, проверяя выполненные задания и подготавливаясь к следующему дню. Также им необходимо постоянно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах и конференциях, чтобы идти в ногу со временем, используя новейшие разработки в сфере образования.
Представители данной профессии находятся в постоянной коммуникации с участниками образовательного процесса, которые возлагают на них большие надежды. Зачастую от педагогов ожидают быстрого разрешения проблем, при этом не обеспечивая их необходимыми ресурсами.
Проблема заключается в том, что, с одной стороны, существует социальный запрос на обеспечение общества эффективным и качественным образованием, а с другой стороны — недостаточно внимания уделяется психологическому состоянию людей, готовых удовлетворить данный запрос. В связи с этим появляется необходимость в изучении причин возникновения и способов профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Психологи Вероника Дорингер и Арсений Володько определили «ловушки» эмоционального выгорания:
– Нереалистично высокие ожидания.
– Игнорирование собственных эмоций.
– Страх зависимости от других людей [2].
По мнению Дорингер В. и Володько А., человек, который позволил себе не дотягиваться до идеала, принял собственные эмоции и преодолел страх зависимости, не может быть подвержен эмоциональному выгоранию.
Колузаева Т. А. выделила 4 группы причин возникновения синдрома эмоционального выгорания, опираясь на которые, можно составить примерные характеристики педагогов, наиболее и наименее подверженных данному синдрому. Для удобства сравнения представим их в таблице 1 [4].
Таблица 1
Сравнительный анализ характеристик педагогов, подверженных СЭВ
Факторы, влияющие на формирование СЭВ |
Наиболее подверженный СЭВ педагог |
Наименее подверженный СЭВ педагог |
Социально-демографические |
Молодой специалист (19–25 лет) или представитель более старшего поколения (40–50 лет), длительное время занимающий одну и ту же должность, не состоящий в браке, с высшим образованием. |
Опытный специалист в возрасте от 25 лет, продвигающийся по карьерной лестнице или периодически меняющий свою специализацию, состоящий в браке, со средним профессиональным образованием. |
Личностные |
Специалист с бурным темпом жизни, испытывающий острую потребность держать все под своим контролем, обладающий низкой самооценкой. |
Специалист, умеющий делегировать обязанности, планировать собственную деятельность, гармонично сочетая работу и отдых, обладающий адекватной самооценкой и высокой профессиональной мотивацией. |
Организационные |
Специалист, работающий 8–12 часов, принявший на себя завышенную ответственность за выполняемые функции, подверженный постоянному прессингу со стороны администрации, работающий с психологически трудным контингентом, обрабатывающий большой объем информации за ограниченное количество времени. |
Специалист, работающий не более 8 часов с периодическими перерывами, находящийся в психологически благоприятной и безопасной среде с умеренной эмоциональной насыщенностью. |
Социально-психологические |
Специалист, находящийся в коллективе с неблагоприятным социально-психологическим климатом и работающий в структуре с несправедливым стимулированием заслуг, а также с недостатком материально-технического обеспечения. |
Специалист, заручившийся поддержкой со стороны коллег и людей с более высоким социальным и профессиональным статусом, наблюдающий справедливое стимулирование заслуг работников и работающий в структуре с четкой организацией и планированием труда. |
Таким образом, последняя колонка таблицы 1 может послужить примерным ориентиром того, к чему необходимо стремиться педагогам и людям, обеспечивающим условия их труда.
Рассмотрим способы профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Профилактика СЭВ, осуществляемая педагогами.
Для педагогов инклюзивной образовательный среды в Омске был разработан комплекс упражнений, способствующий устранению признаков эмоционального выгорания:
– релаксационные упражнения, направленные на расслабление общей моторики: «Восточный танец», «Диско», «Дерево на ветру»;
– релаксационные упражнения, направленные на контроль дыхания: «Концентрация на медитативном дыхании», «Отдых»;
– релаксационные упражнения, способствующие снятию агрессивного и напряженного отрицательного состояния: «Настроение», «Напряжение — расслабление», «Релаксация по Бенсону» [1].
Оммук О. А., учитель английского языка ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», привела примеры способов борьбы с СЭВ, наиболее применимые в условиях образовательных учреждений:
– самообразование и самомотивация;
– расслабление: занятия йогой, медитация, массаж, хобби;
– разграничение личной жизни и рабочих моментов [6].
Коняева К. И. предложила следующие рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагога:
- Развитие способностей: оценивать собственные цели и планы с точки зрения возможности выполнения; планировать свой день и разграничивать дела по степени важности; отвлекаться от переживаний, связанных с работой, преодолевать стресс и снимать эмоциональное переживание; опираться на собственные силы.
- Забота о здоровье: регулярно отдыхать и спать не менее 8 часов; регулярно выполнять такой вид активности, который будет приносить удовольствие; отслеживать изменения в физическом и психическом здоровье; иметь хобби вне работы;
- Размышление о перспективах в работе: развивать интерес к работе и вносить в нее разнообразие; посещать тренинги личностного и профессионального роста [5].
Профилактика СЭВ, осуществляемая администрацией образовательного учреждения.
Дедуль А. А. и Колузаева Т. А. предлагают следующие направления профилактики: максимальная укомплектованность кадров во избежание дополнительной нагрузки; создание возможностей для продвижения по карьерной лестнице; использование современных методов организации и планирования труда; улучшение условий труда и отдыха; организация психологической разгрузки; формирование стрессоустойчивости [3]; [4].
Таким образом, мы рассмотрели причины и способы профилактики синдрома эмоционального выгорания. Следует помнить, что эмоциональное выгорание не является чем-то неизбежным. Необходимо предпринимать определенные шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания, при чем шаги должны быть с двух сторон: со стороны администрации и со стороны самого педагога.
Литература:
- Варгусова А. А., Ильвес А. Е., Сарпова Д. В., Старкова А. Д., Толмачева А. В. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ в системе инклюзивного образования // Инклюзивное образование: теория и практика. — 2020. — С. 290–293.
- Дорингер В. П. Про эмоциональное выгорание: подкаст / В. П. Дорингер, А. Володько. URL: https://www.litres.ru/arseniy-volodko-27868152/53-pro-emocionalnoe-vygoranie-66174705/.
- Дедуль А. А. Психолого-педагогические условия коррекции выгорания педагогов дошкольной образовательной организации // Концепции современного образования: время перемен. — 2020 — С. 135–140.
- Колузаева Т. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. — 2020. — № 1(31). — С. 122–130.
- Коняева К. И. Профилактика эмоционального выгорания педагога // Научный потенциал. — 2021. — № 1(32). — С. 42–44.
- Оммук О. А. Эмоциональное выгорание педагога и способы его предупреждения // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований. — 2019. — С. 126–130.