В данной статье рассматривается проблема исследования личностных факторов, влияющих на эмоциональное выгорание педагогов. Анализируются теоретические подходы и эмпирические данные, раскрывающие влияние личностных ресурсов, профессионального самоотношения, ценностных ориентаций и саморегуляции на формирование и преодоление синдрома эмоционального выгорания. Особое внимание уделяется роли самоактуализации как фактора, способствующего устойчивости педагогов к профессиональным стрессам и деформациям.
Ключевые слова: эмоционального выгорание, личностные ресурсы, профессиональное самоотношение, ценностные ориентации, личностные особенности, саморегуляция, самоактуализация.
This article examines the important problem of the relationship between self-actualization of personality and emotional burnout of teachers in the field of educational organizations. The article analyzes theoretical approaches and empirical data revealing the influence of personal resources, professional self-attitude, value orientations and self-regulation on the formation and overcoming of burnout syndrome. Special attention is paid to the role of self-actualization as a factor contributing to teachers' resilience to professional stresses and deformations.
Keywords: emotional burnout, personal resources, professional self-attitude, value orientations, personality traits, self-regulation, self-actualization.
Введение
Проблема эмоционального выгорания педагогов в современной системе образования приобретает особую актуальность. Повышенные требования к профессиональной компетентности, интенсификация педагогической деятельности, увеличение нагрузки и возрастание уровня ответственности — все это создает предпосылки для развития хронического стресса и, как следствие, эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Эмоциональное выгорание не только негативно сказывается на здоровье и благополучии педагогов, но и снижает качество образовательного процесса, ухудшает отношения с учениками и коллегами, и, в конечном итоге, приводит к снижению эффективности работы образовательной организации в целом.
В связи с этим, поиск факторов, способствующих устойчивости педагогов к профессиональным стрессам и формированию у них ресурсов для преодоления эмоционального выгорания, является важной задачей современной педагогической психологии.
Теоретические основы исследования
В настоящее время существует значительное количество исследований, посвященных изучению различных аспектов эмоционального выгорания у педагогов.
Эмоциональное выгорание — это многомерный синдром, характеризующийся эмоциональным истощением, деперсонализацией и снижением чувства личных достижений, который возникает в ответ на хронический стресс на рабочем месте. Педагоги, в силу специфики своей профессии, подвержены высокому риску развития этого состояния. Понимание личностных факторов, влияющих на эмоциональное выгорание, играет ключевую роль в разработке эффективных стратегий профилактики и коррекции.
Личностные ресурсы как фактор психологической устойчивости
Одним из важнейших факторов, препятствующих развитию выгорания, являются личностные ресурсы. О. И. Бабич подчеркивает значимость самоэффективности, оптимизма и жизнестойкости. Самоэффективность — это вера в свою способность справляться с трудными задачами и достигать поставленных целей. Оптимизм позволяет видеть позитивные стороны в сложных ситуациях и надеяться на благоприятный исход. Жизнестойкость, в свою очередь, представляет собой систему убеждений о себе, мире и отношениях с ним, которая позволяет человеку выдерживать стрессовые ситуации и оставаться психологически устойчивым. Все эти ресурсы в совокупности формируют психологическую устойчивость к стрессу, снижая вероятность эмоционального истощения [1].
Профессиональное самоотношение и его роль в предотвращении выгорания
Профессиональное самоотношение, включающее в себя позитивное самовосприятие, уверенность в профессиональных компетенциях и удовлетворенность деятельностью, также играет важную роль в профилактике выгорания. Е. И. Бараева и Е. А. Кот акцентируют внимание на том, что позитивная оценка себя как профессионала, осознание своей компетентности и удовлетворенность выбранной сферой деятельности способствуют повышению мотивации, снижают чувство бессилия и, как следствие, предотвращают развитие эмоционального выгорания [2].
Ценностные ориентации и их соответствие профессиональной деятельности
Соответствие личных ценностей педагога ценностям профессиональной деятельности является еще одним важным фактором, влияющим на устойчивость к выгоранию. Ю. В. Бессонова отмечает, что когда личные ценности педагога совпадают с ценностями его работы, он ощущает большую удовлетворенность и вовлеченность в процесс, что снижает риск неудовлетворенности и выгорания. Напротив, конфликт между личными и профессиональными ценностями может привести к чувству разочарования и потери смысла в работе, что увеличивает риск развития эмоционального выгорания [3].
Личностные особенности, предрасполагающие к выгоранию
В то же время, некоторые личностные особенности могут, напротив, формировать предрасположенность к выгоранию. М. В. Борисова указывает на такие факторы, как высокий уровень тревожности, склонность к перфекционизму и ригидность. Тревожные педагоги часто испытывают повышенное беспокойство и напряжение, что способствует быстрому истощению эмоциональных ресурсов. Перфекционизм, стремление к безупречности во всем, может приводить к постоянному чувству неудовлетворенности своими результатами и перегрузке. Ригидность, неспособность адаптироваться к изменяющимся условиям, усложняет процесс приспособления к новым требованиям и вызовам, что также способствует развитию выгорания [4].
А. В. Дробыш в своей статье рассматривает проблему эмоционального выгорания, особенно среди педагогов, как актуальную и многогранную. Он подчеркивает, что это явление негативно влияет на жизнь человека и общество в целом. Основные моменты, которые подчеркнул автор:
1. Актуальность проблемы: Эмоциональное выгорание — распространенное явление, затрагивающее различные сферы деятельности, а не только «помогающие» профессии.
2. Влияние на педагогов: Педагоги особенно подвержены выгоранию из-за высокой ответственности, стресса и требований к их личности. Это усугубляется феминизацией профессии и дополнительной нагрузкой на женщин-учителей.
3. Факторы выгорания: Автор рассматривает различные группы факторов, вызывающих эмоциональное выгорание: внешние (связанные с работой) и внутренние (личностные особенности). Также выделяются организационные, социально-психологические и экономические факторы [8].
О. Б. Крушельницкая, Н. В. Кочетков, Т. Ю. Маринова, В. А. Орлов, М. Н. Расходчикова, Н. А. Хаймовская в своем исследовании пришли к выводу, что ключевыми личностными факторами, связанными с профессиональным выгоранием школьных учителей, являются: неудовлетворенность взаимодействием с родителями учеников; преобладание контролируемой мотивации в работе; склонность к конфронтации, избеганию, поиску социальной поддержки и самоконтролю в качестве стратегий совладания; чувство нереализованности и недостаточного контроля над собственной жизнью.
Снизить риск выгорания, по мнению автора, возможно за счет: повышения удовлетворенности взаимодействием с родителями; развития автономной мотивации в работе; отказ от конфронтации и переход к позитивной переоценке как к копинг-стратегии; повышения удовлетворенности самореализацией, содержанием и условиями труда.
Автор подчеркивает необходимость расширения психологической помощи учителям, включая индивидуальную коррекцию факторов выгорания, таких как мотивация, копинг-стратегии и навыки межличностного взаимодействия. В качестве дальнейшего направления исследования предлагается изучение эффективности тренингов, направленных на развитие социальных компетенций и навыков эффективного взаимодействия учителей с другими участниками образовательного процесса [10].
Саморегуляция и ее влияние на эмоциональное состояние
Саморегуляция, осознанное управление эмоциональными состояниями, планирование деятельности и адаптация к изменениям, играет важную роль в профилактике выгорания. Л. Г. Дикая отмечает, что нарушение процессов саморегуляции, неспособность контролировать свои эмоции, планировать время и адаптироваться к стрессовым ситуациям, приводит к эмоциональному истощению и выгоранию. Напротив, развитые навыки саморегуляции позволяют педагогам эффективно справляться со стрессом, поддерживать баланс между работой и личной жизнью и предотвращать развитие эмоционального выгорания [7].
Самоактуализация как защитный механизм
Стремление к самоактуализации, реализации своего потенциала и личностному росту, выступает в качестве важного защитного фактора. Е. В. Гончарова, Е. В. Воронцова, С. А. Наличаева и О. Б. Полякова подчеркивают, что самоактуализация стимулирует развитие профессиональной компетентности, повышает мотивацию и устойчивость к профессиональным деформациям. Педагоги, ориентированные на саморазвитие, более активно ищут новые возможности для профессионального роста, что способствует повышению удовлетворенности работой и снижению риска выгорания [5].
Е. И. Бараева и Е. А. Кот рассматривают влияние профессионального самоотношения личности на эмоциональное выгорание педагогов в зрелом возрасте. Они подчеркивают, что позитивное самовосприятие, уверенность в своих профессиональных компетенциях и удовлетворенность своей деятельностью являются важными факторами, предотвращающими развитие эмоционального выгорания [2].
В исследованиях Е. В. Гончаровой и Е. В. Воронцовой рассматривается взаимосвязь профессионального выгорания и самоактуализации педагога в условиях профессиональной деятельности. Авторы подчеркивают, что самоактуализация, как стремление к реализации своего потенциала и личностному росту, может служить защитным фактором против развития эмоционального выгорания [5].
Е. Н. Городилова проводит исследование связи между самоактуализацией и интегральной индивидуальностью, что позволяет глубже понять структуру личности педагога и определить ее влияние на устойчивость к профессиональным стрессам [6].
С. А. Наличаева в своем исследовании посвящает внимание связи между самоактуализацией и профессиональным выгоранием педагогов, эмпирически подтверждая гипотезу о том, что более высокий уровень самоактуализации связан с более низким уровнем эмоционального выгорания [12].
Самоактуализация как предпосылка предупреждения профессиональных деформаций рассматривается в работах О. Б. Поляковой. Автор подчеркивает, что стремление к самосовершенствованию и самореализации может служить мощным стимулом для развития профессиональной компетентности и формирования устойчивости к профессиональным деформациям [13].
Заключение
Анализ представленных исследований позволяет сделать вывод о том, что на эмоциональное выгорание педагогов влияет целый комплекс факторов, среди которых важное место занимает самоактуализация личности. Самоактуализирующиеся педагоги, как правило, обладают более высоким уровнем самоэффективности, оптимизма, жизнестойкости и позитивного профессионального самоотношения, что позволяет им эффективнее справляться со стрессом и трудностями. Они более удовлетворены своей деятельностью, уверены в своих профессиональных компетенциях и способны к эффективной саморегуляции, что снижает риск эмоционального истощения.
Однако самоактуализация — не единственный определяющий фактор. Важную роль играют и другие личностные ресурсы, такие как развитые навыки саморегуляции, позитивное профессиональное самоотношение и соответствие личных ценностей ценностям профессиональной деятельности. Напротив, высокий уровень тревожности, склонность к перфекционизму и ригидность могут повышать предрасположенность к выгоранию.
Помимо личностных особенностей, существенное влияние оказывают и внешние факторы, такие как удовлетворенность взаимодействием с родителями, преобладающая мотивация в работе, выбранные стратегии совладания со стрессом, а также ощущение самореализации и контроля над собственной жизнью. Проблемы в этих областях могут значительно увеличивать риск эмоционального выгорания.
Таким образом, связь между самоактуализацией, другими личностными ресурсами, внешними факторами и эмоциональным выгоранием является сложной и многогранной. Для эффективной профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов необходимо учитывать влияние всех этих факторов, создавая благоприятную профессиональную среду и поддерживая личностное развитие педагогов.
Литература:
1. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания у педагогов. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». — 2016. — № 1. — С. 40–48.
2. Бараева Е. И., Кот Е. А. Влияние профессионального самоотношения личности на эмоциональное выгорание педагогов в зрелом возрасте // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публiцыстычны часопiс. 2017. № 1 (117). С. 55–59.
3. Бессонова Ю. В. Ценностные детерминанты синдрома выгорания. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». — 2013. — Т. 6, № 2. — С. 15–22.
4. Борисова М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов. // Вопросы психологии. — 2003. — № 2. — С. 96–104.
5. Гончарова Е. В., Воронцова Е. В. Профессиональное выгорание и самоактуализация педагога в условиях профессиональной деятельности. // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 1 (129). — С. 142–146.
6. Городилова Е. Н. Исследование связи между самоактуализацией и интегральной индивидуальностью. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». — 2016. — Т. 22, № 4. — С. 142–146.
7. Дикая Л. Г. Системно-деятельностный подход к изучению психической саморегуляции. // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24, № 5. — С. 5–17.
8. Добыш А. В. Причины эмоционального выгорания педагогов // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 45–46. — Электронная копия доступна на сайте изд-ва Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7975/ (дата обращения: 04.03.2025).
9. Иванова И. В., Земцова И. А. Актуальность профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях модернизации образования. // Наука и образование: новое время. — 2015. — № 3 (8). — С. 1–6.
10. Крушельницкая О. Б. Личностные факторы профессионального выгорания у школьных учителей // Консультативная психология и психотерапия. — 2024. — Т. 32, № 1. — С. 139–157. — Электронная копия доступна на портале PsyJournal. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2024_n1/Krushelnitskaya_et_al (дата обращения: 04.03.2025).
11. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. — М., 1982. — С. 108–116.
12. Наличаева С. А. Исследование связи между самоактуализацией и профессиональным выгоранием педагогов. // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 6 (49). — С. 322–325.
13. Полякова О. Б. Самоактуализация как предпосылки предупреждения профессиональных деформаций. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2012. — № 7. — С. 120–124.