Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.

Дата публикации: 06.04.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Кодолбенко, Е. А. Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных организаций / Е. А. Кодолбенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123796/ (дата обращения: 27.04.2025).



В данной статье рассматривается проблема исследования личностных факторов, влияющих на эмоциональное выгорание педагогов. Анализируются теоретические подходы и эмпирические данные, раскрывающие влияние личностных ресурсов, профессионального самоотношения, ценностных ориентаций и саморегуляции на формирование и преодоление синдрома эмоционального выгорания. Особое внимание уделяется роли самоактуализации как фактора, способствующего устойчивости педагогов к профессиональным стрессам и деформациям.

Ключевые слова: эмоционального выгорание, личностные ресурсы, профессиональное самоотношение, ценностные ориентации, личностные особенности, саморегуляция, самоактуализация.

This article examines the important problem of the relationship between self-actualization of personality and emotional burnout of teachers in the field of educational organizations. The article analyzes theoretical approaches and empirical data revealing the influence of personal resources, professional self-attitude, value orientations and self-regulation on the formation and overcoming of burnout syndrome. Special attention is paid to the role of self-actualization as a factor contributing to teachers' resilience to professional stresses and deformations.

Keywords: emotional burnout, personal resources, professional self-attitude, value orientations, personality traits, self-regulation, self-actualization.

Введение

Проблема эмоционального выгорания педагогов в современной системе образования приобретает особую актуальность. Повышенные требования к профессиональной компетентности, интенсификация педагогической деятельности, увеличение нагрузки и возрастание уровня ответственности — все это создает предпосылки для развития хронического стресса и, как следствие, эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Эмоциональное выгорание не только негативно сказывается на здоровье и благополучии педагогов, но и снижает качество образовательного процесса, ухудшает отношения с учениками и коллегами, и, в конечном итоге, приводит к снижению эффективности работы образовательной организации в целом.

В связи с этим, поиск факторов, способствующих устойчивости педагогов к профессиональным стрессам и формированию у них ресурсов для преодоления эмоционального выгорания, является важной задачей современной педагогической психологии.

Теоретические основы исследования

В настоящее время существует значительное количество исследований, посвященных изучению различных аспектов эмоционального выгорания у педагогов.

Эмоциональное выгорание — это многомерный синдром, характеризующийся эмоциональным истощением, деперсонализацией и снижением чувства личных достижений, который возникает в ответ на хронический стресс на рабочем месте. Педагоги, в силу специфики своей профессии, подвержены высокому риску развития этого состояния. Понимание личностных факторов, влияющих на эмоциональное выгорание, играет ключевую роль в разработке эффективных стратегий профилактики и коррекции.

Личностные ресурсы как фактор психологической устойчивости

Одним из важнейших факторов, препятствующих развитию выгорания, являются личностные ресурсы. О. И. Бабич подчеркивает значимость самоэффективности, оптимизма и жизнестойкости. Самоэффективность — это вера в свою способность справляться с трудными задачами и достигать поставленных целей. Оптимизм позволяет видеть позитивные стороны в сложных ситуациях и надеяться на благоприятный исход. Жизнестойкость, в свою очередь, представляет собой систему убеждений о себе, мире и отношениях с ним, которая позволяет человеку выдерживать стрессовые ситуации и оставаться психологически устойчивым. Все эти ресурсы в совокупности формируют психологическую устойчивость к стрессу, снижая вероятность эмоционального истощения [1].

Профессиональное самоотношение и его роль в предотвращении выгорания

Профессиональное самоотношение, включающее в себя позитивное самовосприятие, уверенность в профессиональных компетенциях и удовлетворенность деятельностью, также играет важную роль в профилактике выгорания. Е. И. Бараева и Е. А. Кот акцентируют внимание на том, что позитивная оценка себя как профессионала, осознание своей компетентности и удовлетворенность выбранной сферой деятельности способствуют повышению мотивации, снижают чувство бессилия и, как следствие, предотвращают развитие эмоционального выгорания [2].

Ценностные ориентации и их соответствие профессиональной деятельности

Соответствие личных ценностей педагога ценностям профессиональной деятельности является еще одним важным фактором, влияющим на устойчивость к выгоранию. Ю. В. Бессонова отмечает, что когда личные ценности педагога совпадают с ценностями его работы, он ощущает большую удовлетворенность и вовлеченность в процесс, что снижает риск неудовлетворенности и выгорания. Напротив, конфликт между личными и профессиональными ценностями может привести к чувству разочарования и потери смысла в работе, что увеличивает риск развития эмоционального выгорания [3].

Личностные особенности, предрасполагающие к выгоранию

В то же время, некоторые личностные особенности могут, напротив, формировать предрасположенность к выгоранию. М. В. Борисова указывает на такие факторы, как высокий уровень тревожности, склонность к перфекционизму и ригидность. Тревожные педагоги часто испытывают повышенное беспокойство и напряжение, что способствует быстрому истощению эмоциональных ресурсов. Перфекционизм, стремление к безупречности во всем, может приводить к постоянному чувству неудовлетворенности своими результатами и перегрузке. Ригидность, неспособность адаптироваться к изменяющимся условиям, усложняет процесс приспособления к новым требованиям и вызовам, что также способствует развитию выгорания [4].

А. В. Дробыш в своей статье рассматривает проблему эмоционального выгорания, особенно среди педагогов, как актуальную и многогранную. Он подчеркивает, что это явление негативно влияет на жизнь человека и общество в целом. Основные моменты, которые подчеркнул автор:

1. Актуальность проблемы: Эмоциональное выгорание — распространенное явление, затрагивающее различные сферы деятельности, а не только «помогающие» профессии.

2. Влияние на педагогов: Педагоги особенно подвержены выгоранию из-за высокой ответственности, стресса и требований к их личности. Это усугубляется феминизацией профессии и дополнительной нагрузкой на женщин-учителей.

3. Факторы выгорания: Автор рассматривает различные группы факторов, вызывающих эмоциональное выгорание: внешние (связанные с работой) и внутренние (личностные особенности). Также выделяются организационные, социально-психологические и экономические факторы [8].

О. Б. Крушельницкая, Н. В. Кочетков, Т. Ю. Маринова, В. А. Орлов, М. Н. Расходчикова, Н. А. Хаймовская в своем исследовании пришли к выводу, что ключевыми личностными факторами, связанными с профессиональным выгоранием школьных учителей, являются: неудовлетворенность взаимодействием с родителями учеников; преобладание контролируемой мотивации в работе; склонность к конфронтации, избеганию, поиску социальной поддержки и самоконтролю в качестве стратегий совладания; чувство нереализованности и недостаточного контроля над собственной жизнью.

Снизить риск выгорания, по мнению автора, возможно за счет: повышения удовлетворенности взаимодействием с родителями; развития автономной мотивации в работе; отказ от конфронтации и переход к позитивной переоценке как к копинг-стратегии; повышения удовлетворенности самореализацией, содержанием и условиями труда.

Автор подчеркивает необходимость расширения психологической помощи учителям, включая индивидуальную коррекцию факторов выгорания, таких как мотивация, копинг-стратегии и навыки межличностного взаимодействия. В качестве дальнейшего направления исследования предлагается изучение эффективности тренингов, направленных на развитие социальных компетенций и навыков эффективного взаимодействия учителей с другими участниками образовательного процесса [10].

Саморегуляция и ее влияние на эмоциональное состояние

Саморегуляция, осознанное управление эмоциональными состояниями, планирование деятельности и адаптация к изменениям, играет важную роль в профилактике выгорания. Л. Г. Дикая отмечает, что нарушение процессов саморегуляции, неспособность контролировать свои эмоции, планировать время и адаптироваться к стрессовым ситуациям, приводит к эмоциональному истощению и выгоранию. Напротив, развитые навыки саморегуляции позволяют педагогам эффективно справляться со стрессом, поддерживать баланс между работой и личной жизнью и предотвращать развитие эмоционального выгорания [7].

Самоактуализация как защитный механизм

Стремление к самоактуализации, реализации своего потенциала и личностному росту, выступает в качестве важного защитного фактора. Е. В. Гончарова, Е. В. Воронцова, С. А. Наличаева и О. Б. Полякова подчеркивают, что самоактуализация стимулирует развитие профессиональной компетентности, повышает мотивацию и устойчивость к профессиональным деформациям. Педагоги, ориентированные на саморазвитие, более активно ищут новые возможности для профессионального роста, что способствует повышению удовлетворенности работой и снижению риска выгорания [5].

Е. И. Бараева и Е. А. Кот рассматривают влияние профессионального самоотношения личности на эмоциональное выгорание педагогов в зрелом возрасте. Они подчеркивают, что позитивное самовосприятие, уверенность в своих профессиональных компетенциях и удовлетворенность своей деятельностью являются важными факторами, предотвращающими развитие эмоционального выгорания [2].

В исследованиях Е. В. Гончаровой и Е. В. Воронцовой рассматривается взаимосвязь профессионального выгорания и самоактуализации педагога в условиях профессиональной деятельности. Авторы подчеркивают, что самоактуализация, как стремление к реализации своего потенциала и личностному росту, может служить защитным фактором против развития эмоционального выгорания [5].

Е. Н. Городилова проводит исследование связи между самоактуализацией и интегральной индивидуальностью, что позволяет глубже понять структуру личности педагога и определить ее влияние на устойчивость к профессиональным стрессам [6].

С. А. Наличаева в своем исследовании посвящает внимание связи между самоактуализацией и профессиональным выгоранием педагогов, эмпирически подтверждая гипотезу о том, что более высокий уровень самоактуализации связан с более низким уровнем эмоционального выгорания [12].

Самоактуализация как предпосылка предупреждения профессиональных деформаций рассматривается в работах О. Б. Поляковой. Автор подчеркивает, что стремление к самосовершенствованию и самореализации может служить мощным стимулом для развития профессиональной компетентности и формирования устойчивости к профессиональным деформациям [13].

Заключение

Анализ представленных исследований позволяет сделать вывод о том, что на эмоциональное выгорание педагогов влияет целый комплекс факторов, среди которых важное место занимает самоактуализация личности. Самоактуализирующиеся педагоги, как правило, обладают более высоким уровнем самоэффективности, оптимизма, жизнестойкости и позитивного профессионального самоотношения, что позволяет им эффективнее справляться со стрессом и трудностями. Они более удовлетворены своей деятельностью, уверены в своих профессиональных компетенциях и способны к эффективной саморегуляции, что снижает риск эмоционального истощения.

Однако самоактуализация — не единственный определяющий фактор. Важную роль играют и другие личностные ресурсы, такие как развитые навыки саморегуляции, позитивное профессиональное самоотношение и соответствие личных ценностей ценностям профессиональной деятельности. Напротив, высокий уровень тревожности, склонность к перфекционизму и ригидность могут повышать предрасположенность к выгоранию.

Помимо личностных особенностей, существенное влияние оказывают и внешние факторы, такие как удовлетворенность взаимодействием с родителями, преобладающая мотивация в работе, выбранные стратегии совладания со стрессом, а также ощущение самореализации и контроля над собственной жизнью. Проблемы в этих областях могут значительно увеличивать риск эмоционального выгорания.

Таким образом, связь между самоактуализацией, другими личностными ресурсами, внешними факторами и эмоциональным выгоранием является сложной и многогранной. Для эффективной профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов необходимо учитывать влияние всех этих факторов, создавая благоприятную профессиональную среду и поддерживая личностное развитие педагогов.

Литература:

1. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания у педагогов. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». — 2016. — № 1. — С. 40–48.

2. Бараева Е. И., Кот Е. А. Влияние профессионального самоотношения личности на эмоциональное выгорание педагогов в зрелом возрасте // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публiцыстычны часопiс. 2017. № 1 (117). С. 55–59.

3. Бессонова Ю. В. Ценностные детерминанты синдрома выгорания. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». — 2013. — Т. 6, № 2. — С. 15–22.

4. Борисова М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов. // Вопросы психологии. — 2003. — № 2. — С. 96–104.

5. Гончарова Е. В., Воронцова Е. В. Профессиональное выгорание и самоактуализация педагога в условиях профессиональной деятельности. // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 1 (129). — С. 142–146.

6. Городилова Е. Н. Исследование связи между самоактуализацией и интегральной индивидуальностью. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». — 2016. — Т. 22, № 4. — С. 142–146.

7. Дикая Л. Г. Системно-деятельностный подход к изучению психической саморегуляции. // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24, № 5. — С. 5–17.

8. Добыш А. В. Причины эмоционального выгорания педагогов // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 45–46. — Электронная копия доступна на сайте изд-ва Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7975/ (дата обращения: 04.03.2025).

9. Иванова И. В., Земцова И. А. Актуальность профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях модернизации образования. // Наука и образование: новое время. — 2015. — № 3 (8). — С. 1–6.

10. Крушельницкая О. Б. Личностные факторы профессионального выгорания у школьных учителей // Консультативная психология и психотерапия. — 2024. — Т. 32, № 1. — С. 139–157. — Электронная копия доступна на портале PsyJournal. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2024_n1/Krushelnitskaya_et_al (дата обращения: 04.03.2025).

11. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. — М., 1982. — С. 108–116.

12. Наличаева С. А. Исследование связи между самоактуализацией и профессиональным выгоранием педагогов. // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 6 (49). — С. 322–325.

13. Полякова О. Б. Самоактуализация как предпосылки предупреждения профессиональных деформаций. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2012. — № 7. — С. 120–124.

Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

ценностные ориентации, самоактуализация, саморегуляция, личностные особенности, личностные ресурсы, эмоционального выгорание, профессиональное самоотношение

Похожие статьи

Задать вопрос