Причины эмоционального выгорания педагогов
Автор: Добыш Анна Вячеславовна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.
Дата публикации: 30.01.2023
Статья просмотрена: 661 раз
Библиографическое описание:
Добыш, А. В. Причины эмоционального выгорания педагогов / А. В. Добыш. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7975/ (дата обращения: 16.12.2024).
На сегодняшний день проблема эмоционального выгорания является одной из наиболее актуальных проблем современной психологической науки и практики. Не смотря на большое количество научных работ и публикаций, многие важные теоретические и практические вопросы остаются открытыми.
Эмоциональное выгорание неблагоприятно сказывается на всей жизнедеятельности человека, приводит к эмоциональному истощению, снижению уровня работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, создает предпосылки для конфликтного и тревожного поведения и т. д. Чем больше исследований проводится, тем очевиднее становится тот урон, который эмоциональное выгорание может нанести не только отдельной личности, но и обществу в целом. Если в 80-х годах XX века считалось, что эмоциональное выгорание является «платой за сочувствие», и затрагивает лишь некоторые «помогающие» профессии, то теперь известно, что оно затрагивает практически все сферы деятельности. С течением времени эмоциональное выгорание стало рассматриваться как междисциплинарная проблема. Влияние выгорания на качество жизни и здоровье людей стало так очевидно, что ВОЗ приняла решение о включении выгорания в МКБ.
Проблему эмоционального выгорания педагогов изучали В. В. Бойко, К. В. Вербова, Н. Е. Водопьянова, А. К. Макарова, В. Е. Орел, А. В. Ракицкая, Т. И. Ронгинская, А. А. Рукавишников, Е. С. Старченкова, Т. В. Форманюк и др.
Внимание к педагогической профессии обусловлено ее большой социальной значимостью и ответственностью, с тем влиянием, которое педагог оказывает на процесс обучения и воспитания учащихся. Общество ожидает от педагога профессионализма, коммуникативной компетентности, а также предъявляет высокие требования к личности педагога в целом. Вместе с тем, педагогическая профессия сопряжена с большим количеством стрессогенных факторов. По мнению В. В. Бойко, педагогическую деятельность относят к категории риска как наиболее подверженную профессиональной «деструкции». Для педагогической профессии характерны: продолжительные стрессы, сложность педагогических ситуаций, проблемы коммуникативных отношений, накапливание отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» [1].
Согласно Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой, самое большое количество «сгоревших на работе» среди учителей средних школ (71 % педагогов) [2]. В настоящее время можно наблюдать снижение престижа педагогического труда, ухудшение условий работы педагога, возрастающую нагрузку. Данная профессия многоаспектна, учителю приходится выполнять более 300 видов деятельности.
Одной из особенностей педагогического труда является феминизация учительского состава. Исследования показали, что у замужних женщин с семейным стажем более 10 лет значительно чаще встречается высокий уровень выгорания, чем у разведенных и незамужних. Высокая профессиональная нагрузка в сочетании с семейными заботами, относительно низкой зарплатой, нехваткой времени на отдых и восстановление нервно-психического потенциала способствуют эмоциональному и физическому истощению женщин-учителей, что сказывается на их отношении к своей педагогической работе [2].
Т. В. Форманюк отмечает, что полностью удовлетворены своим психологическим состоянием только 14,8 % учителей, а состоянием физического здоровья — 50,3 % [3].
Очевидно, что причины эмоционального выгорания педагогов во многом обусловлены спецификой самой педагогической деятельности и теми требованиями, которые предъявляются к личности учителя.
В отечественной науке факторы эмоционального выгорания традиционно разделяют на две группы: внешние, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, и внутренние, обусловленные индивидуальными характеристиками личности (В. В. Бойко, Л. А. Мартынова, Т. И. Ронгинская, Л. В. Сафонова, С. В. Талайко и др.).
Так, например, В. В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы:
- Хронически напряженная психоэмоциональная деятельность. Это происходит в тех случаях, когда профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты деятельности.
- Дестабилизирующая организация деятельности. Дестабилизирующая обстановка сказывается не только на самом профессионале, но и на субъекте общения — клиенте, пациенте, партнере.
- Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Прежде всего, это касается врачей, педагогов, социальных работников.
- Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности (например, конфликтность между начальником и подчинёнными, или коллегами).
Внутренние факторы:
- Склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание чаще возникает у эмоционально сдержанных людей. У импульсивных людей, обладающих подвижными нервными процессами, формирование эмоционального выгорания происходит медленнее. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать этот механизм психологической защиты.
- Интенсивная интериоризация. Эмоциональное выгорание в большей степени затрагивает людей с повышенным уровнем ответственности.
- Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Человек не проявляет сопереживания к объекту деятельности.
- Нравственные искажения и дезорганизация личности.
Н. Е. Водопьянова считает, что эмоциональное выгорание развивается под действием трех групп факторов: личностных, организационных и факторов профессиональных стрессов [2].
М. В. Борисова и Н. П. Ансимова разделили причины эмоционального выгорания на пять факторов [4]:
- Индивидуальные факторы. Причинами выгорания выступают особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности. Это такие личностные характеристики как интроверсия, нейротизм, низкая самооценка, низкий уровень эмпатии, авторитаризм, эмоциональная возбудимость, чувствительность, неуверенность в себе, чрезмерно сильная помогающая мотивация, рассогласование значимых ценностей личности с ценностями деятельности, потребность в одобрении, трудоголизм, черты личности типа А (по Н. Е. Водопьяновой).
- Факторы, связанные с содержанием и спецификой труда. Эмоциональному выгоранию способствует высокое психоэмоциональное напряжение, большое количество контактов с людьми, трудно ощутимые результаты труда, высокая интенсивность труда, большие интеллектуальные нагрузки, необходимость интенсивного восприятия, переработка и интерпретация больших объемов информации, принятие решений в неопределенных ситуациях с повышенной ответственностью.
- Организационные факторы выгорания. К ним относятся недостатки в организации труда, например: рабочие перегрузки, дефицит времени, чрезмерная продолжительность рабочего дня, нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, недостаток автономности и чрезмерный контроль, жесткая регламентация работы, ролевая конфликтность или неопределенность, нечетко или неравномерно распределенная ответственность, недостаточное признание и отсутствие положительной оценки, отсутствие возможностей профессионального роста и развития.
- Социально-психологические факторы выгорания. К ним относят сложные межличностные отношения: с руководством, коллегами, учащимися. На эмоциональное выгорание влияет негативный климат на рабочем месте (наличие напряженности, конфликтов среди коллег), отсутствие согласованности в действиях.
- Факторы, обусловленные современной социально-экономической ситуацией. К числу наиболее существенных относятся: низкая оплата труда, чувство социальной незащищенности, неуверенность в социально-экономической стабильности, недостаток социальной поддержки.
Таким образом, причинами эмоционального выгорания традиционно считают: внешние (связанные с содержанием и спецификой труда, организационные, социально-психологические, экономические) и внутренние (нейротизм, интроверсия, низкая самооценка, неуверенность в себе и др.).
Литература:
- Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. — СПб.: Питер, 2000. — 105 с.
- Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2018. — 343 с.
- Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. — 1999. — № 6. — С. 35–40.
- Борисова, М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания / М. В. Борисова, Н. П. Ансимова // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 2. — С. 12–15.