Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 18.05.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Сытник, Д. В. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы / Д. В. Сытник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 603-605. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114258/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье уточняется понятие эмоционального выгорания, раскрываются особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Делается акцент на том, что педагоги в большей степени подвержены данному психологическому феномену, что объясняется спецификой трудовой деятельности и личностными особенностями.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагогическая деятельность, педагоги, общеобразовательная школа.

Синдром эмоционального выгорания характеризуется комплексом психологических, эмоциональных и поведенческих симптомов, которые могут возникать в результате чрезмерной работы, перегрузки информацией, конфликтов с коллегами, клиентами или пациентами, отсутствия поддержки и возможности реализации своих профессиональных потребностей. Эмоциональное выгорание — это состояние эмоционального, физического и психического измождения по причине непомерного и продолжительного влияния стрессовой ситуации. Такое состояние формируется, если индивид долго существует в условиях перенапряжения, нехватки физических и моральных сил, ощущает свою неспособность совладать со сложившимися обстоятельствами [5, с. 24].

В последнее время вопрос сохранения психического здоровья учителя общего образования приобрела особое значение. На данный момент выявлено, что высокая напряженность ментальных и эмоциональных процессов в профессиональной работе учителей общеобразовательного учреждения выступает основой частоты возникновения профессионального стресса. Данное обстоятельство в определенной степени влияет на повышение нервно-психического истощения человека, что влечет за собой формирование различных невротических нарушений и психосоматических болезней.

При рассмотрении вероятности возникновения синдрома эмоционального выгорания у учителей общего образования множественные исследования позволили сказать, что у большей части педагогов выявляются определенные характеристики указанного синдрома. Синдром эмоционального выгорания у школьных учителей проявляется на нескольких уровнях, одним из которых выступает психосоматический [7, с. 74].

Комбинация психических и соматических нарушений может повлечь за собой возникновение некоего замкнутого круга, что проявляется во взаимно интенсифицируемом выражении. К тому же, тревожные, депрессивные и прочие патологии зачастую камуфлируются соматовегетативными симптомами. Целесообразное и благовременное выявление результатов продолжительного стресса в трудовой деятельности у современных школьных педагогов нужно для оказания поддержки в улучшения функционального состояния, определения внешних и внутренних ресурсов, способных поддерживать психическое и физическое здоровье учителей [6, с. 45].

Эмоциональные аспекты влекут за собой повышающееся ощущение неудовлетворенности, аккумуляцию утомления, что обусловливает возникновение кризисов в трудовой сфере, эмоциональное изнурение и выгорание. Такие состояния сопровождаются разнообразными проявлениями: постоянные головные боли, сложности со сном, головокружение и пр.

Помимо этого, часто выявляются психологические и поведенческие проявления: ощущение уныния и обиды, ослабление инициативности, недостаточность уверенности в себе, вспыльчивость, неумение принимать взвешенные решения. Как итог уменьшается результативность трудовой деятельности учителя общего образования. Повышающееся ощущение неудовлетворенности специальностью влечет за собой снижение степени компетентности и выступает основой возникновения эмоционального выгорания [3, с. 100].

В числе множества специфических черт и сложностей трудовой деятельности педагогов часто указывают ее повышенную психическую интенсивность. Кроме этого, способность к переживанию и соучастию выступает одной из профессионально значимых характеристик педагога. Все эти специфические черты могут влиять на развитие у педагога эмоционального выгорания [1, с. 105].

Проявления эмоционального выгорания можно разграничить на следующие [2, с. 98]:

1. Физические:

— утомление, ощущение изнуренности;

— частые головные боли, нарушения работы желудочно-кишечного тракта;

— несоответствие нормам веса, одышка, сложности со сном.

2. Поведенческие и психологические:

— трудовая деятельность становится все сложнее;

— педагог начинает рано приходить на работу и задерживаться после окончания уроков;

— опаздывает на работу, постоянно старается уйти пораньше;

— чувство неаргументированной тревожности, уныние;

— снижение степени инициативности, ощущение обиды, чувство огорчения и сожаления;

— недостаточность уверенности в себе, ощущение вины;

— легко проявляющееся чувство гнева, вспыльчивость, мнительность, недоверчивость;

— неумение принимать адекватные решения, совокупная отрицательная установка на будущие перспективы.

Стадия «напряжения» (также называемая стадией тревоги или адаптации) является первым шагом в развитии эмоционального выгорания и проявляется частым напряжением, тревогой, усталостью, раздражительностью и чувством неопределенности в связи с работой. Она является «запускающим» аспектом, который может вызывать появление и развитие более серьезных симптомов в дальнейшем. Педагог может чувствовать, что ему сложно справиться с возникающими проблемами, что у него нет необходимых навыков, ресурсов и поддержки, а также присутствует ощущение несправедливости в отношении к себе со стороны коллег, учеников, родителей и вышестоящих руководителей.

В связи с этим, для предотвращения более серьезных последствий, важно выявлять первые признаки стресса и оказывать педагогам необходимую поддержку и помощь, например, путем проведения курсов по управлению стрессом, консультаций со специалистами, организации обучения и тренингов по профессиональному росту и развитию навыков для улучшения осознания своих ресурсов и возможностей [4, с. 328].

Стадия резистентности наступает после стадии «напряжения». На этой стадии организм пытается приспособиться к действию стрессора и выработать защитные механизмы, чтобы сохранить устойчивое состояние. Однако, при продолжительном воздействии стрессоров, защитные механизмы начинают вырабатываться на высоком уровне и длительное время, что может приводить к появлению некоторых симптомов, включая:

  1. Высокий уровень тревоги и беспокойства — педагог может испытывать чувство беспомощности, беспокойства и беспокойства по поводу будущего его рода деятельности.
  2. К нарушениям сна — педагог может испытывать проблемы со сном, такие как бессонница, частое пробуждение, недостаточное количество сна, что в свою очередь влияет на эмоциональное и физическое состояние.
  3. Нарушения аппетита — педагог может испытывать изменения в аппетите, например, переживать отсутствие желания есть или наоборот, часто переживать чувство голода.
  4. Снижение иммунитета — педагог может стать более подверженным болезни, так как следствием перенапряжения является падение иммунитета.

Важно помнить, что стадия резистентности требует внимания и поддержки со стороны коллег и начальства. Необходимо заботиться о здоровье педагога, сокращать рабочую нагрузку и проводить тренинги по управлению стрессом, чтобы снизить риск развития синдрома профессионального выгорания.

Таким образом, выгорание весьма заразительно и может достаточно быстро распространяться в педагогическом коллективе. Те учителя, которые подвержены формированию синдрома эмоционального выгорания, становятся циничными, пессимистичными. Общаясь в трудовой деятельности с детьми и другими педагогами, которые работают в условиях аналогичного стресса, они могут быстро превратить весь трудовой коллектив в общность выгорающих.

Литература:

  1. Александровский Ю. А., Собчик Л. Н. Доболезненные формы эмоциональной напряженности (дефиниция, диагностика, пути предупреждения и коррекция). — М., 2020. — 452 с.
  2. Борисова С. Е. Профессиональная деформация личности сотрудника // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2020. — 423 с.
  3. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2019. — 358 с.
  4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2019. — 750 с.
  5. Китаев-Смык Л. А., Боброва Э. С. Социально-психологические проявления стресса и синдрома выгорания личности // Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. — М., 2009. — С. 24–25.
  6. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта, 2019. — 200 с.
  7. Ротенберг B. C. Поисковая активность и адаптация. — М.: Наука, 2019. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, педагог, трудовая деятельность, общее образование, недостаточность уверенности, общеобразовательная школа, повышающееся ощущение неудовлетворенности, стадий резистентности, сторона коллег, управление стрессом.


Похожие статьи

Особенности эмоционального выгорания педагогов ООШ

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания педагогов ООШ, анализируется термин «эмоциональное выгорание», сущность эмоционального выгорания педагогов ООШ, приводятся результаты исследования специфики эмоционального выгорания педагогов...

Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем

В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становит...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Феномен профессионального выгорания у HR-менеджеров

Научная статья посвящена проблеме профессионального выгорания HR-менеджеров. В статье проанализированы понятия «синдрома профессионального выгорания» и «синдрома эмоционального выгорания», раскрыты особенности профессиональной деятельности HR-менедже...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов

В данной статье проанализированы публикации о влиянии профессионального стресса на здоровье педагога. Выявлено, что профессия педагога входит в список одной из самых эмоционально напряженных работ. Проведен анализ рисков и угроз нарушений здоровья у ...

Похожие статьи

Особенности эмоционального выгорания педагогов ООШ

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания педагогов ООШ, анализируется термин «эмоциональное выгорание», сущность эмоционального выгорания педагогов ООШ, приводятся результаты исследования специфики эмоционального выгорания педагогов...

Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем

В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становит...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Феномен профессионального выгорания у HR-менеджеров

Научная статья посвящена проблеме профессионального выгорания HR-менеджеров. В статье проанализированы понятия «синдрома профессионального выгорания» и «синдрома эмоционального выгорания», раскрыты особенности профессиональной деятельности HR-менедже...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов

В данной статье проанализированы публикации о влиянии профессионального стресса на здоровье педагога. Выявлено, что профессия педагога входит в список одной из самых эмоционально напряженных работ. Проведен анализ рисков и угроз нарушений здоровья у ...

Задать вопрос