Люди испытывают негативные чувства, когда их ожидания не соответствуют результатам их профессиональной деятельности. Этот психологический синдром называется выгоранием и приводит к отрицанию, неудовлетворенности и низкой работоспособности, что снижает эффективность и производительность труда. Выгорание больше проявляется в профессиях, в которых существуют межличностные отношения. Таким образом, выгорание в этих профессиях можно определить, как «синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личных достижений, возникающих у людей, работающих с людьми».
Учителя подвержены выгоранию больше, чем работающие в других профессиях, по той причине, что рабочая среда действует как главный фактор, влияющий на выгорание. Например, позитивный коллектив, психологический климат, организационная поддержка способны снизить выгорание педагога. В то время, как плохое поведение учащихся, их нежелание добиваться высоких результатов, стрессовые и конфликтные ситуации на рабочем месте усиливают негативному отношению к своей деятельности и способствуют эмоциональному выгоранию. Выгорание педагога является одной из насущных проблем, оказывающих влияние на систему образования.
Успех каждого ученика зависит от эффективности деятельности педагога на занятиях. Высока вероятность того, что успехи учеников могут снизиться, если педагог переживает выгорание.
Исследования о выгорании педагога предполагает несколько моделей для его объяснения. Так, одни исследователи утверждают, что выгорание есть не что иное, как психологическое состояние, вызванное стрессом на работе, социальными отношениями, неопределенными целями, отсутствием организационной поддержки, и это состояние заставляет изолироваться от рабочего места и коллектива. С точки зрения других исследователей выгорание действует как механизм психологической защиты, развивающийся в ответ на неудовлетворенные ожидания педагогов, которые были полны энтузиазма, энергичны и идеалистичны в отношении своих учеников. Перлман Б. и Хартман Е. А. в 1982 году описали выгорание как «эмоциональное и физиологическое истощение, низкая продуктивность работы и реакция эмоционального и психологического состояния стресс». Следовательно, выгорание наступает тогда, когда у педагога снижается самооценка и он ожидает от своей деятельности больше вреда, чем пользы.
Существует мнение, что выгорание происходит в три этапа:
- Сначала педагог испытывает эмоциональное истощение, когда сталкивается с трудными для выполнения требованиями.
- Затем он обнаруживает, что снижение эмоционального восприятия срабатывает как способ выхода из этой ситуации.
- Наконец, педагог воспринимает себя как отрицание.
Исследования показали, что педагог, которого не мотивирует работа, не может добиться профессионального успеха. Постоянное ощущение давления приводит к снижению мотивации, депрессии, отчаянию, физиологическому, эмоциональному и психологическому истощению.
Проведенное среди педагогов различных образовательных учреждений анкетирование по таким критериям как: «Моя профессия — это мое призвание», «Я испытываю радость от общения с учениками», «Я хороший педагог», «Я чувствую усталость»; «Я разочарован в людях»; «Я чувствую себя в ловушке»; «Я ошибся в выборе профессии», показало неутешительны результаты. Педагогам предлагалось оценить свое эмоциональное состояние по шкале от 1 до 5, где 5 — это «всегда», 4 — «часто», 3- «иногда», 2 — «редко» и 1 — «никогда». Сбор и анализ данных показал, что наивысшее среднее значение принадлежит пункту «Я чувствую усталость», всегда и часто. Пункты «Я разочарован в людях» и «Я чувствую себя в ловушке» в большей степени встречаются в шкале 3 «иногда» Наименьшее среднее значение принадлежит пунктам «Я ошибся в выборе профессии» и «Моя профессия — это мое призвание». Позитивное отношение к своей деятельности встречается в основном у педагогов учреждений дополнительного образования и учителей начальных классов, в то время как учителя среднего звена, педагоги СПО и ВУЗов чувствуют большее разочарование, безнадежность и испытывают эмоциональное выгорание в профессии.
После того как уровни эмоционального выгорания педагогов были рассчитаны с помощью сбора и обобщения данных, была проведена выборка эмоциональных состояний среди педагогов — мужчин и педагогов — женщин. Педагоги — женщины имели более высокий средний балл по пункту «Я чувствую усталость», а мужчины имели более высокие результаты по пунктам: «Я чувствую себя в ловушке» и «Я ошибся в выборе профессии». Таким образом, можно утверждать, что педагоги — женщины испытывают большую усталость, чем учителя-мужчины, но более уверены в выборе своей профессиональной деятельности. Педагоги — мужчины чувствуют себя более зажатыми, некомпетентными в профессии, нежели женщины.
Многие участники исследовательской выборки чувствовали себя уставшими. Выгорание из-за усталости часто ассоциируется с профессиональной нагрузкой. Педагоги — женщины устают больше, чем их коллеги — мужчины, которые, в свою очередь, чувствуют себя в ловушке, никчемными и неудачными больше, чем их коллеги — женщины. Эта разница может быть результатом того, что женщины более приспособлены формированию и развитию социальных отношений по сравнению с мужчинами.
Учитывая тот факт, что выгорание снижает эффективность педагога как профессионала, то отсутствие достижений и успехов у учеников необходимо рассматривать как тревожный сигнал. Статистически значимой разницы, влияющей на восприятие классных учителей и педагогов — предметников относительно эмоционального выгорания, нет. Это может быть связано с тем, что выгорание связано с фактором рабочего места, и обе группы педагогов находятся в схожей рабочей среде. Педагоги, работающие в вузах, испытывают эмоциональное выгорание больше, чем работающие в школах и организациях дополнительного образования детей, так как личные взаимоотношения в вузах наиболее тесные, а выгорание чаще наблюдается там, где социальные отношения интенсивны.
На основании результатов этого исследования можно сформулировать некоторые рекомендации:
— Педагогические нагрузки следует сокращать, так как повышенная нагрузка может привести к усиленному выгоранию.
— Учитывая тот факт, что почти половина педагогов испытывает эмоциональное выгорание, необходимо исследовать причины данного феномена в каждом отдельном учреждении, а затем разрабатывать профилактические меры, чтобы решить данную проблему.
Литература:
- Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. — Волгоград: Учитель, 2009. — 122 с.
- Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личности. — М.: Мысль, 1983. — 208 с.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2008. — 358 с.
- Грабе М. Синдром выгорания — болезнь нашего времени. — СПб.: Речь, 2008. — 96 с.
- Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. — 56 с.
- Перлман Б. и Хартман Е. А. (1982). Выгорание: Резюме и дальнейшие исследования. Человеческие отношения, 35 (4).