Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения
Автор: Монгуш Орлана Орлан-ооловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 11.07.2015
Статья просмотрена: 6842 раза
Библиографическое описание:
Монгуш, О. О. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / О. О. Монгуш. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8526/ (дата обращения: 16.12.2024).
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Основными направлениями развития воспитания в системе образования являются: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов и развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей. Эти вышеназванные направления возможны в дошкольных образовательных учреждениях, способных организовать единое образовательное пространство, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства [9].
Отсюда возникает вопрос, каким должен быть современный педагог дошкольного учреждения? Прежде всего, ориентированным на личностное взаимодействие с каждым воспитанником, исключающим авторитарную модель построения воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование целиком и полностью выстроены на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Именно рядом с детьми, потому что если ребенок и педагог являются партнерами и общаются на равных, то это обеспечивает необходимый для полноценного развития детей психологический комфорт.
Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Главная задача для воспитателя современного детского сада — постепенный уход от стереотипов, организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по отношению к ребенку. Только реальные изменения в сознании педагога приведут нас к изменениям во всем воспитательно-образовательном процессе.
Обновление педагогического сознания — процесс длительный, сложный и болезненный. Важно, чтобы воспитатели осознавали значимость своей миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психологическую защиту [3].
Современному детскому саду нужен педагог, который будут не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу [9].
Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по-другому — работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Символическая эмблема медицинской деятельности — горящая свеча, применима и к деятельности педагога. «Светя другим, сгораю сам» — этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и детям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Исследованиями выяснено, что педагоги подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому эмоционального выгорания.
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ребенку как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. В целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, что ведёт к эмоциональному выгоранию педагогов [10].
Эмоциональное выгорание — это защитный механизм, защита от тяжелой реальности. Это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Основная причина — это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к педагогу, и его реальными возможностями. Часто выгорание вызывается несоответствие между стремлением педагогов иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и, взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации.
Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также воспитанники, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома [3].
Актуальность вопроса эмоционального выгорания педагогов обусловлена быстрым темпом развития различных инновационных систем в образовательных системах в России, несомненно, повлекшее повышение требований внедрения инновационных технологий в дошкольном образовательном учреждении. Учитывая падение рейтинга социально значимых профессий, низкий уровень заработной платы можно предположить, что у педагогов появляется неудовлетворенность профессией, теряется уверенность в стабильности своего социального и материального положения, падает интерес к профессиональному совершенствованию.
Наряду с этим в современное время проблема сохранения психического здоровья педагога в дошкольном образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают “педагогический кризис”, “истощение”, “выгорание” [1].
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Е. Ю. Костин выделяет у воспитателей дошкольных образовательных учреждений две группы факторов, которые оказывают влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания. Первая группа — внешние факторы. К ним автор относит:
- специфику профессиональной педагогической деятельности — необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы;
- организационные фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; неудовлетворенность работой; отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие полученных результатов затраченным усилиям;
- преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса; неблагополучную атмосферу в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка. Вторая группа — внешние факторы. К ним автором отнесены:
- коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
- ролевой и личностный фактор: смерть и тяжелые заболевания близких; материальные затруднения; плохие взаимоотношения между супругами; отсутствие нормальных жилищных условий; недостаток внимания, уделяемого домочадцами; неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях [5].
Одно из первых мест в риске возникновения «выгорания» занимает высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Риск увеличивают: высокий уровень эмоциональной лабильности, высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций, мотивация своего поведения, повышенная тревога и депрессивные реакции, завышенная/заниженная самооценка, понимание своей роли в социуме, недостаточное умение управлять переживаниями [3].
Вернемся еще раз к определению выгорания. Выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением. Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса. В. В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания:
1. Нервное (тревожное) напряжение — его создают психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента.
2. Резистенции (формирование сопротивления и зашиты нарастающему стрессу) — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
3. Истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным [2].
«Педагогический кризис», «истощение», «выгорание» и «сгорание» не означает опустошение, исчезновение душевных сил, они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при совершенствовании мастерства и личном развитии. Это отражается в задачах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года.
Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших внутренних резервов. Повышение толерантной культуры педагога способствует снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости.
Сталкиваясь с жизненными трудностями, мы вынуждены искать равновесие между адаптацией к реальности и развитием своих потенциальных возможностей, которые позволяют утвердить собственную индивидуальность. Вся жизнь — это смена эпизодов неустойчивости и стабильности [6].
К ключевым социально-психологическим факторам, обусловливающим формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания педагогов и воспитателей ДОУ, относятся: 1. Неформальная интрагрупповая структура педагогического коллектива, социально-психологические характеристики детской группы, курируемой сотрудником, особенности структуры его трудовой мотивации. 2. Имеет место прямая взаимосвязь между уровнем эмоционального выгорания педагогов и воспитателей ДОУ и их статусной позицией в неформальной интрагрупповой структуре трудового коллектива. При этом в максимальной степени риску формирования синдрома эмоционального выгорания подвержены высокостатусные и низкостатусные члены педагогического коллектива.
3. Имеет место взаимосвязь уровня эмоционального выгорания сотрудников ДОУ с показателями социально-психологического климата в курируемых ими детских группах. Эмоциональное выгорание на определенном этапе является регуляторным механизмом, позволяющим человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Однако при достаточно долго и интенсивно действующих внешних и внутренних факторах могут наступать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Немалое значение в формировании эмоционального выгорания имеют характеристики трудового коллектива [8].
«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурной. Эти проявления значительно ограничивают творчеству и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате педагог становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Эмоциональные проблемы — не редкость для трудовых коллективов. Зачастую эти проблемы могут быть следствием напряженности трудовой деятельности, неблагоприятных взаимоотношений между коллегами, неадекватного стиля управления и многих других факторов. Внутренние проблемы коллектива — не единственная предрасполагающая к неблагоприятным психологическим проблемам составляющая. Существует и внешняя. Так, происходящие в России в течение последних лет изменения — от смены ряда ценностей, норм и правил до расслоения общества — не могли не затронуть в числе прочих социальных систем систему образования. Порожденные явлениями аномии проблемы затронули все ее уровни, и прежде всего уровень первичного и важнейшего для развития общества звена — дошкольных образовательных учреждений. Неадекватная оценка социального статуса педагога, низкая заработная плата, гендерная монополярность коллективов, проблемы материально-технического оснащения образовательного процесса — далеко не полный перечень актуальных вопросов, подлежащих скорейшему решению, как на федеральном, так и на региональных уровнях [8].
Синдром сгорания нельзя назвать личной проблемой — она касается не только конкретного человека, но и организации, в которой работает: снижается эффективность педагога, увеличивается количество ошибок, появляется стремление уйти или отмахнуться от проблем, принимаются скоропалительные, непродуманные решения. Большую роль в формировании синдрома играют не только индивидуальные характеристики самих профессионалов, но особенности их деятельности, а также условия и содержание труда.
Между степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников дошкольного образовательного учреждения и уровнем их удовлетворённости трудом существует обратная связь: чем выше уровень удовлетворённости трудом, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания [10].
Удовлетворённость трудом — эмоционально-оценочное отношение личности педагога к выполняемой работе и условиям ее протекания. От удовлетворённости трудом, совершенствования форм его организации, гуманизации содержания зависит экономическая эффективность труда. Удовлетворенность работой — это установка, гипотетический конструкт, такой как мотивация и потребности; удовлетворенность работой невозможно увидеть, однако считается, что присутствие или отсутствие этого психического явления связано с определенными поведенческими паттернами. Попросту говоря, человек, удовлетворенный своей работой, находит в ней для себя больше приятного, чем неприятного.
Одной из важных задач руководителя дошкольного учреждения является эффективная работа с кадрами: подбор, помощь в адаптации и прохождении аттестации. Именно от руководителя зависит то, как будут чувствовать себя в коллективе педагоги. Бывает, что коллектив в детском саду работает эффективно и дружно. Но время от времени начинается перемены в настроении педагогов, депрессивное состояние, нежелание работать, а порой, и агрессию в адрес воспитанников и коллег [9].
Существует ряд признаков, по которым можно распознать это неприятное явление и своевременно оказать помощь: нарастающее безразличие к своим обязанностям; забывчивость, отрешенное состояние; недовольство собой и окружающими; апатия, безынициативность, равнодушие; эмоциональная нестабильность, вероятность нервных срывов; чувство опустошения и ненужности; нарастающее раздражение, вероятность конфликтных ситуаций; сухое формальное общение; низкая самооценка, в том числе профессиональная; ощущение личной и профессиональной несостоятельности.
Педагогам, страдающим эмоциональным истощением (профессиональным выгоранием) прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации. Методик профилактики и преодоления эмоционального выгорания очень много, но самое главное — поддержка педагогов в процессе деятельности, т. е. в стенах ДОУ, внутри коллектива. Для этого руководителю, важно продумать алгоритм правильных действий по реабилитации воспитателя. Конечно, лучше своевременно пресекать только начинающийся кризис, чем бороться с нагрянувшим. Тем не менее, и в том, и другом случае важно придерживаться единых мер. Важно помнить, что риск выгоранию снижают: стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста [7].
Степень неудовлетворённости педагога своей работой оказывает огромное влияние на его эмоциональную сферу. Безразличное, а тем более отрицательное отношение к работе вызывает у человека отрицательные эмоции и даже вспышки агрессивности. В итоге педагог после трудовой смены не может расслабиться, позабыть неприятности, отдохнуть. Следовательно, неудовлетворение профессиональных потребностей может привести к развитию негативных эмоциональных состояний, таких как депрессия и эмоциональное выгорание. С другой стороны, чем интереснее для человека работа, тем меньше усталость, раздражительность, тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие [1].
Таким образом, в современных реалиях дошкольного образования достаточно распространен крайне опасный во всех отношениях парадокс, в рамках которого наиболее значимыми членами педагогических коллективов оказываются сотрудники, чья профессиональная и личностная активность и, более того, психологическая адекватность снижаются в силу совершенно объективных причин. Чем больше педагог и воспитатель «вкладываются» в развитие детского коллектива, причем вне зависимости от того, обусловлено это отчетливо высоким, либо столь же отчетливо низким исходным уровнем этого развития, тем интенсивнее происходит формирование синдрома эмоционального выгорания. Подобное положение вещей совершенно отчетливо несет высокий риск демотивации значительной части педагогов и воспитателей относительно этого важнейшего с точки зрения социализации и личностного развития старших дошкольников аспекта их профессиональной деятельности и, одновременно, риск эмоционального выгорания, а, следовательно, и снижения активности тех педагогов и воспитателей, кто акцентированно личностно мотивирован к такого рода работе. Типичная для большинства педагогов и воспитателей ДОУ структура трудовой мотивации такова, что сама по себе несет высокий риск формирования синдрома эмоционального выгорания, по сути дела вне зависимости от статусной позиции того или иного педагога и воспитателя в неформальной интрагрупповой структуре педагогического коллектива и социально-психологических характеристик курируемой им детской группы [8].
Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Ответственность за выздоровление педагога ложится не только на него самого, но и на руководителя дошкольного учреждения. Для того чтобы результат оказался положительным, и Вы не потеряли ценного кадра, необходимо ему помочь создавая условия:
- душевный комфорт: обеспечить психологическую и эмоциональную поддержку, справедливое вознаграждение за выполняемую педагогом работу и премирование по заслугам;
- мотивация: поиск дополнительных стимулов к деятельности, привлечение к новым проектам;
- расширение сферы ответственности. Для педагога важно иметь возможность самостоятельно принимать определенные решения.
- обеспечить условия для комфортной благоприятной работы. Выделить время и место для перерывов, отдыха.
- организация обучающих, мотивирующих, личностных тренингов. Мотивирующие семинары, тренинги по личной эффективности, упражнения на сплочение коллектива, развитие креативности и многое другое, — как нельзя лучше повлияют на ваших сотрудников. Они, непременно, почувствуют уверенность в своих силах, собственную значимость и радость творчества в дружном коллективе.
- обратная связь. Важно отслеживать перемены в состоянии подчиненных, что и как с ними происходит. Подталкивайте их к диалогу. Открытое доброжелательное общение — залог психологического комфорта для Вас и Ваших сотрудников [8].
Е. В. Котова рассматривает следующие способы профилактики синдрома «эмоциональное выгорания»: работа с личностными особенностями (личностная выносливость, стремление к самоактуализации); овладение способами саморегуляции эмоциональных состояний; реализация приемов визуализации; использование активизирующих техник и методов релаксации; прояснение и взращивание аутентичных экзистенциальных установок.
При проведении определенной работы большее количество воспитателей может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания. И в плане преодоления эмоционального выгорания является возможность развития профессиональных компетенций педагога. Е. В. Котова в качестве значимых компетенций выделяет: способность и готовность к непрерывному образованию и постоянному совершенствованию, владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; способность и готовность к работе в высококонкурентоспособной среде; умение адаптироваться к переменам, умение ориентироваться в потоке информации и т. д. [6].
Проблемы педагога — это проблемы всего современного общества. Все инновации в образовательной системе касаются наших детей, а педагоги остаются наедине со своими проблемами. Поэтому, педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, посвящающим свою судьбу воспитанию детей, нужна реальная помощь.
Таким образом, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в части, обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций. Так как, в целях реализации Стратегии, применяются многие механизмы, в том числе кадровые. В части повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по социальной поддержке, развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических работников. И, конечно же, подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачами Стратегии.
Литература:
1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., 1996.
2. Бойко В. В. Диагностика эмоционального выгорания личности /В. В. Бойко, Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин — та психотерапии. 2002.
3. Дубиницкая К. А. Особенности проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада // Социальная психология малых групп: Материалы I всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. В. Петровского. /Отв. ред. М. Ю. Кондратьев.- М: МГППУ, 2009.
4. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4.
5. Костин Е. Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология, 2013. № 2.
6. Котова. Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. учебное пособие / Краснояр.гос. пед. Ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2013.
7. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.- сост. О. И. Бабич. — Волгоград: Учитель, 2009.
8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. Пособие/под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
9. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам./П. К. Третьяков, К. Ю. Белая.-2-е издание, переработанное и дополненное. -М.; Сфера, 2007.
10. Штумф В. О. Причины и проявления эмоционального выгорания педагогов: учебное пособие / Краснояр.гос. пед. Ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2014.