Эмоциональное выгорание как профессиональная деструкция | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 440 раз

Библиографическое описание:

Левшина, А. А. Эмоциональное выгорание как профессиональная деструкция / А. А. Левшина, Т. Н. Шакурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 558-562. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102432/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрывается феномен синдрома эмоционального выгорания. Анализируются сущностные характеристики синдрома эмоционального выгорания, факторы, влияющие на его появление. Рассматриваются стадии сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, образование, профессиональное выгорание, педагог, профессии, синдром, факторы, уровни, причины, профессиональный стресс, педагогическая деятельность, понятие, феномен, мотивация.

В условиях экономического роста России, модернизации образования, сложной конкуренции, общество выдвигает высокие требования к профессиональному становлению личности, актуальными становятся и психологические проблемы специалиста.

Исследователь Поваренков Ю. П. считает, что изменения или трансформация личности человека связана с появление в его профессиональной деятельности конструктивных и деструктивный новообразований. «Конструктивные новообразования (профессиональные знания, умения, способности, мотивы и т. п.) повышают профессиональную идентичность личности, эффективность ее деятельности и способствуют более успешному профессиональному развитию, а негативные оказывают противоположное воздействие: разрушают профессиональную идентичность, затрудняют профессиональное развитие личности и снижают эффективность профессиональной деятельности» [1].

Отрицательные или негативные новообразования, имеющие разное психологическое содержание, по мнению Поваренкова Н.Ю., могут называться деструкциями [2].

Профессиональная деструкция касается личности и деятельности. По отношению к личности деструкция может проявляться в разрушении, искажении, гиперразвитии важных профессиональных качеств личности, отражаться на мотивационном и когнитивном уровне. Если рассматривать деструкцию деятельности человека, то ее проявления можно заметить в нарушении целеполагания, отсутствии планирования, потере контроля и регуляции, отсутствии корректного анализа ситуации.

Поваренков Н. Ю. пишет, что «негативное влияние профессии на личность профессионала может проявляться в виде профессиональных заболеваний, профессионального стресса, девиантного поведения, профессиональной деформации личности, профессионального выгорания» [3].

Ученые пришли к выводу о том, что профессиональное выгорание можно встретить во многих профессиях. Симптомы профессионального выгорания могут проявляется в ухудшении физического и психического здоровья сотрудников, снижению трудоспособности и производительности труда, проявление личностных расстройств и потере квалифицированных специалистов.

Т. Г. Неруш в своих исследованиях «Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций» пишет о том, что «феномен профессионального выгорания ученые изучали в контексте профессионального становления личности и рассматривали его как динамический процесс, который развивается во времени и характеризуется нарастанием его проявлений» [4]

Психологи современности уделяют особое внимание проблеме стрессоустойчивости и изучают ее в разных профессиях. Профессия педагога является одной из самых эмоционально напряженных профессий. Деятельность педагога всегда нацелена на положительное достижение поставленных задач, с учетом воздействия всех возможных рисков и негативных факторов. Педагог всегда остается примером для своих воспитанников, поэтому он должен сохранять самообладание и внимательно относиться к своему психическому и физическому здоровью. В следствии чего у педагога возникает нервное перенапряжение и увеличивается риск возникновения эмоционального истощения.

Нервное перенапряжение находит свое отражение в профессиональной деятельности педагога. Педагог становится грубым, отстраненным, раздражительным в отношении воспитанников, возникает профессиональная апатия, педагог теряет интерес к своей деятельности. Все эти факторы снижают качество образовательного процесса. Психологическое здоровье педагога является важным условием здоровья детей.

Проблема исследования феномена эмоционального выгорания в последнее время стоит особенно остро. Эмоциональное и психологическое состояние субъекта труда всегда зависит от профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность требует от субъекта своевременного изменения и оценку ситуации в соответствии с требованиями деятельности и своими возможностями. Эмоциональное выгорание выступает как фактор профессиональной деформации личности.

Группа ученых в работе «Синдром эмоционального выгорания специалиста» утверждают о том, что «какие бы условия и детерминанты не определяли деятельность человека, действенными они становятся лишь в том случае, когда им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве, в семье, в познании и в искусстве, в педагогике, в творчестве и в душевных кризисах человека. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение» [5].

Педагог дошкольной организации в своей деятельности вовлечен в длительное напряженное общение с детьми и является своего рода «эмоциональным донором», используя личностные качества, личностный ресурс. В следствии чего педагог в большей степени подвержен «эмоциональному выгоранию», которое может проявляться как состояние физического и психического истощения. Истощение в следствии интенсивного межличностного взаимодействия с людьми, имеющего насыщенный эмоциональный фон и когнитивную сложность. сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.

Современный исследователь — Сидоров П., пишет, что «синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности» [6]

Группа ученых определяет синдром эмоционального выгорания (СЭВ) как «процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы» [6] литературный синоним «синдрома эмоционального выгорания» — «синдром психического выгорания».

Синдром эмоционального выгорания или СЭВ — это психологическая защита личности, при которой полностью или частично исключаются или отключаются эмоции на психотравмирующие воздействия. Этот эмоциональный или, чаще всего, профессиональный стереотип поведения носит приобретенный характер. Синдром выгорания экономно дифференцирует энергетические ресурсы, скудно использует эмоциональный ресурс и зачастую негативно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

Зарубежные и отечественный исследователи первоначально рассматривали СЭВ как состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже ученые пришли к выводу, что синдром имеет психосоматический компонент и симптоматика синдрома значительно расширилась. С этого момента синдром эмоционального выгорания связывали с психосоматическим самочувствием, с состоянием предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

Врачи, педагоги, психологи, социальные работники, спасители, работники правоохранительных органов — это профессии, которые в большей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания. Профессиональная деятельность людей этих профессий сопряжена с высокой степенью ответственности за жизнь, здоровье, судьбу других людей. Продолжительный профессиональный стресс влияет на изменения эмоционального фона. Ученые выяснили, что любое эмоциональное расстройство, формируют определенные факторы. В большинстве случаев это факторы, связанные с недостаточным вознаграждением за работу, высокую рабочую нагрузку, отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работ. Утрированное проявление эмоций, не соответствующих реальности, так же является фактором формирующим СЭВ, отсутствие социальной поддержки, руководства. Однообразная и бесперспективная работа, отсутствие возможности влиять и корректировать деятельность, неоднозначность требований к деятельности — внешние факторы, влияющие на формирование эмоционального напряжения.

Матыч А. Д. в своем исследовании «Основные аспекты профилактики профессионального выгорания педагогов со стажем работы свыше 5 лет» пишет, что на профессиональную деятельность педагога влияет синдром выгорания , который выражается эмоциональной экономией ограниченностью педагога, в области эмоционального обмена с учащимися. Часто синдром выгорания выражается личностной отстраненностью и безразличием к индивидуальным особенностям учащихся. Такие факторы формируют профессиональную деформацию, которая мешает полноценно реализовать учебный процесс и оказывать нужную социальную и психологическую поддержку детскому коллективу. Исследования в современной педагогической практике показали истощение интереса к ученику, к его личности, оскудение эмоциональной стороны профессионального общения. Педагоги, имеющие педагогический стаж свыше 10 лет, имеют некоторые психические состояния: тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость. Такие состояния способствуют дестабилизации профессиональной деятельности [7].

Стажевская А. В., Церковникова Н.Г. в статье «Психологические аспекты изучения эмоционального выгорания педагогов детского сада и возможности его коррекции» утверждают, что «термин «эмоционального выгорания» представлен в различных отечественных и зарубежных источниках и единого обозначения понятие не имеет. В разных источниках можно встретить следующие термины: «эмоциональное сгорание», «профессиональное выгорание», «психическое выгорание», «эмоциональное выгорание». Ученые в своем исследовании рассматривают феномен эмоционального выгорания с разных позиций:

— эмоциональное выгорание как расстройство личности (Х.Дж. Фрейденберг, Фишер);

— эмоциональное выгорание как утомление, истощение (А. Лэнгле, В. Франкл, А. Пайнз, Е. Аронсон, A. Shirom);

— эмоциональное выгорание как душевное переутомление (Л. А. Китаев-Смык, В. Н. Козиев, Л. Ф. Колесникова) и др.». [8]

Причины развития эмоционального выгорания рассматриваются отечественными и зарубежными учеными с разных точек зрения и исследований. В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, К. Чернисс, Н. С. Пряжников, Е. Г. Ожогова считают, что «эмоциональное выгорание личности может быть результатом влияния стрессовых ситуаций» [8] В. Е. Орел, Е. В. Котова, Е. П. Ильин видят причину эмоционального выгорания как результат воздействия профессиональной деятельности на личность. ф Б. П. Бунк, В. Б. Шауфели, К. Кондо, Б. Г. Ананьев утверждают, что «эмоциональное выгорание «формируется под влиянием социального контекста» [9, 10]

Существует несколько мнений по формирующему фактору развития эмоционального выгорания. В. Ю. Слабинский, С. А. Подсадный считают, что «совокупность стрессорных факторов может являться предпосылками к развитию эмоционального выгорания». К. Маслач пишет о том, что «конфликт между требованиями к работнику и его возможностями может являться причиной развития эмоционального выгорания». Р. Brill, Е. П. Ильин, В. И. Ковальчук утверждают, что «неосуществимые ожидания, низкая самооценка и экстернальный личностный контроль способствуют развитию эмоционального выгорания». Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова считают, что «неудовлетворенность самоактуализацией — главный фактор для выгорания». Н. В. Гришина, А. А. Рукавишников утверждают, что на развитие эмоционального выгорания влияют личностные особенности человека» [11]

Факторы

В 1974 году впервые появилось понятие — «эмоциональное выгорание». Фрейденберг Герберт (американский ученый — психиатр) дал определение феномену и назвал его «burnout». Г.Фрейндерберг счел необходимым охарактеризовать феномен «эмоционального выгорания» как особое психологическое состояние людей, которое возникает в следствии регулярного и эмоционально насыщенного общения с пациентами (клиентами, учениками) или интенсивной профессиональной помощи, требующей постоянного эмоционального включения.

В 1978 году феномен «эмоционального выгорания» получает определение синдрома физического и эмоционального истощения, следствием которого является развитие заниженной самооценки, негативное отношение к работе, отсутствие сочувствия к окружающим, отторжение человека к работе в следствии межличностных отношений и увеличенной рабочей нагрузки. Определение физического и эмоционального истощения раскрыли американские ученые — исследователи К.Маслач и С.Джексон

Первые исследования К.Маслач по вопросу «эмоционального выгорания» носили описательный характер. Ученый описала данное понятие как «состояние человека, включающее в себя чувство эмоционального изнеможения и истощения; симптомы деперсонализации и дегуманизации; негативное восприятие самого себя; утрату человеком профессионального мастерства. К.Маслач выделяла признаки данного синдрома: наличие отрицательных чувств по отношению к пациентам, ощущение полного или частичного эмоционального истощения, негативная или низкая самооценка» [11]

Следующие этапы исследований «синдрома эмоционального выгорания» были направлены на классификацию факторов, влияющих на развитие этого синдрома. Ученые пришли к выводу, что «такие показатели как пол, стаж, возраст, семейное положение, образовательный уровень, социальное происхождение не связаны с высоким или низким уровнем «эмоционального сгорания»» [11]. Мотивационные факторы, такие как неудовлетворенность профессиональным ростом, установка на поддержку, отсутствие самостоятельности в работе имеют связь с уровнем эмоционального сгорания. [12,13]

Личностные особенности человека так же имеют влияние на формирование синдрома эмоционального выгорания. Человек склонен к СЭВ, если он склонен к резким перепадам настроения, эмоционально отвечает на незначительные раздражители, рационализирует собственные мотивы поведения, тревожен, требователен к личным достижениям, не дает выход негативным эмоциям (подавляет отрицательные эмоции в себе), обладает высоким самоконтролем, склонен к депрессии при отсутствии желаемого результата, не способен адаптироваться к изменяющимся условиям. Феномен «эмоционального выгорания» является своеобразной защитой психологической стабильности человека, так как «личность человека является целостной и устойчивой структурой, и ей свойственно искать пути защиты от деформации» [5].

Мерзлякова Д. Р. в своем исследовании выделяет два фактора синдрома эмоционального выгорания. Эмоциональное истощение или «аффективный фактор», который относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение и деперсонализация или «установочный фактор», который проявляется в изменении отношений к пациентам и к себе» [6]

Исследуя проблему эмоционального выгорания, ученые пришли к выводу, что «синдром эмоционального выгорания — это совокупность физического, эмоционального и когнитивного истощения, главным фактор которого является эмоциональное утомление. Последствия эмоционального выгорания приводят к расстройству самовосприятия личности или деперсонализации, снижению памяти, умственной работоспособности, нарушению других когнитивных функций, исключают рациональное восприятие мира, провоцируют редукцию персональных достижений. Проявление последствий эмоционального выгорания может наблюдаться в психосоматических или психологических нарушениях. Психологические нарушения личности могут затрагивать когнитивную сферу, эмоциональную, мотивационно-установочную [6].

Сравнивая развитие данного феномена у педагогов зарубежных школ, исследователи (Пирс Марк и Джефри Молли) выявили, что фактором влияния на эмоциональное выгорания является уровень интернальности — экстернальности. Интернальность или способность брать ответственность за события на себя, помогает человеку найти выход в любых ситуациях и выжить. Некоторые состояния человека, такие как утомление, ощущение монотонности жизни, пресыщение, психологическая опустошенность, депрессия, снижают мотивационный потенциал. Особую роль в снижении мотивации играет депрессия. Депрессия считается аффективным состоянием, следствием тяжелых или неприятных событий в жизни человека. При нарушении эмоциональной и соматической сферы возникает риск снижения силы потребности и влечений, в следствии чего возникает безынициативность и пассивное поведение.

Е. Хартман и Б. Пелман выделяют три главных компонента «выгорания»: «физическое и эмоциональное истощение, сниженная рабочая продуктивность и деперсонализация» [14]

«Эмоциональное истощение или чувство опустошенности, ощущение эмоционального перенапряжения, исчерпанность эмоционального ресурса. Деперсонализация или негативное и равнодушное отношения к людям, контакты с данными людьми становятся формальными и обезличенными. Деперсонализация — измененное самосознание человека, при котором присутствует ощущение потери своего Я и переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения и к работе» [14]

По мнению К. Кондо эмоциональному выгоранию подвержены люди, которые не справляются с негативными эмоциями после стресса, проявляют агрессию и вспыльчивость, но при этом после стресса испытывают чувство уныния и подавленности [15].

Исследователи приходят к выводу, что «развитие «выгорания» не ограничиваются профессиональной сферой и переходит в личную жизнь человека. Болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию» [15].

Литература:

  1. Поваренков Ю. П. Соотношение конструктивных и деструктивных тенденций развития в процессе профессионального становления личности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ярославль, 2011. С. 23−32
  2. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2005.
  3. Поваренков Ю. П. Психология профессионализации личности: основные этапы становления и современное состояние // Современные тенденции в сфере экономической психологии. Саратов, 2010. С. 188−214
  4. Неруш Т. Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. — 2012. — Т. 12. — №. 3. — С. 83–87.
  5. Е. И. Чердымова, Е. Л. Чернышова, В. Я. Мачнев «Синдром эмоционального выгорания специалиста» Монография, Самара 2019г
  6. Сидоров П. Синдром «выгорания» и методики восстановления адаптации личности// Медицинская газета. 2005г. — № 43.
  7. Матыч А. Д. статья «Основные аспекты профилактики профессионального выгорания педагогов со стажем работы свыше 5 лет», журнал «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» № 14, 2017г
  8. Стажевская, А. В. Психологические аспекты изучения эмоционального выгорания педагогов детского сада и возможности его коррекции / А. В. Стажевская, Н. Г. Церковникова // Горизонты зрелости: Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, Москва, 16–18 ноября 2015 года / Редакторы: Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко, М. А. Одинцова. — Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2015. — С. 504–508. — EDN VFLRVT.
  9. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Речь, 2003. 87 с.
  10. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2009. 336 с
  11. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются.
  12. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1983. 196 с.
  13. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учеб. пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  14. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер. 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность, профессиональное выгорание, эмоциональное истощение, синдром, педагог, работа, синдром выгорания, следствие, феномен.


Похожие статьи

Эмоциональное выгорание и как с ним жить

Эмоциональное выгорание — это проблема многих современных людей, занимающихся трудовой деятельностью. Состояние истощения приводит к параличу сил и чувств человека и сопровождается утратой радости и удовлетворенности жизнью. В статье рассматривается ...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Эмоциональное выгорание как мотивационный фактор смены профессиональной деятельности

В статье рассмотрена проблема эмоционального выгорания как мотивационного фактора смены профессиональной деятельности. Приведены результаты экспериментального психологического исследования и их интерпретация. Выборку составили работающие студенты зао...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Синдром выгорания у руководителей и его влияние на профессиональную деятельность

В статье рассматриваются проблемы синдрома выгорания, а также описываются различия между профессиональным и эмоциональным выгоранием. В статье приводятся результаты исследования, целью которого является эмпирическое изучение влияния на профессиональн...

Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии: история и современное состояние

Эмоциональное выгорание — многоаспектное явление, которое проявляется в физических и психологических реакциях на тяжелую и сложную ситуацию. Развитие стрессовых факторов возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено ...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Субъективное благополучие в период поздней взрослости: структурный анализ

В статье основное внимание уделяется субъективному восприятию человека и процессам, посредством которых осуществляется оценка его удовлетворенности жизнью и благополучия. Учитывая разнообразие междисциплинарных исследований благополучия, в статье при...

Похожие статьи

Эмоциональное выгорание и как с ним жить

Эмоциональное выгорание — это проблема многих современных людей, занимающихся трудовой деятельностью. Состояние истощения приводит к параличу сил и чувств человека и сопровождается утратой радости и удовлетворенности жизнью. В статье рассматривается ...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Эмоциональное выгорание как мотивационный фактор смены профессиональной деятельности

В статье рассмотрена проблема эмоционального выгорания как мотивационного фактора смены профессиональной деятельности. Приведены результаты экспериментального психологического исследования и их интерпретация. Выборку составили работающие студенты зао...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Синдром выгорания у руководителей и его влияние на профессиональную деятельность

В статье рассматриваются проблемы синдрома выгорания, а также описываются различия между профессиональным и эмоциональным выгоранием. В статье приводятся результаты исследования, целью которого является эмпирическое изучение влияния на профессиональн...

Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии: история и современное состояние

Эмоциональное выгорание — многоаспектное явление, которое проявляется в физических и психологических реакциях на тяжелую и сложную ситуацию. Развитие стрессовых факторов возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено ...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Субъективное благополучие в период поздней взрослости: структурный анализ

В статье основное внимание уделяется субъективному восприятию человека и процессам, посредством которых осуществляется оценка его удовлетворенности жизнью и благополучия. Учитывая разнообразие междисциплинарных исследований благополучия, в статье при...

Задать вопрос