В данной статье рассматриваются сюжеты произведений, в которых функционирует детективный элемент античных авторов, сравнительно близко приблизившихся к детективному жанру, однако оставшихся на позициях детективного сюжета.
Ключевые слова : преступник, сыщик, сюжет, жанр, жертва, античный, элемент.
Сюжеты античных произведений, в которых функционирует детективный элемент. Классический детективный сюжет, но не детективный жанр, функционирует в трагедии Софокла «Эдип — царь». В одном лице здесь действует Преступник- Сыщик- Судья. Таким триединым персонажем представлен сам Эдип- царь. Детективный жанр не отвергает такую систему единства, однако в трагедии имеются целый ряд жанровых отклонений, на которые мы обязаны указать. Оракул предсказал царю Лаю и его жене Иокасте, что у них родится сын, убьет отца и женится на матери.
Второе. Для детективного жанра исключительно важно то, что криминальная деятельность преступника является его профессией. Эдип такой профессии не имеет.
Третье. В детективном жанре сам акт убийства не вызывает сочувствия или осуждения, это не главное.
Четвертое. Основное внимание должно сосредоточиться на интриге расследования преступления.
Пятое. Не присутствует в детективном сюжете и полицейский, точнее, представитель власти, а в детективном жанре он является важным антиподом умному сыщику.
Шестое. В трагедии «Эдип-царь» не происходит столкновение умного сыщика и умного преступника.
Эти и другие элементы в античных произведениях отсутствуют, что дает основание утверждать, что эта детективная литература, обладающая лишь детективным сюжетом, но, повторим еще раз, это не детективный жанр.
Имеет смысл прокомментировать трагедию «Эдип- Царь» Софокла более подробно. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. Взяв за сюжетную основу фиванский цикл мифов об Эдипе, драматург построил интригу на «родовом проклятии». Впрочем, он в определенной мере стал отказываться от идеи наследственной вины, поскольку его интерес сосредоточен на интересе личной судьбы героя. Софокл избрал вариант мифа, где речь идет о страхе фиванского царя Лая, который испугался предсказания оракула, сулившим ему смерть от руки новорожденному ребенку и бросить его на горе Кифероне. Отсюда название Эдип, т. е. «хромой» или «колченогий», «с опухшими ногами». Ребенка подобрали пастухи, которых Эдип принимал за родителей, и когда он достиг юного возраста и узнал свою тайну, он решил избежать трагедии и уйти от «пастухов-родителей. Его усыновил коринфский царь Полиб. Эдип, когда услышал от одного пьяного, что он не родной сын, обратился к дельфийскому оракулу, который не дал прямого ответа, но сообщил, что он должен убить своего отца и жениться на своей матери. Тогда Эдип решил не возвращаться домой. Художественное действие трагедии в значительной мере основано на том, что истина, лишь постепенно раскрывающаяся перед самим Эдипом, уже заранее известна греческому зрителю, который знаком с мифом.
Эдип приходит в город Фивы и спасает его жителей от жестокого Сфинкса, это крылатое чудовище забирало молодых девушек и юношей. За эту победу жители города жители города награждают Эдипа тем, что он становится мужем царицы, у которой недавно погиб муж. Убийцей же царя Лая стал сын его Эдип. Став мужем Иокасты, Эдип много хорошего сделал для города, у него растут дети, а затем жителей охватила язва и причиной этой болезни был грешник, который убил царя (отца) и женился на царице (матери). Софокл показывает, как Эдип, почти как сыщик, ведет свое расследование. Он узнает, что является сыном Лая, убийцей отца и мужем своей матери. В заключительной части трагедии, после сообщения вестника о самоубийстве Иокасты и самоослеплении Эдипа, еще раз появляется Эдип, он проклинает свою жизнь, требует изгнания и прощается со своими дочерями. И все-таки дальнейшая судьба Эдипа остается для зрителя неясной. Согласно мифологической традиции Эдип после своего ослепления оставался в городе Фивы.
Таким образом, в трагедии Софокла «Эдип царь» четко разработан детективный сюжет, но он не смог воспроизвести жанровую форму этой литературы. Писательский опыт и историко-литературное время еще не пришло и не накопило достаточно материала, чтобы из него мог вырасти и проявить себя как д сюжетов наблюдались в литературах древнего детективный жанр.
Дебюты детективных сюжетов наблюдались в литературах древнего Востока, например, в притчах, и в античных баснях. Так, на умного сыщика претендует аллегорический персонах басни Эзопа «Лев и Лисица». Обозначим сюжет этой басни, который развивается на диалоге. Лев спрашивает Лисицу, почему она не приходит к нему выразить свое уважение. И прозвучал удивительно откровенный и мудрый ответ: «Да простит меня ваше Величество,- отвечала Лисица,-но я обратила внимание на следы животных, что вели в вашу пещеру. Судя по отпечатку, можно понять, что в вашу сторону проследовали многие, но почему –то никто не вернулся назад. Пока все те звери, что вошли в вашу пещеру, не выйдут обратно, я лучше погуляю на свежем воздухе».
Отметим, что Лев, как первый грабитель, не смог догадаться замести отпечатки следов тех животных, которые стали его жертвами. Позже, новейшая литература, изображая «умного» вора, начнет изощряться в это вопросе, чтобы пустить следователи по ложному пути. Детективный жанр успешно использует этот прием, к примеру, Конан Дойл автор знаменитого сыщика Шерлока Холмса откристаллизирует до блеска прием «заметать следы» в повести «Случай в интернате», где лошади будут оставлять кровавый слет. Что касается умной и наблюдательной эзоповой Лисы, то сам Шерлок Холмс не смог бы проанализировать ситуацию с детективной ясностью,
Наблюдения над детективными сюжетами античной литературы (Софокл и его трагедия «Эдип-царь» и Эзоп и его басни «Лев и Лисица», уместно вновь напомнят, что категория «сюжета» находится на низшей ступени от «жанра». Сюжет — это система событий, которые происходят в произведении, а жанр отличается сложившимся на протяжении истории литературы тип произведения (роман, повесть, поэма, сонет, новелла…). И в этой жанровой системе выделяется эстетический тип, получивший название — детективный жанр. Следовательно, античные авторы сравнительно близко приблизились к детективному жанру, однако остались на позициях детективного сюжета.
Литература:
- Тронский И. М. История античной литературы.-М.: Высшая школа, 1983.
- Эзоп. Лев и Лисица. Басни Эзопа. Литературные памятники. –М.: Наука, 1968.- С.105.
- Мандич И. Принципы детективного романа. Литературоведение.- М., 1987. — С.53.
- Михайличенко Б. С. Литературоведческие проблемы. Теория литературы.- Самарканд: СамГУ, 2009.-С. 125.