Древнерусские поучения: специфика жанра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 27.05.2018

Статья просмотрена: 16032 раза

Библиографическое описание:

Чекризова, А. С. Древнерусские поучения: специфика жанра / А. С. Чекризова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 425-427. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50709/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье на основе анализа древнерусской литературы XI-XIII вв. рассматриваются специфические особенности жанра поучения, а также раскрывается содержание некоторых поучительных произведений.

Ключевые слова: поучение, древнерусская литература, христианство, жанры

Первые поучения на Руси были переводами произведений светил греческой литературы Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова и появились еще в X веке [2, с. 127]. В XI в. образцами поучительной литературы служат известные тогда на Руси Соломоновы притчи и книга Иисуса сына Сирахова [1, с. 290]. Этот жанр прочно вошел в древнерусскую литературу и стал ценнейшим источником знаний о моральном облике русского человека.

Поучения носят нравоучительный характер, служат для передачи системы ценностей и жизненного опыта. В них древнерусские авторы изображают идеальную модель поведения человека.

Важной особенностью поучений является наличие в них конкретного адресата или адресатов — часто используются обращения: дети мои, чадо, братья, князь и т. п. Так, достаточно часто встречаются поучения отца к сыну или детям. К подобного рода произведениям относится знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха XII в. и «Слово некоего отца к сыну своему», входящее в Изборник 1076 г. Это неудивительно, так как родительское наставление с точки зрения христианской морали имело большой авторитет. Примером тому служит Древнейший свод, в котором один из авторов под 1054 г. устами умирающего Ярослава поучает князей уважать друг друга и помнить, что они сыновья одного отца и матери [1, с. 290].

Нередко к жанру поучения прибегали и представители духовенства. В своих работах они обращались к представителям власти, к братии или к простому народу. Поучения к князьям писались в торжественной манере, к простому люду наоборот — простым языком и имели более дидактический характер. Так или иначе, все произведения подобного рода на первый план ставили христианские добродетели: смирение, доброту, прощение, богобоязненность и т. д.

Для того, чтобы составить более полное представление о жанре, следует рассмотреть некоторые из наиболее известных произведений.

Самый яркий представитель жанра — это, очевидно, «Поучение» Владимира Мономаха, в котором он, рисуя образ идеального русского правителя, стремится донести до князей мысль о необходимости взаимного соблюдения феодальных порядков. Одна из главных идей «Поучения» состоит в том, что каждый князь должен довольствоваться своей землей и не посягать на чужую [6, с. 148]. Свои идеи Мономах подкрепляет сентенциями из Священного Писания и Шестоднева, а также примерами из собственной жизни. Таким образом, мы видим пример использования в политических целях христианских канонов.

Не менее известны поучения крупного церковного идеолога Киевской Руси, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерского, созданные в XI в. Он первым поднимает проблему спасения души через аскезу — подавление в человеке его плотского естества, отказа от земного, греховного. В поисках истинного предназначения души Феодосий задается вопросами: «И та слышасте нам, убогым, кацемь достоить должным быти?! Не сердце в нас горить?!... Не въслед ли похотей своих идохом?!.».. [3, с. 153]. Пишет Феодосий с характерным для христианской литературы самоуничижением — называет себя грешным и ленивым: «Азъ, грѣшный и лѣнивый, погрѣбый талантъ свой в земли, а не придѣлавъ имъ ничтоже.».. [7, с.443]. Обращаясь к инокам своей обители, он просит их не лениться, бережно относиться к своим обязанностям, помогать нищим и соблюдать заповеди Божии.

В то же время был создан еще один выдающийся памятник древнерусской поучительной литературы — «Поучение архиепископа Луки к братии», написанное новгородским епископом Лукой Жидятой. Сохранился он в составе Новгородской IV летописи под 1058 г. [4, с. 362]. Поучение создавалось в условиях двоеверия, царившего на Руси, и призвано дать новгородцам наставления, касающейся новой веры. Все еще сохранявшиеся языческие воззрения мешали становлению христианства, поэтому Лука осуждает «бесовские» пристрастия народа, подкрепляет их цитатами из Библии. Как и во многих древнерусских поучениях, автор просит соблюдать заповеди.

Другое поучение XI в. — «Поучение о казнях божиих», дошедшее до нас в составе Повести временных лет под 1068 г. Авторство, к сожалению, установить не удалось. Данное произведение повествует о вспыхнувшем в Киеве недовольстве после поражения русских князей на Альте. Нашествие чужеземцев, по мнению автора, является наказанием за грехи [9, с. 109].

Поучительная литература Древней Руси XII в. связана также с именем епископа Кирилл Туровского. Двойственность человеческого бытия — вот главная тема его произведения «Притча о душе и теле». Поднимая один из самых насущных вопросов того времени, автор рассуждает о земном и небесном, телесном и духовном аспектах существования. Особое внимание Кирилл просит уделять чтению святых книг, чтобы «Божьим насытясь словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь» [5, с. 142].

Не менее интересны древнерусские поучения, адресованные простому народу. Краткие, лаконичные произведения, разговорным языком дающие наставления, осуждающие язычество и людские пороки. В отличие от т. н. торжественного красноречия в поучениях к простому люду редко встречаются цитаты из Священного Писания, а все нравоучения подкрепляются обычной житейской мудростью.

Таково, например, произведение белгородского епископа Григория, написанное, вероятно в XII в. Поучение направлено против пьянства и обращено ко всему народу. В XIII в. создает свое поучение русский проповедник Серапион Владимирский. В краткой и понятной форме автор наставляет народ против язычества, умоляет отступиться от «неверных дел». Серапион призывает людей каяться, ходить в церковь и жить согласно заповедям. Проповедник в своих рассуждениях опирается также на народную литературу — сказания и легенды [8, с. 402].

Литература:

  1. Бугославский, С. А. Поучение Владимира Мономаха // История русской литературы: В 10 т. — Л., — 1941. — Т.1. — С. 289–297.
  2. Владимиров П. В. Древняя русская литература Киевского периода. XI-ХШ вв. — Киев, 1900. — 479 с.
  3. Златоструй. Древняя Русь. X-XIII вв. / А. Г. Кузьмин, А. Ю. Карпова. — М., 1990. — 302 [2] с.
  4. Камчатов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка. — М., 1989. — 622 с.
  5. Кирилл Туровский. Притча о человеческой душе и теле // Библиотека литературы Древней Руси. — СПб., 1997. — Т.4. — С. 142–158.
  6. Лихачев, Д. С. Великое наследие // Избранные работы: В 3 т. — Л., 1987. — Т. 2. — 496 с.
  7. Феодосий Печерский. Слово утешительное к братии о душевной пользе //Библиотека литературы Древней Руси. — СПб., 1999. — Т.1. — С. 443–444.
  8. Черторицкая, Т. В. Красноречие Древней Руси. (XI-XVII вв.) / Т. В. Черторицкая. — М.: Сов. Россия, 1987. — 448 с.
  9. Шахматов, А. А. Повесть временных лет и ее источники // Труды Отдела древнерусской литературы — Л., 1940. — Т. 4. — С. 9–150.
Основные термины (генерируются автоматически): поучение, древнерусская литература, произведение, XI-XIII, подобный род, поучительная литература, простой люд, простой народ, Русь, Священное Писание.


Похожие статьи

Древнерусская поучительная литература как источник представлений об образе князя

В данной статье рассматривается вопрос отражения средневековых представлений об образе идеального князя в древнерусской литературе поучительного характера. Особое внимание уделяется анализу источников XI-XII вв.

Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе

В настоящей статье выявляются и рассматриваются основные тенденции осмысления научно-методического опыта изучения басни как литературного жанра в начальной школе.

Английская литература путешествий: к вопросу о формировании национальной специфики жанра

В настоящей статье даётся общий обзор ключевых характеристик текстов, относимых к литературе путешествий. Особое внимание уделяется соотношению общежанровых и национально-специфических черт, а также специфике путевых заметок о России XVII века.

Сказка: образование жанра и определение термина

В данной статье мы представляем диахронический обзор классической сказки, то есть ее творческую и рецептивную эволюцию, которая является основой, на которой мы определяем воспитательную ценность этого литературного типа.

Основные тенденции развития перевода на Руси в XVII столетии

В данной статье выделены основные тенденции развития русского перевода в XVII в. Особое внимание уделено исходным и переводящим языкам, а также основным жанрам переводной литературы XVII в.

Салическая правда как источник первых правовых учений

В данной статье автор предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных влияний правового источника «Салическая правда». Особое внимание уделено вопросам влияния правовых норм Салической правды на современное законодательство.

Специфика отечественной беллетристики первой трети XX века

В статье рассматриваются особенности развития российской беллетристики в первой трети XX века; анализируются исторические предпосылки, оказавшие влияние на творчество писателей; обозначены основные темы и проблемы, которые затрагивали в своих произве...

Литературоведческий анализ в начальной школе

В статье рассматривается отличие школьного и литературоведческого анализа, делается акцент на способах их применения в начальной школе. Обращается внимание на роль сказки в формировании навыков литературоведческого анализа, изучаются основные его эта...

Значение и применение жанров в журналистике

Данная статья посвящена анализу вопроса о значении жанров в журналистике. В ней, прежде всего, говорится о значении понятия жанра и приводятся особенности жанров. Кроме того, даны размышления о значении жанров в отрасли.

Генезис понятий «духовность» и «нравственность»: историко-теоретический аспект в России

В данной статье анализируется содержание понятий «духовность» и «нравственность», раскрывается их смысл, а также исследуется историко-теоретический аспект их генезиса в России.

Похожие статьи

Древнерусская поучительная литература как источник представлений об образе князя

В данной статье рассматривается вопрос отражения средневековых представлений об образе идеального князя в древнерусской литературе поучительного характера. Особое внимание уделяется анализу источников XI-XII вв.

Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе

В настоящей статье выявляются и рассматриваются основные тенденции осмысления научно-методического опыта изучения басни как литературного жанра в начальной школе.

Английская литература путешествий: к вопросу о формировании национальной специфики жанра

В настоящей статье даётся общий обзор ключевых характеристик текстов, относимых к литературе путешествий. Особое внимание уделяется соотношению общежанровых и национально-специфических черт, а также специфике путевых заметок о России XVII века.

Сказка: образование жанра и определение термина

В данной статье мы представляем диахронический обзор классической сказки, то есть ее творческую и рецептивную эволюцию, которая является основой, на которой мы определяем воспитательную ценность этого литературного типа.

Основные тенденции развития перевода на Руси в XVII столетии

В данной статье выделены основные тенденции развития русского перевода в XVII в. Особое внимание уделено исходным и переводящим языкам, а также основным жанрам переводной литературы XVII в.

Салическая правда как источник первых правовых учений

В данной статье автор предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных влияний правового источника «Салическая правда». Особое внимание уделено вопросам влияния правовых норм Салической правды на современное законодательство.

Специфика отечественной беллетристики первой трети XX века

В статье рассматриваются особенности развития российской беллетристики в первой трети XX века; анализируются исторические предпосылки, оказавшие влияние на творчество писателей; обозначены основные темы и проблемы, которые затрагивали в своих произве...

Литературоведческий анализ в начальной школе

В статье рассматривается отличие школьного и литературоведческого анализа, делается акцент на способах их применения в начальной школе. Обращается внимание на роль сказки в формировании навыков литературоведческого анализа, изучаются основные его эта...

Значение и применение жанров в журналистике

Данная статья посвящена анализу вопроса о значении жанров в журналистике. В ней, прежде всего, говорится о значении понятия жанра и приводятся особенности жанров. Кроме того, даны размышления о значении жанров в отрасли.

Генезис понятий «духовность» и «нравственность»: историко-теоретический аспект в России

В данной статье анализируется содержание понятий «духовность» и «нравственность», раскрывается их смысл, а также исследуется историко-теоретический аспект их генезиса в России.

Задать вопрос