Древнерусская поучительная литература как источник представлений об образе князя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 18.05.2018

Статья просмотрена: 2013 раз

Библиографическое описание:

Чекризова, А. С. Древнерусская поучительная литература как источник представлений об образе князя / А. С. Чекризова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 366-369. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50402/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается вопрос отражения средневековых представлений об образе идеального князя в древнерусской литературе поучительного характера. Особое внимание уделяется анализу источников XI-XII вв.

Ключевые слова: князь, образ князя, древнерусская литература, поучения, княжеская власть.

Князь на Руси со времен начала разложения родовых отношений становится незаменимым элементом социально-политической системы общества. Волость не могла нормально функционировать в отсутствии князя, так как ее безопасность вся время находилась под угрозой перед внешним врагом. Даже в летописях фиксируются периоды отсутствия князя в той или иной волости [7, с. 33].

В условиях, когда княжеская власть имела такое огромное значение как для государства, так и для общества, вопрос о том, каким следует быть князю достаточно остро встает в древнерусской литературе. Представления об идеальном образе правителя начинают разрабатываться древнерусскими книжниками именно в XI — начале XII в. [3, с. 147]. Наибольшее отражение эти идеи находят именно в литературе поучительного характера, так как она служит для передачи системы ценностей и жизненного опыта.

Важно отметить, что значительный отпечаток на средневековые представления об образе идеального правителя накладывает религия, тем более что авторами поучений чаще становятся именно священнослужители. Так, на первый план среди качеств, необходимых князю, выходят христианские добродетели — князь должен быть благоверным, богобоязненным, милостивым и щедрым. Качества светского характера, такие как мужество, храбрость, теряют свою первостепенность.

Наиболее значительным произведением XII в. и наиболее полным источником представлений об образе идеального князя является «Поучение» Владимира Мономаха. Здесь Владимир рисует идеальный образ древнерусского христианского правителя, подкрепляемый сентенциями из Священного Писания и примерами из личного опыта. Задачи общегосударственного порядка выдвигаются Мономахом на первый план. Князь должен заботиться о благополучии вверенного ему народа и мире на своей земле. Для этого, считает Мономах, князь должен неустанно трудиться и самостоятельно проникать во все сферы жизни государства и общества. Это касается и войны, которую Владимир также расценивает как труд: «На войну вышедъ, не лѣнитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни ѣденью не лагодите, ни спанью; и сторожѣ сами наряживайте, и ночь, отвсюду нарядивше около вои, тоже лязите, а рано встанѣте; а оружья не снимайте с себе вборзѣ, не разглядавше лѣнощами, внезапу бо человѣкъ погыбаеть» [1, с. 147]. В противоположность этому, недопустимым для князя Владимир считал лень: «А Бога дѣля не лѣнитеся, молю вы ся.».. [1, с. 147].

Что касается заботы о благе народа, Владимир Мономах просит не забывать заботиться об убогих, по возможности подавать милостыню и кормить сирот. Требует князь самостоятельного производства суда, но при этом наставляет быть милосердным к другим: «Ни права, ни крива не убивайте, ни повелѣвайте убити его.».. [1, с. 148]. Идея милосердия и прощения красной нитью проходит через все «Поучение» и находит наиболее яркое отражение в письме Владимира Мономаха к Олегу Святославичу. Своим примером князь показывает, что нужно быть готовым поступиться личными интересами ради мирного соблюдения одного из главных принципов, пропагандируемых им — каждый князь должен довольствоваться своей волостью.

Князь, будучи образцом христианина, должен уважать священнический и иноческий чин, заботиться о благе церкви. В жизни и во все делах всегда нужно помнить о Боге, не иметь гордости ни в уме, ни в сердце, так как «смертни есмы, днесь живи, а заутра в гробъ» [1, с. 149]. Кроме того, Владимир Мономах поощряет книжное учение, осуждает пьянство и ложь.

Средневековые представления об образе князя находят отражение и в других поучительных произведениях. Так, в «Слове о законе и благодати» мы находим информацию о функциях князя. Здесь, в отличие от «Поучения» Владимира Мономаха, власть князя наделяется сакральным значением. Основной задачей князя Иларион видит заботу о народе, вверенном ему Богом, охрану своих земель и сохранения на них мира, защиту от голода, разорения и других бед. Не менее важно попечение и о слабых и обездоленных — поощряется щедрость и милость к народу [5, с. 52].

В «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру» Иакова Мниха, здесь первоочередное значение для князя имеют христианские добродетели. Залог успешного правления по Мниху — это боголюбие, совершение добрых дел и следование Заповедям Божиим [3, с. 142].

Значительный вклад в формирование представлений об образе князя в средневековом сознании внес памятник второй половины XII в. «Слово о князьях». Рассказывая о княжеских усобицах, охвативших Русь, автор упрекает князей в постоянных войнах, неуважении друг к другу и нарушении установленных порядков. В глубокой печали автор обращается к князьям и просит их прекратить братоубийственные войны, и в качестве примера для подражания приводит притчу о черниговском князе Давыде Святославиче. В «Слове» князь Давыд предстает образцом идеального правителя — честного, всегда держащего однажды данное слово и соблюдавшего феодальные порядки. Будучи старшим в роду, Давыд Святославич уважал младших князей, не затевал войн и в «великой тишине» прошло его княжение в Чернигове. В назидание князьям автор также сообщает, что за свои добродетели Давыд был награжден Богом даже больше, чем святые [6, с. 227].

К князю, как к человеку наделенному властью, выдвигались значительные требования, которые также можно встретить и в Изборнике 1076 г. Например, в «Поучении к богатым» автор выдвигает такие требования: «Тъгда наречеться къто убо истиньныи властелин, егда сам собою обладаеть и нелепыим похотьм не работаеть» [2, с. 416]. Здесь же автор просит относиться ко всем людям одинаково, не обижать слабых и помогать обездоленным. Древнерууский сборник афоризмов «Пчела» от имени Агафона наставляет искусству правления: «Князю достойно три вещи въспоминати: первое — яко на человѣкы владѣеть; второе — яко законъ ему порученъ от господа; третье — яко власть си временъна сущи истлѣваеть» [4, с. 422], а словами Плутарха добавляет: «...людям невежественным силы и власти доверить нельзя» [4, с. 422].

Таким образом, именно в древнерусской поучительной литературе мы находим наиболее полное описание образа идеального князя.

Литература:

  1. Поучение Владимира Мономаха // Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969. С.146–171.
  2. Поучении к богатым // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2: XI-XII века. СПб., 1999. С. 416–432.
  3. Пузанов В. В. Социокультурный образ князя в древнерусской литературе XI — начала XII века. // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета, 2011. №.6. С. 128–152.
  4. Пчела // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5: XI-XII века. СПб., 1997. С. 414–448.
  5. Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: XI-XII века. СПб., 2000. С. 26–61.
  6. Слово о князьях // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XI-XII века. СПб., 1997. С. 226–230.
  7. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
Основные термины (генерируются автоматически): Князь, Владимир, древнерусская литература, идеальный князь, образ князя, XI-XII, идеальный правитель, княжеская власть, поучительный характер, Русь.


Ключевые слова

князь, древнерусская литература, образ князя, поучения, княжеская власть

Похожие статьи

Древнерусские поучения: специфика жанра

В данной статье на основе анализа древнерусской литературы XI-XIII вв. рассматриваются специфические особенности жанра поучения, а также раскрывается содержание некоторых поучительных произведений.

Салическая правда как источник первых правовых учений

В данной статье автор предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных влияний правового источника «Салическая правда». Особое внимание уделено вопросам влияния правовых норм Салической правды на современное законодательство.

Развитие монастырской медицины в Древнерусском государстве в X–XII веках

В статье авторы пытаются выявить истоки монастырской медицины, определить уровень её развития и объем оказываемой помощи в Древней Руси.

Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ

Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художес...

К вопросу об отражении дохристианских представлений славян в древнерусских летописях и во внелетописной письменной традиции

В статье автор анализирует дохристианские представления славян, обращаясь к древнерусской летописной и внелетописной традиции.

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси

В статье рассматриваются перспективы использования былин в качестве источника для гендерных исследований по истории Древней Руси. На основе анализа нескольких былин делаются выводы об истории повседневности древнерусских женщин, их социально-правовом...

Письмо как историко-психологический источник изучения личности

В статье рассматривается возможность использования писем как историко-психологического источника изучения личности. В качестве примера анализируется личность Ф. М. Достоевского.

Некоторые вопросы теоретико-правовых концепций мер государственного принуждения в Древнерусском государстве (XI–XII вв.)

В рамках данной статьи, автором исследуются некоторые теоретические аспекты системы применения мер государственного принуждения в Древнерусском государстве на рубеже XI-XII века. На основе анализа теоретических изысканий ученых рассматриваемого перио...

Особенности формирования политико-правового учения просвещённого абсолютизма

В данной работе автор рассматривает политико-правовые учения русских просветителей второй половины XVIII в.: особенности формирования политико-правового учения просвещённого абсолютизма (политико-правовая идеология феодальной аристократии и политико-...

Историографический вклад В. Г. Васильевского в изучение русско-византийских отношений

В статье автор исследует вклад и значение трудов В. Г. Васильевского как отечественного историографа в изучение взаимоотношений Руси и Византии, а также их взаимовлияние.

Похожие статьи

Древнерусские поучения: специфика жанра

В данной статье на основе анализа древнерусской литературы XI-XIII вв. рассматриваются специфические особенности жанра поучения, а также раскрывается содержание некоторых поучительных произведений.

Салическая правда как источник первых правовых учений

В данной статье автор предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных влияний правового источника «Салическая правда». Особое внимание уделено вопросам влияния правовых норм Салической правды на современное законодательство.

Развитие монастырской медицины в Древнерусском государстве в X–XII веках

В статье авторы пытаются выявить истоки монастырской медицины, определить уровень её развития и объем оказываемой помощи в Древней Руси.

Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ

Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художес...

К вопросу об отражении дохристианских представлений славян в древнерусских летописях и во внелетописной письменной традиции

В статье автор анализирует дохристианские представления славян, обращаясь к древнерусской летописной и внелетописной традиции.

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси

В статье рассматриваются перспективы использования былин в качестве источника для гендерных исследований по истории Древней Руси. На основе анализа нескольких былин делаются выводы об истории повседневности древнерусских женщин, их социально-правовом...

Письмо как историко-психологический источник изучения личности

В статье рассматривается возможность использования писем как историко-психологического источника изучения личности. В качестве примера анализируется личность Ф. М. Достоевского.

Некоторые вопросы теоретико-правовых концепций мер государственного принуждения в Древнерусском государстве (XI–XII вв.)

В рамках данной статьи, автором исследуются некоторые теоретические аспекты системы применения мер государственного принуждения в Древнерусском государстве на рубеже XI-XII века. На основе анализа теоретических изысканий ученых рассматриваемого перио...

Особенности формирования политико-правового учения просвещённого абсолютизма

В данной работе автор рассматривает политико-правовые учения русских просветителей второй половины XVIII в.: особенности формирования политико-правового учения просвещённого абсолютизма (политико-правовая идеология феодальной аристократии и политико-...

Историографический вклад В. Г. Васильевского в изучение русско-византийских отношений

В статье автор исследует вклад и значение трудов В. Г. Васильевского как отечественного историографа в изучение взаимоотношений Руси и Византии, а также их взаимовлияние.

Задать вопрос