В данной статье автор предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных влияний правового источника «Салическая правда». Особое внимание уделено вопросам влияния правовых норм Салической правды на современное законодательство.
Ключевые слова: салические франки, правовой обычай, свод варварского законодательства, граждане, древнегерманский обычай.
Как предполагают научные деятели, где-то в 70-х годах V века салические франки уже расторгли союзнические отношения с Западной Римской империей. И далее в 481–482 годах одним из королей салических франков стал Хлодвиг I, который к началу VI века объединил под своей властью значительную часть Галлии, уничтожив остатки Римской империи — королевство Сиагрия и создав могущественное Франкское государство.
Ещё до переселения народов у салических франков и в других германских племенах действовали правовые обычаи, которые хранились в памяти старейшин — знатоков права, излагавших его на народных собраниях — тингах.
Для всех древних германцев, как и других варваров, было характерно крайне консервативное отношение к обычаям. В целях сохранения нигде не писанных норм поведения, а также для возможности деятельности судов требовалась письменная фиксация. Первые, кто инициировал письменную фиксацию обычаев как руководства для рассмотрения дел, были вожди и короли ряда германских варварских королевств.
Так появились новые источники права — записанные на народной латыни. Это были варварские правды, представлявшие собой сборники германского обычного права. Иногда в них добавлялись нормы из королевских актов. Как следует из исторических источников, в числе первых были созданы Вестготская и Бургундская правды; чуть позже была составлена и варварская правда салических франков — Салическая правда.
Вестготская правда — правовой кодекс вестготов. Эти первые своды законов вестготов были составлены королём Эврихом. Исидор Севильский писал: «Готы начали записывать свои законы, которые прежде были известны только как традиции и обычаи». Преемники Эвриха в постоянном режиме дополняли и регистрировали все правовые обычаи, сформировав таким образом Вестготсткую правду, изданную в 654 г. королём Реккесвинтом.
«Бургундская правда» — собрание законодательных актов бургундов 2-й половины V — начала VI века, относящаяся к варварским правдам. Основные тексты Бургундской правды записаны впервые около 490 года при короле Гундобаде. В дальнейшем они подверглись переработке и дополнениям. Бургундская правда испытала сильное влияние римского права, но основой для неё послужило обычное право древнегерманского племени бургундов. Оно регламентировала важнейшие стороны жизни бургундского общества и его взаимоотношение с галло-римским населением.
Что же представляет собой Салическая правда? Прежде всего это обширный свод варварского законодательства. Дойдя до нашего времени во множестве списков, редакций и вариантов, записывавшихся на протяжении столетий, Салическая правда является одним из древнейших и богатейших источников правовых учений.
Конечно, как и остальные варварские правды, Салическая правда не представляет собой систематический сборник законодательных норм. Она имеет достаточно абстрактный характер, судебник, закреплённый древней традицией и состоящий из решений конкретных судебных случаев (казусов).
Дошедший до нас текст Салической правды состоит из пролога, эпилога, глав («титулов»), которые, в свою очередь, состоят из параграфов и позднейших изменений к ним; некоторые из изменений обозначены в ряде рукописей как «прибавления».
Изменения были вставлены не в качестве оговоренных прибавлений, а прямо в основной текст. Об этом может свидетельствовать тот факт, что ряд норм не подходит к общей связи и названиям титулов, их содержание является новеллой по сравнению с остальными нормами или даже заимствован из других источников.
Например, самый первый титул Салической правды, рассматривающий вызове в судебное заседание, принят явно позже, чем последующие титулы о краже свиней, рогатого скота и т. д. В титул XIV «О нападениях и грабежах» наряду с параграфами об ограблениях были включены нормы об оскорблении мёртвых.
Титулы «О краже лодок» и «О кражах на мельнице» помещены перед титулами «О порче» и после титула «О самовольном пользовании чужим конём» и т. д.
Почти в центре Правды помещён сводный титул XXVII «О различных кражах», предваряющий серию новых норм о кражах, грабежах, убийствах и процессуальных вопросах безо всякой последовательности.
Из-за этих особенностей текст правового памятника не является монолитным.
Салическая правда в своих правовых нормах делит население на:
– свободных;
– несвободных;
– и полусвободных.
Согласно Салической правде, только свободные граждане были субъектами, обладающими личной правоспособностью, которая по древнегерманскому обычаю приобреталась с момента присвоения имени и освящения водой.
А например, раб был лишен всяких прав и в Салической правде признаётся вещью.
Салическая правда устанавливает привилегированный правовой статус ряда представителей королевской должностной знати, в число которой входили и министериалы — королевские рабы (лат. pueri regis). Для графа устанавливался тройной вергельд в 600 солидов, если граф был свободного происхождения (титул LIV, § 1), и вергельд в 300 солидов, если он был королевским рабом (титул LIV, § 2). Вслед за графом Салическая правда упоминает сацебаронов, которые присутствовали в судебных собраниях (титул LIV, § 4); вергельд сацебарона — королевского раба составлял 300 солидов, сацебарона-свободного — 600 солидов (титул LIV).
Ни в Салической правде, ни в салических капитуляриях нет прямых положений о существовании опеки над замужней или незамужней женщиной, однако, по всей видимости, такая опека существовала, поскольку другие источники подчеркивают необходимость согласия для вступления в брак родственников невесты. Согласие родственников жениха также требовалось, но оно не носило характера правовой необходимости для вступления жениха в брак, как это имело место у невесты.
Ни в Салической правде, ни в каком-либо другом германском правовом памятнике нет сведений о возрасте, необходимом для вступления в брак; некоторые исследователи допускают, что у германцев позволялось вступление в брак только после достижения половой зрелости. Салическая правда установлена на принципе моногамии: так, похищение чужой замужней женщины наказывается равным с вирой штрафом в 200 солидов (титул XV), а значит, препятствием к браку является уже существующий брак. Абсолютным препятствием к браку считалось и объявление лица «вне закона», поскольку оно исключало всякую правоспособность. Препятствием к браку являлось отсутствие личной свободы. Браки между несвободными не считались законными, а всякое сожительство такого рода в любое время могло быть расторгнуто владельцами рабов. Брачное сожительство между свободной и несвободным точно так же влекло за собой потерю свободы, как и сожительство свободного с чужой рабыней (титул XIII, §§ 8 и 9); для такого союза действовали принципы так называемого рабского брака, то есть в этих случаях отсутствовали всякие юридические последствия законного брака, а дети, рожденные в таком сожительстве, были также несвободны.
Во времена издания Салической правды семья ещё не представляла собой исключительно тесной связи между супругами и детьми, а была совокупностью всех кровных родственников, сила и власть которой росла с количеством её членов, хотя закон уже различает более близких и отдалённых родственников. По свидетельству Тацита, у германцев дела дружбы и ненависти делались общей судьбой всех членов семьи, и вся семья как таковая требовала удовлетворения своих претензий.
Рассмотрим «вергельд» — он представляет собой некий материальный выкуп за убийство человека, чтобы избежать вражды родов. Но если разобраться, то «вергельд» влёк двоякие последствия для семей жертвы и убийцы. Так, право на получение вергельда с одной стороны и ответственность за вергельд с другой. По Салической правде действовал следующий принцип деления вергельда между близкими и дальними родственниками убитого сородича: одну половину получали сыновья, другую — ближайшие родственники по отцовской и материнской линиям, а в случае их отсутствия эта половина переходила не к сыновьям, а к казне.
Субъектом коллективной собственности на земли и леса (альменда) выступала деревенская община (лат. villa). Об этой общей собственности франков свидетельствует характер тесной связи между соседями, вытекающий из положений титула XLV «О переселенцах». Согласно этим положениям, право на поселение в деревне приобретают лишь в том случае, если никто из селян не возражает, и проживают там спокойно 12 месяцев.
Вещный иск как таковой неизвестен Салической правде. Собственник движимой вещи пользовался лишь ограниченной охраной права уголовным преследованием кражи и противозаконной утайки вещи. Лишь в случаях кражи или похищения собственник мог пользоваться своим правом против любого третьего лица, но не в тех случаях, где он добровольно выпустил из рук свою вещь.
В Салической правде имеются лишь редкие намеки на обязательственное право: содержание договоров зависело от воли договаривающихся сторон. В титуле L «Об обязательстве» речь шла не о простом гражданско-правовом обязательстве, а лишь об обязательстве, которое кто-нибудь взял на себя торжественным образом на основании решения суда. Если не было договорённости между сторонами в отношении срока, ответчик был вправе платить согласно взятому на себя обязательству в течение 40 суток.
Весь род представлял собой строение близких и дальних семей, которые составляли поколения, колена или линии — парантеллы. Порядок наследования по Салической правде основывается на системе порядка парантелл. По отношению к порядку наследования законодатель в титуле LIX «Об аллодах» предусматривает следующие парантеллы:
1) дети наследодателя;
2) мать, братья и сестры наследодателя;
3) сестры матери наследодателя и сестры отца наследодателя.
Хотя к концу раннего Средневековья Салическая правда была практически забыта, закреплённое в ней правило об отстранении женщин от наследования недвижимости, впоследствии суженное лишь до запрета наследования крупных родовых имений, стало многовековым французским обычаем.
Наибольшее число норм Салической правды, посвященных преступлениям против личности, относится к убийству. Закон устанавливает различные санкции в зависимости от покушения на убийство и совершения убийства.
Основным звеном судебной системы франков являлось народное судебное собрание (лат. mallus) административной единицы Франкского государства — сотни; место, где проводилось такое собрание, именовалось мальбергом (лат. mallobergus, Malberg, букв. «судный холм» — выражение, берущее начало со времен, когда древние германцы проводили суд на священных холмах). Салическая правда различает два вида сотенных судебных собраний: регулярное публичное собрание (лат. mallus publicus, титулы XLVI, XIV, XXXIX), которое созывается раз в 40 суток или 6 недель (титулы XLVII, L, LVI), и чрезвычайное собрание (лат. mallus indictus, титулы XLIV, XLVI), которое объявляется специально и на которое обязаны явиться лишь приглашенные лица.
Салическая Правда сыграла громадную роль в становлении системы права, в том числе и современного. К исходу IX в. Салическая правда стала приобретать значение франкского закона по преимуществу, а в XI в. она уже вытеснила нормы всех других правд, кроме разве Лангобардской.
Это объясняется именно тем, что она лучше других выражала юридические представления эпохи.
Салическое и римское право легли в основу развития всего последующего германского права.
Литература:
- Ведров, С. В. О денежных пенях по Русской правде сравнительно с законом салических франков / С. В. Ведров. — Москва: СПб. [и др.]: Питер, 1990. — 632 c.
- Гизо Ф. История цивилизации во Франции от падения Западной Римской империи. Часть первая / Пер. с фр. под ред. М. М. Стасюлевича. — СПб.: Типография Николая Тиблена и комп., 1861. — 388 с.
- История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. К. И. Батыра. — М.: Проспект, 2010. — 576 с.
- История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинникова. — М.: НОРМА. Ч.1. 2004.
- История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / отв. ред. И. А. Исаев, Т. П. Филиппов. — М.: Проспект, 2013. — 560 с.
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1 / Краснояр. гос. ун-т; Сост. С. А. Бердникова. Изд. 2-е. Красноярск, 2001. — 155с.
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т.1. Древний мир и Средние века / сост. Н. А. Крашенинникова.- М.: Норма, 2008. — 816 с.
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. (Древность и Средние века) / сост.: д.ю.н., проф. В. А. Томсинов. — М.: ИКД ЗЕРЦАЛО-М., 2004. — 560 с.