Положение женщины в Древнем Риме является достаточно популярной темой исследований. Однако в большинстве случаев при рассмотрении и исследовании данного вопроса учитывается лишь юридическое содержание римского права, в котором женщина, в известной степени, была ограничена в правах, и игнорируется фактическое положение вещей, о котором мы можем судить по письменным сочинениям античных историков, надписям, клеймам на кирпичах и целому ряду других источников знаний о Древнем Риме. Ситуация усугубляется также и тем фактом, что в современном эмансипированном обществе исследование политической, экономической и социальной жизни общества прежнего, не эмансипированного и, преимущественно, патриархального, поддаётся сильному эмоциональному окрасу. В конечном итоге возникает множество недоразумений в оценке данного вопроса.
Данная работа несёт в себе две задачи. Во-первых, составить целостное представление о положении женщины в Древнем Риме, которое включает в себя две стороны медали: де-юре и де-факто. И во-вторых, дать трезвую, непредвзятую оценку данного вопроса.
Начинать рассмотрение вопроса о положении женщин в Древнем Риме, на мой взгляд, нужно с института брака, так как образцовой женщиной считалась та, которая посвящает свою жизнь заботе о муже, а сам брак считался надёжной опорой государства. Следует отметить, что институт семьи и брака является достаточно объемной темой для обсуждения, мы же остановимся лишь на положениях, которые касаются конкретно нашего исследования.
Среди всех слоёв населения Древнего Рима преобладал брак по расчёту. В богатых семьях он мог заключаться с целью укрепления политических союзов, объединения земель и, конечно же, для продолжения рода. При этом, безусловно, не исключались и браки по любви, но они не считались желательными, поэтому никто к ним особо не стремился. Юридически, согласно дигестам, близость в браке и вовсе считалась необязательной, а прекращение близости и жизнь врозь не прерывали брак [1, 24. 1. 32. 13.]. В то же время любовь, доходящая до самопожертвования, возвышалась римскими моралистами, в том числе Валерием Максимом [2, IV. 6. 1–5].
Девочек могли выдавать замуж по достижении ими 12 лет (девушка в этом возрасте считалась лат. viri potens — «в состоянии принимать мужчин») [1, 23. 2. 4.]. Одной из причин такого раннего замужества считается ранняя смертность и низкая ожидаемая продолжительность жизни. Но это лишь минимальный возраст, который был прописан в законе. В действительности же девушки выходили замуж чаще всего в 17–20 лет. В ранний период римской империи согласие отца семьи было обязательным, а согласие детей не требовалось вовсе. Позднее отец не мог повлиять на решение сына, однако согласие дочери, по словам Ульпиана, было формальным. Девушка могла возразить против воли отца только в том случае, когда отец выбрал ей недостойного, опозоренного жениха [1, 23. 1. 12.]. Зачастую взрослые дети сами выбирали себе супругов, а после введения законов Августа они могли обратиться к магистрату, если отец не давал своего согласия на брак. Следует сказать пару слов об этих законах. К концу римской республики число холостых и бездетных граждан среди знати и в среднем сословии увеличилось, а рождаемость снижалась. Считалось, что такая ситуация была вызвана упадком семейных добродетелей и разорительной роскошью римских женщин, что снижало в мужчинах склонность к семейной жизни [3, с. 149]. В связи с этим Август попытался изменить ситуацию путём принятия законов, которые бы ограничивали права холостых граждан и предоставляли привилегии женатым. Таким образом, император, впервые в римской истории, лишил главу семьи традиционной власти и поставил брак под защиту государства. Согласно данным законам, женщины обязаны были выходить замуж между 20–50 годами, мужчины между 25–60 годами, а в случае нарушения закона, теряли право наследования, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину того, что им завещано. При этом понятие бездетности было условным и различалось для мужчин и женщин: мужчина не считался бездетным, если у него был один ребёнок, а женщина — только если у неё трое детей [3, с. 149]. Самым важным для нас фактом является то, что после рождения третьего ребёнка женщина переставала платить налоги с личного имущества и освобождалась от власти мужа.
Стоит также упомянуть и о видах брака. История римского семейного права знает два вида брака, которые отличались формой заключения брака, содержанием имущественных и личных отношений супругов, разным правовым положением матери по отношению к детям и собственно прекращением брака. Первым видом брака был брак cum manu, устанавливавший власть мужа над женой. Поначалу доминировала именно эта форма брака. Дословно лат. cum manu — «с рукой», что означало, что женщина покидала родной дом и вместе с этим уходила из-под власти главы её семьи, paterfamilias, во власть мужа или главы его семьи. Женщина в данной форме брака была лишена возможности распоряжаться принесённым богатством и приданным. Также следует отметить, что заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, он считался актом формальным. Второй вид брака — sine manu, распространился уже в поздний период Римской республики. Дословно лат. sine manu — «без руки». Это означало, что при данной форме брака власть мужа над женой не порождалась и она оставалась во власти отца или опекуна. Позднее, когда брак sine manu вытеснил брак cum manu, эта опека потеряла своё значение. В поздней республике опекаемая могла пожаловаться на своего опекуна и выбрать себе другого по собственному желанию. А после вступления в силу законов Августа, как уже было сказано выше, женщина, имевшая трёх детей освобождалась от опеки вовсе. Брак sine manu рассматривался, в сравнении с cum manu, как фактическое состояние, т. к. с ним связывались определённые юридические последствия. Прекращение двух этих видов брака также отличалось между собой. В браке cum manu в силу того, что юридическая личность жены поглощалась личностью мужа, развод имел место быть только по инициативе мужа. Также стоит сказать, что в период ранней республики, когда как раз и доминировала форма брака cum manu, для развода требовались серьезные основания, которые обсуждались на семейном совете. В силу этого в те времена развод встречался крайне редко. Первый случай развода датируется 306 годом до н. э. у Валерия Максима [4, II. 9. 2.]. Уже к началу нашей эры разводы встречались всё чаще, это явление связывают с набирающей популярность формой брака — т. к. при данной форме брака женщины располагали полной свободой развода. Прекращение брака могло состояться как по обоюдному согласию, так и по воле одного из супругов. Отец также мог развесит дочь с мужем, но позднее, при Антонине Пие это было запрещено [5, 5. 6. 15.]. Со временем ситуация усугублялась и браки, длившиеся долгое время, становились редкостью, что спровоцировало появление сатиры по этому поводу. Сенека, например, писал, что «Разве какая-нибудь женщина станет краснеть от развода, после того как некоторые знатные и благородные женщины считают свои годы не по числу консулов, а по числу мужей и разводятся, чтобы выйти замуж, а выходят замуж, чтобы развестись?» [6, III. 16. 2.]. Учитывая все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что уже к концу республики замужняя женщина могла пользоваться такой же свободой в частной жизни, как и её муж: имела право подать на развод и самостоятельно распоряжаться своим имуществом.
Упоминание о праве самостоятельно распоряжаться своим имуществом позволяет нам перейти к рассмотрению экономической жизни женщин в Древнем Риме. О том, что некоторые римские женщины активно занимались бизнесом, а в частности строительным бизнесом, мы можем судить по клеймам на кирпичах, поскольку в Древнем Риме было принято метить керамику клеймами, и поэтому, когда женщина управляла каким-либо производством, её имя было зафиксировано на кирпичах. Также известен случай, когда женщина была хозяйкой текстильного производства. Речь идёт о Домиции Лепиде, которая в I в н. э. обладала огромными богатствами, в том числе имела многочисленные поместья, а также зернохранилища в Путеолах, где хранились государственные запасы зерна, привозимые из Египта перед отправкой в Рим. Были обнаружены и свинцовые трубы с женскими именами, которые использовались для канализаций и водопроводов. Всё это говорит о том, что женщины в Древнем Риме, а в частности в имперское время, активно участвовали в экономической жизни. Конечно, тут следует сделать важную оговорку о том, что специфика этих источников заключается в том, что они дают нам сведения лишь о представительницах элиты, в то время как о представительницах низших социальных слоёв, мы не знаем практически ничего. И тем не менее, эти случаи являются характерными, так как, если проводить параллель между Древним Римом и Древней Грецией, то на основании этих фактов можно с уверенностью сказать, что в Древнем Риме женщина обладала куда большим экономическим пространством, т. к. в Древней Греции женщина не могла распоряжаться большими деньгами, совершать крупные сделки, приобретать земли и рабов.
Помимо экономики, женщины в Древнем Риме принимали также активное участие и в политике. Так, следует отметить, что несмотря на отсутствие политических прав как таковых, женщины все же обладали фактическими возможностями участия в политической жизни. Например, они могли заниматься предвыборной агитацией, о чем свидетельствуют надписи на стенах в Помпеях. Также известен уникальный, для античного мира, случай массовых выступлений женщин, носящих протестный характер. Связаны эти протесты были с законом Оппия 215 года до н. э., который являлся сумптуарным законом, запрещавшим женщинам носить за пределами своего дома дорогостоящую одежду, иметь при себе больше половины унции золота, ездить в повозках по Риму и другим городам или вокруг них на расстоянии мили. Произошли эти события в 195 году до н. э. и наиболее подробно их описал Тит Ливий: «Толпы женщин росли с каждым днем, так как приходили женщины из окрестных городков и селений. Уже хватало у них дерзости надоедать своими просьбами консулам, преторам и другим должностным лицам…» [7, XXXIV. 1. 6–7] Как уже было упомянуто выше, в античном мире данная ситуация была невообразимой и буквально повергла в шок консервативного борца против пороков и роскоши — Марка Порция Катона Старшего [7, XXXIV. 2–5]. Тем не менее, под влиянием этих протестов Оппиев закон всё же был отменен спустя двадцать пять лет после его принятия. Спустя почти полтора века, после событий 195 года, в 42 году до н. э. римский триумвират, состоявший из Октавиана Августа, Марка Антония и Марка Эмиля Лепида принял решение обложить налогом 1400 богатейших женщин империи для того, чтобы покрыть военные расходы. Буквально разгневанные женщины избрали Гортензию, дочь Квинта Гортензия Гортала, чтобы та представляла их интересы перед триумвиратом на римском форуме. Данную речь позднее сократил и перевёл Аппиан. Он цитирует её следующим образом: «Почему мы должны платить налоги, но не иметь возможности получать награды, власть, государственные должности, которые достаются вам? „Потому что таково военное время“, — скажете вы? А когда не было войны? И когда женщины, облагаемые налогами, освобождались от своего пола и становились равными мужчине?» [8, IV. 32–33]. На следующий день триумвиры сократили число облагаемых налогом женщин до 400. Представить себе подобный расклад в Афинах, Сиракузах или Коринфе просто невозможно. Безусловно, всё вышеперечисленное относится к из ряду вон выходящим случаям, но уже эти факты говорят нам о том, что в Древнем Риме женщины интересовались политикой и при должном желании могли принимать в ней как прямое, так и косвенное участие. Помимо прочего, в Древнем Риме, впрочем, как и везде, и всегда, имели место быть различные политические интриги, однако о них мы можем судить лишь по слухам, которые, в свою очередь, не могут являться достоверным источником информации. Тем не менее, уже само наличие этих слухов говорит о том, что женщины в Древнем Риме были не просто разменной монетой и могло допускаться их участие в политике, пусть даже и таким образом. Необходимо также отметить и тот факт, что история Древнего Рима знает случаи фактического правления женщин. Как правило это были либо жёны, либо матери римских императоров, которые управляли государством во время военных походов мужей или же до наступления совершеннолетия сыновей. Профиль некоторых из них, например, жены Марка Антония, Фульвии украшал римские монеты того времени. Подробный анализ данных явлений — тема отдельной статьи, т. к. всё это единичные случаи, которые не позволяют охарактеризовать положение женщины в Древнем Риме в целом. Упоминание же этого факта в настоящей статье лишь позволяет нам в очередной раз убедиться, что теоретически участие женщины в политической жизни страны было возможным.
Итак, оценивая положение женщин в Древним Риме можно сказать, что поскольку мы имеем дело с патриархальным традиционным обществом, то безусловно ограничение в правах было, это факт. Особенно существенным оно было во времена ранней республики. Женщины находились под властью либо отца, либо мужа и долгое время считались легкомысленными. Однако выстраивая поступательную линию событий и определяя тенденции развития Древнего Рима, можно с уверенностью сказать, что чем дальше, тем больше римские женщины получали права. Пусть не все из этих прав были юридически закреплены, тем не менее фактических возможностей участия в общественной, политической и экономической жизни, как мы убедились, было огромное множество. Нельзя сказать, что постепенная эмансипация женщин положительно сказывалась непосредственно на развитии Рима, скорей, наоборот, создавала лишние проблемы, в частности, когда речь идёт об институте брака, но в то же время нужно понимать, что данный процесс был обусловлен, скорей, самой жизнью общества, чем инициативой властей, поэтому сопротивляться ему в какой-то момент стало просто невозможным.
Литература:
- Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И. С. Перетерского / Отв. ред.: Скрипилев Е. А.; Редкол.: Корецкий В. М., Нерсесянц В. С., Скрипилев Е. А. (Отв. ред.), Штаерман Е. М. — М.: Наука, 1984. — 456 c.
- Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения / Пер. и коммент. А. А. Павлова. Адам и Ева. Альманах гендерной истории / Под ред. Л. П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2008. № 16. С. 146–181.
- Римское частное право: учебник / коллектив авторов; под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. — М.: КНОРУС, 2016. — 608 с. — (Бакалавриат и специалитет).
- Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения / переводчик: Трохачев С. -: Издательство Санкт-Петербурского университета, 2007.
- Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана. Перевод с латинского / Отв. ред.: Кофанов Л. Л.; Пер.: Штаерман Е. М. — М.: Зерцало, 1998. — 287 c.
- Текст по изданию: Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Вступительная статья, составление, подготовка текста В. В. Сапова. М.: Республика, 1995 г.
- Тит Ливий. История Рима от основания города. Том III. М., изд-во «Ладомир», 2002. Сверено с изданием: М., «Наука», 1994. Перевод Г. С. Кнабе.
- Аппиан. Римские войны. Изд-во «Алетейя». СПб, 1994. Тексты в изд. 1994 г. печатаются по изданиям: Аппиан. Гражданские войны. Пер. под ред. С. А. Жебелева и О. О. Крюгера. ОГИЗ, Государственное социально-экономическое издательство, Ленинградское отделение, 1935.