Жанр антиутопии в рассказах и повестях русской литературы XXI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 11.06.2018

Статья просмотрена: 1573 раза

Библиографическое описание:

Летова, П. С. Жанр антиутопии в рассказах и повестях русской литературы XXI века / П. С. Летова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51306/ (дата обращения: 16.12.2024).



Жанр антиутопии врассказах иповестях русской литературы XXI века

Летова Полина Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы

МБОУ муниципального образования г. Саяногорска «Лицей «Эврика»

В статье рассматривается тематика рассказов и повестей в русской литературе последнего десятилетия. Анализируется особенность антиутопии эпохи постмодернизма, для которой характерно гротескное описание явлений, существующих в современном обществе.

Ключевые слова: антиутопия, постмодернизм, массовая литература, рассказ, повесть.

По справедливому замечанию литературоведа Сергея Чупринина, последняя утопия в русской литературе, по всей видимости, написана братьями Стругацкими в 1962 году: роман «Возвращение» («Полдень XXI век»). Популярные писатели изобразили прекрасный мир, в котором «торжествует дух исторического оптимизма и веры в безграничные возможности человеческого разума» [1]. В XXI веке люди все меньше верят в благоприятный исход стремительного научного прогресса, и над «историческим оптимизмом» доминируют понятия «депрессивности в литературе» [1] и «эсхатологического сознания в литературе» [1].

Современные антиутопии разнятся между собою «и по панорамности воспроизводимых картин будущего, и по идеологическому заряду, и по художественному уровню, что позволяет критике одни произведения отнести к качественной или миддл-литературам, а другие отправить в зону масскульта» [1]. Действительно, за последнее десятилетие не только именитыми русскими писателями, но и журналистами, литературоведами написано множество рассказов — антиутопий различной тематики, поэтому среди данного жанра велика вероятность в первую очередь прочесть большое количество детищ массовой литературы.

Сатирическое обличение социальных проблем мирового масштаба характерная черта постмодернистической антиутопии. Многие рассказы представляют собой политический памфлет, направленный против того или иного государственного строя. Например, рассказ философа и публициста, общественного деятеля, участника акций протеста в России, Михаила Харитонова «Маленькая жизнь Стюарта Кельвина Забужко» (2003 г.).

Произведение представляет собой дневниковую запись неграмотного модифицированного ребенка, живущего в Западной Украине, мечтающего о карьере в Большой Европе — цивилизованном мире, где живут «золотые люди», называемые иначе «Золотым миллиардом». Украина пока имеет статус отсталой страны, поэтому ее гражданам жить на территории цивилизованной страны запрещено. Малыш расскажет о «москализме» на своей родине (ненависть ко всему русскому), об обязанности детей заниматься проституцией или создавать порнофильмы, чтобы зарабатывать деньги и выплачивать родителям долг за факт своего рождения, а также о создании модифицированных людей, управлять сознанием и поведением которых можно с помощью специальной конфеты. «Когда все люди будут Модифицированные, то Цивилизация сможет с помощью еды держать в порядке весь мир!» [2, с. 361]. Создав, казалось бы, антиутопию, Михаил гротескно описал реальный мир. Зомбированное телевидением и фастфудами население, снисходительный взгляд «золотого миллиарда» на «отсталую» Россию, заискивание Украины перед западными властями. Парадоксально, но, написав рассказ в 2003 году, автор предсказал события на Украине, называемые «Евромайданом» 2013 года, приведшие к кровопролитной гражданской войне и вражеским настроениям по отношению к России, продолжающимися в настоящее время.

Яркой личностью современности является Дмитрий Быков — писатель, поэт, литературный критик, журналист, политический и общественный деятель, имеющий нестандартную точку зрения на исторические процессы прошлого и настоящего нашей страны. Антиутопические рассказы писателя — «Обходчик» и «Можарово», входящие в состав сборника «Прощай, кукушка» (2011 год). В рассказе «Обходчик» Дмитрий Быков представляет читателю Россию, для жителей которой традицией стал глобальный уход в зимнюю спячку. Сон охватывает все сословия: от бомжей до верховной власти. Постапокалиптическая Россия предстает в рассказе «Можарово» — станции, на которой обитают одичавшие люди-мутанты, брошенные на произвол судьбы глобальной урбанизацией страны, разорившей деревни. Рассказ в жанре ужасов обличает те самые национальные проекты, строящие светлое будущее на костях своих жертв. Очередной политический памфлет на российское общество. По словам писателя, «российская реальность отвратительна, сделать революцию очень хочется, но это решительно ни к чему не приведёт.».. [3].

Владимир Семенович Маканин является автором антиутопий более художественной направленности, нежели публицистической. Советский и русский писатель, издал в 2011 году сборник под названием «Антиутопия», включающий 6 произведений. Большая их часть написана в 90-х годах, а в начале двухтысячных — повесть «Однодневная война», повествующая о ядерном конфликте между США и Россией. В чужих конфликтах виноватой остается Россия. Желая наказать страну, Запад атакует. Россия атакует ответно, но никто не ожидает от нее такой мощи. Получившие импичмент оба президента — русский и американский, живут под конвоем, а рядом лишь любимая собака. Писатель-фантаст, поэт и юморист Леонид Каганов в рассказе «Далекая гейпарадуга» (2012 г.) обращается к сути бредовых утопичных идей в обществе. На уроке физики молодая учительница, рассказывая о свойствах магнита, показывает, как разноименные его полюса соединяются, а одноименные отталкиваются. Слова педагога воспринимаются завучем, как преподавание нетерпимости к однополым бракам — начинается скандал. Для решения проблемы к делу привлекают академика, который объясняет, что гомополюсные стороны магнитов смогут соединяться только за Горизонтом событий внутри Черной дыры. Для ее возникновения необходимо переоборудование Новосибирского коллайдера на сумму 4 млдр. долларов. Идея превыше конца света, поэтому президент выделяет средства на создание черной дыры на планете. Данный рассказ — «смех сквозь слезы» над манерой человечества отстаивать бредовые идеи, стремлением идти против природы: клонирование, вредоносная селекция, генномодифицированные продукты и др.

Юная писательница Анна Старобинец в 2013 году пишет рассказ о трансгуманном обществе — «Злачные пажити». Стремясь победить смерть, люди переселяются в чужие, оцифрованные (очищенные от воспоминаний предыдущего владельца) тела. Происходит обесценивание понятии человеческой личности и души. В обществе беспредел: людей казнят без причины или похищают, чтобы добыть тело. Писательница все же верит в бессмертие духа: один из героев постоянно слышит отголоски чужой души в своем теле. Однако в этом нет никакой надежды на спасение человечества.

Литературный критик Л. Данилкин, ежегодно обозревая русскую литературу, отмечал одержимость антиутопических произведений современности идеями государства и диктатуры. Большая часть произведений действительно обращена к политическим вопросам. Писатели так же размышляют о проблемах войны, абсурдных и противоречивых идеях в жизни общества, человеческой нравственности и души. Отличие антиутопии 21 века от антиутопии прошлого столетия точно определил Сергей Чупринин: «антиутопии лишь укрупняют и зачастую доводят до сатирического гротеска те явления и тенденции, что уже присутствуют в нашей действительности» [1]. Антиутопия теперь описывает реальные явления общества в преувеличенной, гротескной форме, которая, тем не менее, предупреждает человечество о том, чего нельзя допустить.

Литература:

  1. Чупринин С. И. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям /С. И. Чупринин. — М.: Время, 2007. — 564 с.
  2. Харитонов, М. Ю. Сочинения в 2 томах / М. Ю. Харитонов. — Издательство «Владимир Даль», — 2010. — 232 с.
  3. Быков, Д. Л. Два Ленина // Профиль. — 2013. Интернет-публикация
Основные термины (генерируются автоматически): россия, антиутопия, рассказ, русская литература, литературный критик, массовая литература, общественный деятель, последнее десятилетие, Украина, черная дыра.


Похожие статьи

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

Тема эмиграции в творчестве Владимира Набокова

В статье рассматривается тема эмиграции в творчестве В. В. Набокова. Авторами произведен анализ некоторых его произведений. Рассмотрены общие черты в англоязычных и русскоязычных книгах В. Набокова.

Творчество Нила Геймана в контексте мировой литературы

В данной статье автор рассматривает творчество современного писателя, Нила Геймана, как одного из ярких представителей мировой литературы в жанре фэнтези. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть влияние мифологии на творчество писателя.

Возникновение и развитие литературного жанра ужасы

В статье рассматривается возникновение литературного жанра ужасы и влияние творчества Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта на него. Также анализируются основные образы и мотивы произведений, ставшие ключевыми для данного жанра.

Проблема бессмертия в современной отечественной антиутопии

В статье автор анализирует проблематику рассказов-антиутопий XXI века, в частности, проблему бессмертия.

Образ И. А. Бунина в современной художественной литературе

В статье рассматривается рецепция образа И. А. Бунина в художественной литературе конца XX — начала XXI веков.

Образ загробного мира в современной фантастике как отражение массового восприятия смерти

В статье рассматривается образ загробного мира в современной фантастике как отражение массового восприятия смерти. На примере фантастических произведений конца XX — начала XXI выявляются транслируемые массовой культурой установки в отношении смерти и...

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.

Женская русскоязычная проза XXI века

В данной статье выявляется специфика «женской прозы» в современной русской литературе на примере творчества Наринэ Абгарян.

Похожие статьи

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

Тема эмиграции в творчестве Владимира Набокова

В статье рассматривается тема эмиграции в творчестве В. В. Набокова. Авторами произведен анализ некоторых его произведений. Рассмотрены общие черты в англоязычных и русскоязычных книгах В. Набокова.

Творчество Нила Геймана в контексте мировой литературы

В данной статье автор рассматривает творчество современного писателя, Нила Геймана, как одного из ярких представителей мировой литературы в жанре фэнтези. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть влияние мифологии на творчество писателя.

Возникновение и развитие литературного жанра ужасы

В статье рассматривается возникновение литературного жанра ужасы и влияние творчества Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта на него. Также анализируются основные образы и мотивы произведений, ставшие ключевыми для данного жанра.

Проблема бессмертия в современной отечественной антиутопии

В статье автор анализирует проблематику рассказов-антиутопий XXI века, в частности, проблему бессмертия.

Образ И. А. Бунина в современной художественной литературе

В статье рассматривается рецепция образа И. А. Бунина в художественной литературе конца XX — начала XXI веков.

Образ загробного мира в современной фантастике как отражение массового восприятия смерти

В статье рассматривается образ загробного мира в современной фантастике как отражение массового восприятия смерти. На примере фантастических произведений конца XX — начала XXI выявляются транслируемые массовой культурой установки в отношении смерти и...

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.

Женская русскоязычная проза XXI века

В данной статье выявляется специфика «женской прозы» в современной русской литературе на примере творчества Наринэ Абгарян.

Задать вопрос