Психологическая подготовка курсантов как будущих офицеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 23.12.2021

Статья просмотрена: 838 раз

Библиографическое описание:

Чепенко, М. В. Психологическая подготовка курсантов как будущих офицеров / М. В. Чепенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 417-421. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87163/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье сформулированы особенности психологической подготовки курсантов как будущих офицеров-воспитателей. Рассмотрена специфика их деятельности в дальнейшем с подчиненным личным составом при прибытии в воинские подразделения.

Ключевые слова: психологическая готовность, стрессоустойчивость, роль офицера-воспитателя.

Psychological training of cadets as future officers

The article formulates the features of psychological training of cadets as future officers-educators. The specifics of their activities in the future with subordinate personnel upon arrival in military units are considered.

Keywords: psychological readiness, stress resistance, the role of the officer-educator.

Среди качеств личности офицера, способствующих его успешной деятельности, значительное место занимают социально-психологические и психофизиологические свойства, особенности психических процессов, состояний и свойств личности. Для того чтобы ответить на вопрос, к чему необходимо психологически готовить курсантов, следует провести анализ общих требований, которые предъявляются к личности и психике человека при прохождении военной службы.

Для успешного выполнения задач командиру необходимо иметь большой спектр социально-психологических и психофизиологических качеств, умение анализировать и составлять психологический портрет подчиненных, среди которых можно выделить:

ответственность за подчиненных;

дисциплинированность;

собранность;

стрессоустойчивость;

оценка обстановки и реагирование на её изменение;

прогнозирование развития событий;

контроль за выполнением поставленных задачами.

Также важны психические качества:

продуктивность памяти;

высокая скорость запоминания;

умение действовать в стрессовой обстановке;

гибкость и острота мышления и другие.

Функциональная способность психики человека, ее устойчивость во многом зависят от степени выраженности названных и ряда других социально-психологических и психофизиологических качеств. Отсюда одна из задач психологической подготовки курсантов — формирование функциональной психической надежности, устойчивости психических процессов.

Способность противостоять реальной и мнимой опасности, преодолевать волевыми усилиями отрицательные чувства и состояния называют эмоционально-волевой устойчивостью. Она позволяет человеку управлять своими чувствами, сохранять хладнокровие, совершать целесообразные поступки в самой критической обстановке. Формирование эмоционально-волевой устойчивости — одна из важных задач психологической подготовки военнослужащих, в том числе курсантов высших военно-учебных заведений (ввузов).

Выработка у личного состава хладнокровия, стойкости, стрессоустойчивости и умения преодолевать страх, способности выстоять в сложной обстановке, не снизив при этом эффективности выполнения поставленных задач, непосредственно зависит от эмоционально-волевой подготовки, готовности к постоянному выполнению сложных задач.

Положительные психические состояния военнослужащих — является ключевым моментом, для боеготовности подразделения, воинской части. Если учесть, что огромная разрушительная сила современной боевой техники и оружия предельно повышает роль каждого военнослужащего в бою, увеличивает цену ошибки в его действиях, то становятся понятными важность и необходимость психологической устойчивости личного состава вообще, курсантов в особенности.

Основными факторами, оказывающие влияние на деятельность офицера как руководителя воинского коллектива, можно отнести ответственность за успех, за подчиненный личный состав подразделения, воинской части и сложность воздействия на подчиненных в кризисных ситуациях.

Опасность — характерная особенность условий, в которых действует офицер. Руководитель любого другого коллектива тоже может оказаться в обстановке, угрожающей жизни. Но для офицерского состава опасность в боевой обстановке является повседневной, это обусловлено тем, что в любой момент при появлении угрозообразующих факторов, как военнослужащему в первую очередь необходимо выполнить воинский долг по защите рубежей Родины. Способность у офицера сохранить в бою ясность разума и остроту мышления вырабатывается заблаговременно созданием системы определенных условий, различными средствами и путями.

Эмоциональный стресс особенно активизирует деятельность, когда офицеры возглавляют патриотически настроенных солдат, исполненных решимости отстоять интересы Родины. Известно, что люди по-разному реагируют на опасности: одни испытывают затруднения, уменьшающиеся до некоторого предела в процессе тренировок, другие, напротив, ощущают необычный прилив сил. Повышение всех психических сил и обострение умственной деятельности в атмосфере опасности — черта, отличающая всех хороших полководцев. В одних случаях это проявляется как относительно ровная и неизменно высокая умственная работоспособность, когда ум работает с полной нагрузкой непрерывно, хотя в минуты особой опасности изыскивает дополнительные резервы и еще больше повышает продуктивность. Иногда, в обычное время «ум как бы дремлет», а в острые моменты осуществляется максимальная мобилизация всех его возможностей. Это особенно актуально в современных условиях.

Резкое возрастание требований к качествам личности командира выдвигает на повестку дня вопрос об отборе кандидатов на офицерские должности по степени эмоционально-волевой устойчивости. Одной из особенностей личности кандидата в командные ввузы можно считать характер функционирования психики в опасной ситуации. Если кандидат на высоком уровне эмоционального напряжения не ухудшает продуктивность работы, а улучшает, это означало бы, что у него обнаружен один из компонентов командирских способностей.

Но как бы тщательно ни отбирались кандидаты на офицерские должности, в формировании их морально-боевых качеств решающее значение имеет обучение, воспитание и психологическая стрессоустойчивость. Структура труда офицера по руководству воинским коллективом складывается не стихийно, а обусловливается сущностью и характером задач, стоящих перед подразделением, частью. В едином комплексе операций, составляющих содержание труда руководителя, одни действия офицера преимущественно ориентированы на обучение и воспитание подчиненных, другие — на организацию повседневной деятельности личного состава, поддержание высокой боеготовности подразделения, воинской части. Соответственно, труд офицера в одних случаях носит воспитательный, педагогический характер и направлен на подготовку подчиненных, всестороннее формирование личности гражданина, в других — управленческий характер.

В социально-психологическом смысле подготовка личного состава и управление им призваны решить в конечном счете общую задачу — обеспечить такое поведение военнослужащих, которое объективно необходимо, исходящее из задач управленческого звена, общественными и государственными интересами. В этом одно из проявлений единства и организованной взаимосвязи указанных выше деятельности офицера, обладающих специфическими особенностями.

В процессе подготовки (воспитания и обучения) курсантов постоянно имеется в виду их будущая деятельность в мирное и военное время; осуществляется развитие качеств воина-патриота, высоких нравственных чувств у каждого обучаемого и воинского коллектива; приобретение духовных сил, поддержание и наращивание физических сил, формирование способности к выполнению различных служебных задач.

Выпускник ввуза, организуя военную и боевую подготовку подчиненных, также направляет основные усилия на приобретение личности военнослужащего и воинского коллектива в знаниях, умениях, навыках и возможность применить полученный опыт для выполнения поставленных задач.

В управленческой, организаторской деятельности основное внимание обращается на социальный продукт ратного труда, его объективный результат, на изменения окружающей действительности. Управление имеет дело с повседневной деятельности подчиненных, направляет поведение людей непрерывно и постоянно. В процессе управления офицер, руководствуясь своим служебным положением и полученными задачами от старшего начальника, ответственен за конкретные практические задачи и ставит их перед военнослужащими в рамках законодательной и нормативно-правовой базы, а также активизирует мотивы их выполнения. Воздействуя на цели и мотивы, добиться от личного состава такого поведения, которое обеспечит объективно необходимый результат деятельности, так можно сформулировать содержание управленческого труда в социально-психологическом понимании. Разумеется, при этом нельзя рассматривать военнослужащего как объект управления, становящийся активным только под внешним воздействием.

Управление поведением военнослужащих во многом осуществляется через влияние на психологию воинских коллективов и воинских микро групп, через такие ее компоненты, как коллективное мнение и настроение. Управление преимущественно имеет дело с этими динамичными социально-психологическими явлениями в воинском коллективе. Управление коллективным поведением сводится главным образом к систематической постановке конкретных практических задач и организации вокруг них положительных настроений, способных вызвать к жизни коллективную волю, а также к непрерывному изучению и учету динамики коллективных психических явлений в ходе выполнения задач.

Специфика подготовки личного состава и управления им находит отражение в конкретных трудовых операциях офицера, выполняемых в зависимости от характера деятельности подчиненных. Кратко рассмотрим особенности труда офицера по обеспечению руководства личным составом.

Боевая деятельность. Бой как вид деятельности не только учит, но и воспитывает человека. За одно сражение человек переживает порою столько, сколько не переживает и за полжизни. Эти переживания закрепляются в сознании и поведении, жизненном опыте, морально-боевых качествах военнослужащего. Но командир, ведя в бой подчиненных, не всегда ставит цель дать им какие-то знания и навыки, привить те или иные качества. Действия офицера в бою не выступают как обучение и воспитание. Основная задача и цель, которые он четко осознает и реализует — это такое управление поведением подчиненных и воинского коллектива, которое необходимо для достижения победы над противником. А это значит, что из двух основных слагаемых руководства подразделением, частью основой для командирского труда в бою оказывается управление поведением подчиненных.

Примерно такое же соотношение типично и для боевого дежурства. До начала дежурства проводится большая работа по обучению и воспитанию военнослужащих, подготовке их к выполнению должностных обязанностей. В состав дежурной смены не назначают военнослужащего, не готового по уровню знаний нести службу, в расчете на то, что удастся его «по ходу дела» научить. Подобная практика привела бы к снижению боеготовности воинского коллектива. В то же время опыт показывает, что в процессе боевого дежурства мастерство военнослужащего, его морально-боевые качества все более совершенствуются. Словом, боевое дежурство выступает одним из важнейших средств подготовки. Однако по удельному весу в составе командирского труда и здесь подготовка значительно уступает управлению поведением военнослужащих и воинского коллектива. Так же, как и в бою, основной социально-психологический смысл труда командира в ходе боевого дежурства заключается в управлении личным составом.

При несении караульной и внутренней службы подготовка военнослужащих имеет несколько больший вес. Так, например, некоторые действия в обязанностях дневального могут быть повторены для целей обучения и воспитания. Даже при несении караульной службы командир (начальник) в той или иной мере «повышает компетентность» караульных (изучение и повторение обязанностей, изучение табеля постам, порядка действий в той или иной ситуации, порядка несения службы и т. д.). Тем не менее, ведущим в труде командира (начальника) и здесь оказывается управление поведением, обеспечение такого поведения, которое необходимо для надежной охраны объектов караулом, поддержания внутреннего порядка составом наряда и контроль их соблюдения от других военнослужащих и т. п.

Иначе складывается соотношение компонентов руководства подразделением, воинской частью в процессе боевой подготовки. Обучение и воспитание становится здесь предметом особой заботы командира, а управление поведением отодвигается на второй план, хотя и не снимается. Обучение как одно из слагаемых подготовки преследует цель обучить военнослужащих определенным «багажом» знаний, навыков и умений и возможностью его применить в практике.

Система действий командира в процессе обучения, подчиненных включает элементы двоякого рода. Во-первых, офицер перерабатывает и излагает учебный материал применительно к уровню понимания его военнослужащими. Во-вторых, одновременно предпринимает ряд мер, направленных на побуждение подчиненных к активной самостоятельной работе. Эта сторона руководства учебной деятельностью военнослужащих и воинского коллектива представляет управление их поведением и играет важную роль в повышении эффективности обучения.

Рассмотрим соотношение элементов подготовки подчиненных и управления ими в деятельности офицера при организации повседневной деятельности. Например, для специалистов уход за боевой техникой, выполнение привычных, хорошо усвоенных регламентных работ в период, когда подразделения не несут боевого дежурства, и т. д. Данные работы нельзя отнести к боевой деятельности или к боевому дежурству. Их также нельзя считать и учебой, либо операции, предусмотренные регламентом, прежде изучались в учебном подразделении, затем неоднократно выполнялись в части, вследствие чего освоены достаточно глубоко и прочно. Момент обучения тут незначителен, хотя нельзя отрицать дальнейшего совершенствования мастерства в процессе труда.

В этих случаях основными частями процесса руководства оказываются воспитательная сторона подготовки и управление поведением военнослужащих. Цель воспитания здесь состоит в том, чтобы добиться наибольшего влияния деятельности на личность военнослужащего. При управлении поведением основной предмет заботы офицера — результат труда подчиненных.

Какую бы сферу воинской деятельности мы далее ни взяли, труд руководителя везде включает элементы подготовки и управления. Причем, если обучающие и воспитывающие моменты не всегда четко выражены, управление личным составом осуществляется непрерывно. Это выражено необходимостью поддержания постоянной высокой боевой готовности подразделения, части.

Твердость в психологическом смысле — это степень соответствия поведения, подчиненных замыслу начальника, объективной необходимости, правовым и моральным нормам, положениям воинских уставов. Управление является твердым, если руководитель непрерывно обеспечивает должное поведение военнослужащих и осуществляет должный контроль и требование к выполнению поставленных задач.

Проведя анализ профессиональной деятельности офицера можно с уверенностью сказать, что психологическую подготовку курсантов целесообразно строить в следующих взаимосвязанных направлениях: к действию в роли война (бойца); управлению поведением военнослужащих и воинских коллективов в ходе повседневной службы и в бою; к организации обучения и воспитания личного состава; воздействие на военнослужащих, которые исполняют обязанности не достойно.

Каждое из этих направлений призвано формировать у курсантов наряду с моральными, боевыми и определенные психологические качества, способствующие успешной профессиональной деятельности офицера.

Во многих исследованиях выявлены особенности деятельности воспитателя и требования к психологии его личности.

Результаты воспитательных воздействий обычно сказываются не сразу, а через определенное время. Деятельность воспитателя носит творческий характер, предполагает необходимость систематически реконструировать свои поступки и поведение в соответствии с меняющимися условиями. Необходимым качеством офицера является психолого-педагогическая наблюдательность. Важно также постоянное стремление офицера к получению социально-психологической информации, с учетом которой принимаются воспитательные и управленческие решения, ибо воспитательное воздействие оптимально только тогда, когда личность берется не изолированно, а в системе связей и отношений с окружающей средой.

В руководстве курсантами, управлении их поведением также имеются специфические особенности. Офицер призван решительно добиваться от всего личного состава добросовестного выполнения своих обязанностей в каждый момент.

Командиры (начальники) курсантских подразделений, преподаватели военно-учебных заведений должны видеть одну из своих задач в том, чтобы психологически подготовить офицеров-выпускников к твердому и умелому управлению личным составом. В этих целях особое внимание уделяется волевой подготовке курсантов, формированию у них необходимых командирских качеств: высокой ответственности, развитого тактического мышления, решительности, твердости, стойкости к переносимым нагрузкам, хладнокровности, отношении к личному составу как к боевой единице, а не личности (имеется ввиду не выделять «любимчиков», а поощрять только за достойные поступки и выполненные в срок поставленные задачи перед военнослужащим).

Литература:

  1. Мельничук В. А., Китов А. Г., Цыпнятов В. Б. Анализ существующей организации подготовки специалистов, для вновь формируемых подразделений связи // Современные проблемы науки и образования в войсках национальной гвардии РФ. Материалы научных трудов научно-педагогического состава СПбВИ ВНГ. СПб.: ВИ МВД РФ, 2016. С. 199 ‒ 201.
  2. Китов А. Г., Савлук А. В., Чкан М. А. Психологические аспекты подготовки специалистов связи // Развитие военной педагогике в XXI веке. Материалы V межвуз. науч.-практич. конф. Под ред. С. В. Костарева, И. И. Соколовой, Н. В. Ершова. СПб.: ВАС, 2018. С. 254–258.
  3. Китов А. Г., Китова М. А., Фадеев А. А. Социально-психологическая и физиологическая характеристика курсантов высших военно-учебных заведений // Развитие военной педагогике в XXI веке. Материалы VI межвуз. науч.-практич. конф. Под ред. С. В. Костарева, И. И. Соколовой, Н. В. Ершова, В. А. Митраховича. СПб.: ВАС, 2019. С. 562–467.
Основные термины (генерируются автоматически): личной состав, воинский коллектив, управление поведением, боевое дежурство, военнослужащий, задача, управление, воинская часть, психологическая подготовка курсантов, эмоционально-волевая устойчивость.


Ключевые слова

психологическая готовность, стрессоустойчивость, роль офицера-воспитателя

Похожие статьи

Формирование учебно-профессиональной компетентности курсантов военного авиационного училища

В статье рассмотрены явления и факторы, влияющие на курсанта при становлении его как будущего офицера. Обозначены ключевые моменты, которые влияют на становление профессиональной компетентности штурмана. Подчеркнуты важные аспекты, воздействующие на ...

Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке

В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.

Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке

В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.

Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке

В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Проблемы качества подготовки современного специалиста для войск национальной гвардии

В статье рассматриваются критерии и методика оценки качества подготовки современного специалиста, видам, содержанию, уровням и очередности прививаемых курсантам знаний, умений и навыков. Предложениям по совершенствованию выпускников института.

Организационно-педагогические методы совершенствования процесса физической подготовки военнослужащих-женщин: гендерный подход

В статье подвергнута рассмотрению проблема физической подготовки военнослужащих женского пола. Проанализирована действующая система организации физической подготовки на примере Военной академии связи. Предложена новая форма организации учебно-трениро...

Факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащего при выполнении служебных и боевых задач

В условиях современного общевойскового боя определяется значительная важность психологической подготовки и ее влияние на все стороны служебно-боевой деятельности военнослужащих. В статье рассмотрены задачи, решаемые военной психологией. Выделены усл...

Формирование безопасного поведения будущих офицеров

В данной работе описывается влияние мировоззрения на поведения курсантов военных учебных заведений. Предложены методы влияние на мировоззрение обучающихся.

Профессионально-коммуникативная компетентность военнослужащих по контракту и выпускников военных образовательных учреждений

В статье представлены результаты исследования рефлексивности в коммуникативной модели компетентности военнослужащих по контракту, проведен сравнительный анализ этих характеристик у военнослужащих, имеющих специальное военное образование и не имеющих ...

Похожие статьи

Формирование учебно-профессиональной компетентности курсантов военного авиационного училища

В статье рассмотрены явления и факторы, влияющие на курсанта при становлении его как будущего офицера. Обозначены ключевые моменты, которые влияют на становление профессиональной компетентности штурмана. Подчеркнуты важные аспекты, воздействующие на ...

Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке

В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.

Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке

В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.

Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке

В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Проблемы качества подготовки современного специалиста для войск национальной гвардии

В статье рассматриваются критерии и методика оценки качества подготовки современного специалиста, видам, содержанию, уровням и очередности прививаемых курсантам знаний, умений и навыков. Предложениям по совершенствованию выпускников института.

Организационно-педагогические методы совершенствования процесса физической подготовки военнослужащих-женщин: гендерный подход

В статье подвергнута рассмотрению проблема физической подготовки военнослужащих женского пола. Проанализирована действующая система организации физической подготовки на примере Военной академии связи. Предложена новая форма организации учебно-трениро...

Факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащего при выполнении служебных и боевых задач

В условиях современного общевойскового боя определяется значительная важность психологической подготовки и ее влияние на все стороны служебно-боевой деятельности военнослужащих. В статье рассмотрены задачи, решаемые военной психологией. Выделены усл...

Формирование безопасного поведения будущих офицеров

В данной работе описывается влияние мировоззрения на поведения курсантов военных учебных заведений. Предложены методы влияние на мировоззрение обучающихся.

Профессионально-коммуникативная компетентность военнослужащих по контракту и выпускников военных образовательных учреждений

В статье представлены результаты исследования рефлексивности в коммуникативной модели компетентности военнослужащих по контракту, проведен сравнительный анализ этих характеристик у военнослужащих, имеющих специальное военное образование и не имеющих ...

Задать вопрос