В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.
Ключевые слова: огневая подготовка, психологическая устойчивость, психофизиологическая устойчивость, курсанты, сотрудники и стрелковое оружие.
Говоря о морально-психологической подготовке сотрудников, необходимо рассматривать истоки подготовки и воспитания. Так, допустим, хотелось бы обратить внимание на подготовку курсантов как субъектов правоохранительных органов, именно в период обучения курсантов формируются профессиональные навыки и происходит процесс формирования личности, что в свою очередь определяет их дальнейшую службу. Также морально-психологическая готовность влияет на рост преступности, за счёт устрашения, допустим если сотрудники будут постоянно готовы применить огнестрельного оружие по законному основанию, то уровень преступности может снизиться за счёт эффекта устрашения. Таким образом повышается актуальность занятий по огневой подготовке с психологической стороны, и в современном мире необходимо применять новейшие технологии для совершенствования подготовки сотрудников.
Для понимания необходимо дать понятие стрельбы из огнестрельного оружия и рассмотреть её с физиологической и психологической стороны. Под стрельбой из огнестрельного оружия понимаются действия двигательной и нервной системы необходимые для произведения выстрела. Для произведения выстрела необходимо помимо физической подготовки иметь психологическую готовность к выстрелу, непосредственно техника выполнения выстрела влияет точность попадания, но и так же психологическая готовность определяет будет ли сотрудник готов правильно выполнить действия, и не допустить испуга с последующим непроизвольны движением руки вверх [1].
Таким образом можно прийти к мнению о том, что техника выполнения стрельбы из огнестрельного оружия, конечно, является основной, но без морально-психологической готовности сотрудников, её будет затруднительно применить. Для формирования морально-психологической устойчивости необходимо проводить занятий по огневой подготовке в экстремальных условиях и приближенных к реалиям чрезвычайных обстоятельств, с целью укрепления их психологических аспектов и проверки их усвоения. Так как после обучения курсанты начинают службу в разных субъектах Российской Федерации, и могут быть ситуации, в которых необходимо применить правильно и на основании закона огнестрельное оружие, в связи с этим так же повышается актуальность огневой подготовки для укрепления морально-психологической готовности сотрудников.
С целью усовершенствования занятий по огневой подготовке хотелось бы предложить следующие направления:
1) обучение знаниям и навыкам, необходимым для обращения с служебным огнестрельным оружием;
2) формирование устойчивых навыков использования служебного оружия в стандартных условиях стрельбы;
3) обучение навыкам ведения огня из дежурного оружия в условиях применения различных силовых факторов и ударного характера, имитирующих отдельные составляющие условий экстремальной активности;
4) формирование навыков стрельбы из служебного оружия в условиях, максимально приближенных к условиям реальной работы в экстремальных условиях конфронтации с преступником. В этих областях на курсах подготовки по стрельбе преподаватели должны использовать методы обучения, позволяющие им достичь цели формирования морально-психологической устойчивости, а также подготовить курсантов к предстоящей профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных ситуациях.
Данные направления занятий по огневой подготовке следует реализовывать с применением современных технологий, которые помогут создать виртуальные условия для выполнения нормативов и различные обстановки для укрепления стрессовой устойчивости [2]. Дело в том, что нынешние занятия по огневой подготовке направлены на закрепления знаний по усвоению правильной техники выполнения выстрела, но в случаях стрессовых ситуаций множество сотрудников начинают терять свои профессиональные навыки в связи с отсутствием достаточной психологической готовности к действиям в экстремальных условиях и в условиях чрезвычайных обстоятельств.
То есть для усовершенствования самих занятий необходимо осуществить дополнительное финансирование на закупку технологий, которые позволят готовить курсантов к реальным условиям и развить у них морально-психологическую устойчивость. Так же необходима рассмотреть не только с технической точки зрения данный вопрос, но и возможные методы развития морально-психологической устойчивости курсантов:
– соревновательная техника-характеризуется выполнением определенных упражнений в виде соревнований между обучающимися;
– может использоваться как средство повышения уровня подготовленности, сокращения временного интервала выбора цели и ее поражения, развития волевых качеств при стрельбе;
– техника с добавлением звуковых эффектов (звук сирены и т. д.) — дезориентирует обучающихся и приближает действия в экстремальных условиях, что позволяет развить способность концентрироваться, сосредотачиваться на постоянном поражении цели;
– метод выполнения упражнений, определяется начальником съемки на рубеже открытия огня, характеризуется отсутствием идея, осуществление ожидаемого, то есть, его присутствие в стрессовой ситуации [3].
Таким образом при использовании в совокупности данных методик и современных технологий можно развить морально-психологическую устойчивость курсантов, мышление в экстремальные условиях, ускорить реакцию и избавиться от растерянности в чрезвычайных ситуациях. То есть данные пути усовершенствования, предложенные нами, помогут более качественно готовить сотрудников к дальнейшему прохождению службы, что в свою очередь может сказать положительно на всей структуре правоохранительных органов. А также следует заметить положительный эффект на морально-психологической устойчивости курсантов при занятии огневой подготовкой, из это следует что можно увеличить курс занятий по данной дисциплине для наиболее качественного результата.
Литература:
- Баранов, В. Е. Формирование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к применению физической силы и огнестрельного оружия в экстремальных условиях / В. Е. Баранов. — Текст: непосредственный // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2017. — № 1(32). — С. 47– 49.
- Мудофьева, Ю. А. Особенности обучения сотрудников УИС огневой подготовке / Ю. А. Мудофьева, С. В. Беляков. — Текст: непосредственный // Образование. Наука. Научные кадры. — 2022. — № 1. — С. 228–231.
- Смирнов, И. Э. Огневая подготовка как условие формирования морально-психологической устойчивости курсантов / И. Э. Смирнов, Е. С. Волков, Я. Ю. Черноусов. — Текст: непосредственный // IN SITU. — 2022. — № № 3. — С. 43–45.