В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе российского образования. Раскрыты особенности проведения теоретических и практических занятий, а также влияние данной дисциплины на формирование необходимых качеств для дальнейшей службы. Так же рассмотрены перспективные направления развития дисциплины «Огневая подготовка».
Ключевые слова: огневая подготовка, подготовка кадров, методика преподавания огневой подготовки, формирование положительных качеств, курсант.
Огневая подготовка является учебной дисциплиной, которая отличает вузы федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН России) от традиционных учебных образований и предназначена для обучения сотрудников правильному обращению с оружием и отработки технических приёмов, необходимых для выполнения дальнейших действий с оружием. В силовых структурах данная дисциплина является основополагающей так как отвечает за безопасность сотрудников и других лиц, а также позволяет в периоды обучения сформировать психологическую устойчивость и повысить дисциплинированность. Знания, полученные на дисциплине «огневая подготовка» в вузах ФСИН России сотрудники демонстрируют непосредственно после закрепления за ними оружия и строго в предусмотренных законодательством случаях. Подготовка специалистов с каждым годом улучшается и на данный момент уже внедряется электронная системы отработки навыков, которая проектирует возможную ситуацию и сотруднику следует быстро и точно принять правильное решение. Хотелось бы отметить, что внедрение новейшего оборудования в систему образования положительно сказывается на результатах обучаемых. Говоря о морально-психологической подготовке сотрудников необходимо рассматривать истоки подготовки и воспитания. Так допустим хотелось бы обратить внимание на подготовку курсантов как субъектов правоохранительных органов, именно в период обучения курсантов формируются профессиональные навыки и происходит процесс формирования личности, что в свою очередь определяет их дальнейшую службу. Также морально-психологическая готовность влияет на рост преступности, за счёт устрашения, допустим если сотрудники будут постоянно готовы применить огнестрельного оружие по законному основанию, то уровень преступности может снизиться за счёт эффекта устрашения. Таким образом повышается актуальность занятий по огневой подготовке с психологической стороны.
Анализ научных работ показывает, что сущность дисциплины «Огневая подготовка» изучена в полной мере с позиций правильности выполнения практических действий при стрельбе, обоснования теоретических расчетов стрельбы, и недостаточно освещена с позиций внутренней психологической подготовки обучающихся к стрельбе, практическим действиям в условиях необходимости применения оружия [1].
В ходе обучения с помощью данной дисциплины выполняется ряд функций, которые влияют на формирование личности сотрудника:
Ценностная функция — выражена в формировании морально-ценностных ориентаций, которые в свою очередь позволяют курсантам понимать важность выбранной ими профессии и осознавать возможность реализации себя.
Мотивирующая функция — в ходе прохождение курса по «огневой подготовки» обучающиеся, приобретают стимул к выполнению служебных обязанностей, так как в ходе обучения осознаётся возможность обеспечения безопасности граждан Российской Федерации. Курсанты приобретают мотив, который в последующем становится ориентиром в дальнейшей службе [2].
Развивающая функция — заключается в выработке у курсантов психологической устойчивости, улучшении самоконтроля, освещении в плане нормативно-правовых актов и повышении стойкости и выдержки, все эти качества необходимы для выполнения служебных обязанностей.
Контролирующая функция — с помощью оценочной ведомости можно отслеживать повышение и понижение результат обучающихся, что в свою очередь позволяет преподавателю ориентироваться в усвоении полученных знаний и проводить индивидуальное консультирование, для курсантов которым меньше даётся обучающая программа.
Особенностью преподавания огневой подготовки является обучение курсантов к действиям в экстремальных условиях. Это является одним из направлений дисциплины, которая необходима для курсантов так как дальнейшая служба может быть связана с действиями в данных условиях. Для этого преподаватель организует такую обстановку, которая требует быстрых решений, и в том числе в произведении быстрых выстрелов, таким образом преподаватель засекает 10 секунд, в течении которых обучающийся должен совершить 3 прицельных выстрела в сторону мишени. Экстремальные условия повышают интерес курсантов так как из-за нестабильности ситуаций. На данный момент следует усовершенствовать подготовку курсантов к стрельбе в экстремальных условиях и внести фиксированный ряд учебных занятий, так допустим можно совместить физическую и огневую подготовку, так как в условиях реальных действия сложно представить ситуацию, не требующую физического воздействия, соответственно на стадии обучения следует усовершенствовать методику проведения стрельб в экстремальных условиях и разрешить быструю стрельбу в течении 10 секунд после физической нагрузки. Данное усовершенствование поможет курсантам более приближённо готовиться к действиям в «реальном времени». Для создания таковых условий необходимо организовывать и проводить практические занятия на фоне общей тактической обстановки, в условиях столкновения с условным осуждённым (в ходе проведения условных специальных действий), с использованием имитационных средств [3].
Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
а) огневая подготовка на современном этапе развития военного образования выполняет роль системообразующей дисциплины, выполняет ряд функций, способствующих всецелой и качественной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы;
б) ключевым направлением дальнейшего развития дисциплины «Огневая подготовка» является комплексное развитие составных элементов: теоретические основы стрельбы, изучение материальной части оружия, выполнение практических стрельб, личностная психологическая подготовка обучающихся.
Литература:
- Мефодьева А. Ю., Беляков С. В. Особенности обучения сотрудников УИС огневой подготовке / Мефодьева, А. Ю., Беляков. С. В. — Текст: непосредственный // Образование. Наука. Научные кадры. — 2022. — № 2. — С. 229–231.
- Маюров, Н. П. Бантюков, И. Б. Трабо, В. Н. Огневая подготовка в органах внутренних дел: проблемы и перспективы развития / Н, П, Маюров, И,Б, Бантюков В. Н. Трабо. — Текст: непосредственный // Психология и педагогика служебной деятельности. — 2022. — № 2. — С. 135–137.
- Мудрик И, А, Гвоздев А, К, Прозоров А, А, Основные направления совершенствования огневой подготовки / И. А Мудрик, А, К. Гвоздев Прозоров А, А. –Текст: непосредственный // Эпоха науки. — 2020. — № 30. — С. 69–71.