В статье рассматриваются критерии и методика оценки качества подготовки современного специалиста, видам, содержанию, уровням и очередности прививаемых курсантам знаний, умений и навыков. Предложениям по совершенствованию выпускников института.
Ключевые слова: войска национальной гвардии, обучение, курсант, система военного образования.
The article discusses the criteria and methodology for assessing the quality of training of a modern specialist, the types, content, levels and order of knowledge, skills and abilities instilled in cadets. Suggestions for improving the graduates of the Institute.
Keywords: national Guard troops, training, cadet, military education system.
Реализуемые в настоящее время политические, социально-экономические и общественные реформы коснулись всех государственных структур, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, в том числе и войск национальной гвардии Российской Федерации. Современный этап реформирования предъявляет новые требования к профессиональной подготовке офицерских кадров. Необходимой и неотъемлемой частью военной организации государства является система военного образования. Она — основной источник комплектования офицерами ВНГ России. Повышение эффективности всех составных элементов ее функционирования, составляющих и видов подготовки в этой системе отнесено Военной доктриной Российской Федерации к числу основных направлений развития военной организации государства. Совершенствование всех видов подготовки выпускников-офицеров ВНГ в военных учебных заведениях (вузах) является важнейшей их задачей.
Военно-профессиональная и, в частности, военно-специальная подготовка выпускников нашего института, является определяющим показателем уровня и качества их готовности выполнять свои обязанности в войсках. Необходимые умения и навыки достигаются всей системой учебно-методического и воспитательного процесса, проводимого в военном институте в течение всего периода обучения курсантов.
Известно, что внедрение с 1993 г. в учебно-воспитательный процесс ввузов Государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) с целью обучения курсантов по двум специальностям: военной и родственной ей гражданской, недопустимо большие потери учебного времени, связанных с несением курсантами внутренней и караульной служб, установленным учебным планом, а также с отрывом обучаемых от учебных и самостоятельных занятий (в часы самоподготовки) для участия в различных мероприятиях и для выполнения хозяйственных и других работ обусловили довольно значительное уменьшение учебного времени на их военно-специальную подготовку. Определенные трудности в военно-специальной подготовке выпускников связаны также с финансово-экономической и материально-техническими проблемами. Мало выделяется средств на развитие информатизации, учебной и материально-технической базы (УМТБ), ее модернизацию. Большая проблема просматривается в обеспеченности курсантов персональными средствами вычислительной техники на фоне их сверстников проходящих обучение в гражданских вузах.
Все это настоятельно требует изыскания (конкретизации) путей и разработки методических рекомендаций по совершенствованию военно-специальной подготовки курсантов института в этих условиях с учетом новых требований к подготовке специалистов. Проработка этих вопросов является первоочередной задачей для подготовки качественных специалистов.
Перед любым видом обучения и, в особенности, перед военно-специальной подготовкой выпускников института, всегда стоят две важнейшие взаимосвязанные и взаимообусловленные проблемы.
Первая проблема: чему учить, в каком объеме и какой последовательности изучать те дисциплины, которые обеспечивают данный вид подготовки выпускников. Это особенно важно при ограничено выделенном учебном времени на эти дисциплины и большом разнообразии изучаемых дисциплин. Решить эту проблему можно, исходя из квалификационных требовании к подготовке выпускников по каждой специальности, на основе анализа состояния обучения курсантов по дисциплинам, обеспечивающим этот вид подготовки, в какой степени содержание, уровень и время изучения учебных программ обеспечивающих дисциплин соответствует требованиям и задачам изучения учебного материала обеспечиваемых дисциплин. Это позволит найти узкие места, пробелы и повторы в обучении курсантов, изыскать резервы учебного времени.
Вторая проблема: как учить, то есть изыскивать такие формы и методы проведения занятий, применять такие методические приемы, новые информационные и педагогические технологии, информационные обучающие и тренажерные системы, которые бы обеспечивали выполнение задач, стоящих перед военно-специальной подготовкой выпускников института. Такой анализ позволит разработать предложения по совершенствованию этого вида подготовки курсантов института.
Большое значение для подготовки современного специалиста имеет анализ опыта локальных войн, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций. Внесения соответствующих изменений в военно-специальную подготовку повлечет повышение качества профессионализма офицеров войск национальной гвардии.
Эффективность обучения курсантов, наряду с другими факторами, зависит от наличия современной и состояния существующей учебной и материально-технической базы, учебно-методических материалов требуемого качества и количества, новейших средств обучения, автоматизированных обучающих (тренажно-обучающих) систем с необходимым программным обеспечением на базе современных ПЭВМ.
Одним из направлений повышения военной и военно-специальной подготовки выпускников института является проведение с курсантами тренажей и тренировок. Их эффективность зависит от организации и методик их проведения и оценки.
Неотъемлемой частью подготовки качественных специалистов для ВНГ являются результаты опроса командования воинских частей, проводимые в рамках ежегодного мониторинга, где конкретно указываются проблемные вопросы и упущения, допущенные при обучении и воспитании курсантов.
Литература:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
3. Постановление совета министров -правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 773 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»
- Постановление совета министров -правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года N 846 «Об утверждении Перечня гражданских специальностей выпускников (курсантов) военных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших военно-учебных заведений) Министерства обороны Российской Федерации»