Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры
Автор: Хушбахтов Алишер Хайталиевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 30.03.2016
Статья просмотрена: 373 раза
Библиографическое описание:
Хушбахтов, А. Х. Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры / А. Х. Хушбахтов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 198-202. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10152/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья раскрывает требования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения к выпускникам военной кафедры высшего учебного заведения, адаптационные процессы, которые проходят курсанты в процессе освоения ФГОС ВПО, этапы разработки и внедрения преподавателей военной кафедры комплексной адаптационной программы «Введение в специальность» и результаты ее апробации.
Ключевые слова: адаптация, метод обучения, общие, профессиональные, общепрофессиональные и профессионально-специализированные компетенции, комплексная адаптационная программа «Введение в специальность».
В процессе педагогической деятельности часто применяется понятие адаптация, которое является многофункциональным. Каждый человек способен менять свое отношение к окружающей среде, чтобы сохранить состояние внутреннего равновесия и успешно выжить в различных экономических и социально-психологических средах существования. Кроме того, он воздействует на психологические, социальные и профессиональные процессы вокруг себя, с помощью убеждения, побуждения к действию и умению вести за собой. Это относится и к процессу обучения студентов военных кафедр вузов и их последующей адаптации в служебной деятельности.
Адаптационные процессы сопровождают студентов вузов с момента поступления до окончания. Главной и основной задачей педагогического коллектива военной кафедры является применение таких методов обучения, которые позволят сформировать у студентов способности, которые необходимы для выполнения определенных видов деятельности в узкоспециальной области знаний, предметных навыков, специфического образа мышления и чувства ответственности за свои действия, действия подчиненных, их жизнь и здоровье.
Для будущего военного необходимо обладание специфическими профессиональными качествами в соответствии с основными должностными обязанностями:
Организаторскими, которые предусматривают наличие развитых организаторских и познавательных способностей, т. е. умения ориентироваться в сложной обстановке, выделения главного и принятия правильных решений в короткий срок, для чего необходимо обладать инициативностью, самообладанием, ответственностью, требовательностью, принципиальностью, самостоятельностью и ясной, разборчивой речью.
Сенсорно-гностическими, предусматривающими наличие точности и быстроты зрительного и слухового восприятия, точного глазомера, т. е. устойчивости и концентрации внимания, оперативной памяти, быстроты мышления, умения выделить главное в информации, координации движений руками, ответственности и аккуратности.
Сенсорными — острым слухом и зрением, точностью зрительного и слухового восприятия, устойчивостью внимания и оперативной памятью, развитым чувством ритма, выносливостью и подвижностью нервной системы, правильной дикцией, разборчивым почерком, подвижностью кистей и пальцев рук.
Сенсомоторными, предусматривающими наличие распределения и устойчивости внимания, быстрой сенсомоторной реакции, подвижной нервной системы, двигательной памяти, координации движений как руками, так и ногами.
Моторно-волевыми — координацией движений, ловкостью, физической силой, выносливостью, решительностью, самообладанием, сообразительностью, смелостью, развитым наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, общеобразовательной и технической грамотностью. [1]
С введением нового федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2, ст. 2] роль педагога в современной системе высшего образования полностью поменялась. Если ранее требовалось давать знания, то сейчас необходимо научить студента получать знания самому.
В основу закона положены, по нашему мнению, два основополагающих принципа:
принцип развивающего обучения и индивидуального подхода Константина Дмитриевича Ушинского. Ушинский полагал, что содержание и формы обучения должны учитывать особенности развития и формирования физиологических особенностей и развития психики учащихся. Процесс обучения должен содержать общеразвивающие и практически полезные знания, умения, навыки и определяться развитием науки, организацией учебной деятельности. Также он считал, что лучшим способом нравственного воспитания является моральное поощрение, которое развивает в учащихся стремление идти вперед. Особое воспитательное воздействие, которое невозможно заменить ни учебниками, ни наказаниями, ни моральными установками, ни поощрениями, оказывают личность учителя и семья.
принцип свободы выбора учащегося Льва Николаевича Толстого. Толстой утверждал, что нельзя принудительно воспитывать в учащихся общепринятые принципы, необходимо предоставлять свободу выбора, развивать природу учащегося, помогать ему в осознании ценностей науки и общества [3, с. 90–147].
Как личность, преподаватель должен обладать высокими морально — этическими качествами, понимать смысл, значение и свою роль в учебно — воспитательном процессе, высказывать мнение о ценностных ориентирах по отношению к курсантам и обществу, осуществлять индивидуально — личностные концепции в педагогической деятельности, владеть творческими методами работы.
Как педагог, преподаватель должен иметь высокий уровень профессионального мастерства, владеть инновационными педагогическими технологиями, уметь организовывать и проводить учебно-воспитательную работу, осуществлять специализированную подготовку обучающихся с использованием новейших технологий и по последнему слову научно-технической мысли. Кроме того, преподаватель обязан разрабатывать, внедрять, анализировать и корректировать комплекс методических материалов для обеспечения учебного процесса, применять дидактические средства в процессе работы и т. д.
Данным принципам полностью соответствуют требования федеральных государственных стандартов высшего образования третьего поколения, основанных на принципах освоения видов профессиональной деятельности, общих и профессиональных компетенций, которые их образуют. Причем образование студенты могут получать в соответствии с их потребностями. Изучив выбранный вид деятельности, они имеют полное право получить сертификат о полученной специальности и работать по ней. При необходимости можно продолжить образование и получить все виды профессиональной деятельности по выбранной специальности и иметь высшее образование.
Для выполнения закона «Об образовании в РФ» разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) материалов, который способствует освоению курсантом военной кафедры учебной программы, предусматривающей освоение военно-учетной специальности. УМК состоит из:
плана учебного процесса военно-профессионального цикла,
рабочих программ учебных дисциплин,
программы учебных сборов,
календарного учебного графика,
методических материалов, позволяющих обеспечить выполнение требований ФГОС ВПО, в рамках которого проводится обучение на военной кафедре.
В военно-профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) входят общевоенные дисциплины, военно-технические дисциплины, тактические дисциплины, физическая подготовка, стажировка.
Выпускники военной кафедры (офицерская должность) осваивают следующие виды деятельности: управленческие, эксплуатационные, обучающие и воспитательные.
В рамках освоения ОПОП курсанты должны приобрести военно-профессиональные компетенции (ВПК), которые подразделяются на общие (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) и профессионально-специализированные (ПСК) компетенции [4, с. 3–7] (Таблица 1).
Таблица 1
ВПК-ОК1. |
Обладает способностью к пониманию закономерностей развития, специфики и характерных черт Вооруженных Сил РФ, рода войск, военно-педагогического наследия русских полководцев и его значения для использования в служебной деятельности офицера в современных условиях. |
ВПК-ОК2. |
Обладает способностью к обучению и воспитанию личного состава подразделения, к использованию различных методов и форм воспитательной работы в воинском коллективе, применению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей при выполнении поставленных задач. |
ВПК-ОК3. |
Обладает способностью к применению коммуникативных технологий в сфере военно-профессионального общения, методов изучения личности, пониманию социально-психологические процессов, протекающих в коллективе. |
ВПК-ОПК1. |
Обладает способностью к пониманию особенностей развития отечественного военного искусства в различные исторические периоды, учету военно-исторического опыта прошлых войн и вооруженных конфликтов, причин возникновения, способов развязывания, особенностей военного искусства в вооруженных конфликтах и локальных войнах второй половины XX — начала XXI веков. |
ВПК-ОПК2. |
Обладает способностью к пониманию основных направлений развития современной военной истории, умению противостоять фальсификации российской военной истории. |
ВПК-ОПК3. |
Обладает способностью к работе в многонациональном воинском коллективе, в качестве командира подразделения, формированию целей деятельности, принятию организационно-управленческих решений и нести за них ответственность. |
ВПК-ОПК4. |
Обладает способностью соблюдения в профессиональной деятельности требований нормативных и правовых документов МО РФ. |
ВПК-ОПК5. |
Обладает способностью определения способов безопасной эксплуатации вооружения и техники в различных условиях. |
ВПК-ПК1.1. |
Обладает способностью управлять подразделением при выполнении и задач организации повседневной деятельности в военное и мирное время. |
ВПК-ПК1.2. |
Обладает способностью организовывать тактические действия подразделения, принимать управленческие решения, определять порядок выполнения поставленных задач, контролировать их выполнение и управлять подразделением в бою. |
ВПК-ПК1.3. |
Обладает способностью разрабатывать и вести боевые документы подразделения. |
ВПК-ПК1.4. |
Обладает способностью к обеспечению сохранения государственной тайны в ходе выполнения мероприятий повседневной деятельности. |
ВПК-ПК1.5. |
Обладает способностью к разработке планов и организации работ по безопасной эксплуатации штатного вооружения подразделения, контролю их выполнения. |
ВПК-ПК2.1. |
Эксплуатирует, проводит испытания и ремонт технологического оборудования специальных объектов. |
ВПК-ПК2.2. |
Осуществляет надзор за всеми видами работ, связанными с эффективным и бесперебойным функционированием технологического оборудования специальных объектов. |
ВПК-ПК2.3. |
Владеет компьютерными технологиями сбора, хранения, обработки и использования информации, применяемыми в сфере военно-профессиональной деятельности. |
ВПК-ПК3.1. |
Организовывает и проводит занятия с подразделением по предметам боевой подготовки, по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих в повседневной деятельности. |
ВПК-ПК3.2. |
Проводит воспитательную работу в подразделении. |
ВПК-ПСК1. |
Организовывает и выполняет работы по реконструкции и эксплуатации систем энергообеспечения объектов специального назначения в мирное время |
ВПК-ПСК2. |
Применяет правила и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию оборудования систем тепло- и электроснабжения специальных объектов |
Ни для кого не секрет, что профессионализм выпускников вузов всех специальностей оставляет желать лучшего, в том числе и военных кафедр. Основные замечания работодателей (командиров подразделений) заключаются в отсутствии достаточного профессионализма по специализации, завышенная самооценка курсантов, заниженный уровень коммуникативных способностей. В процессе освоения компетенций курсанты проходят этапы адаптации при освоении общенаучных, профессиональных, социально-психологических, управленческих и военно-специальных знаний, умений, навыков и получение опыта по будущей специальности.
В настоящее время на нашей военной кафедре обучаются юноши по военно-ученым специальностям: 121000 «Применение смешанных воинских частей и подразделений связи», 121200 «Применение подразделений со средствами радиосвязи» с получением специальности командир взвода смешанных подразделений связи; и девушки по ВУС 129000 «Организация фельдъегерско-почтовой связи» с получением специальности офицер подразделений фельдъегерско-почтовой связи.
По психофизиологическим и психологическим показателям юноши и девушки, поступающие на военную кафедру, отличаются. Для юношей характерно образное мышление, тогда как девушки обладают развитым конкретно-логическим мышлением.
Юноши имеют аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, что помогает им успешнее преодолевать начальный этап адаптации, который длиться около двух месяцев. Сильно выраженные морально-волевые качества, целеустремленность, смелость, мужество, выносливость девушек могут приводить к снижению успеваемости, повышенной заболеваемости и нервно-психической устойчивости. Это обусловлено потребностью быстрого освоение нового материала и принятию новых норм поведение.
На втором этапе адаптации — до окончания пятого семестра обучения (первого на военной кафедре) — наблюдается пассивность и итровертированность, как у юношей, так и у девушек. Их появление обусловлено ностальгией по прежнему образу жизни и приводит к снижению успеваемости.
На третьем этапе адаптации — шестой семестр — медленно, но стабильно повышается нервно-психическая устойчивость, успеваемость, снижается заболеваемость практически у всех студентов.
Для уменьшения адаптационных периодов и успешного освоения программ обучения в нашем университете ведется совместно с военным комиссариатом профориентационная работа среди учащихся школ, начиная с 6 класса. Учащиеся 7–9 классов, желающие в последующем иметь военно-учетную специальность, проходят на военной кафедре специально разработанный курс «Радио дело». В качестве примера можно привести учеников МОУ СОШ № 34 г. Комсомольска-на-Амуре (2 группы — 7 классов и 8 классов), МОУ СОШ № 23 Комсомольска-на-Амуре (2 группы — 7 классов, 8–9 классов).
За счет часов вариативной части профессионального цикла разработана и проходит процесс освоения комплексная адаптационная программа для вновь принятых студентов «Введение в специальность» объемом — 56 часов. Целью программы является быстрая адаптация к обучению на военной кафедре и подготовка выпускника военной кафедры, уровень сформированности общих и профессиональных компетенций которого составляет от 85 % до 100 %. В настоящее время средний уровень сформированности компетенций по военным кафедрам в стране составляет не более 75 %.
Программа разбита на этапы и составляет полный адаптационный курс, решающий задачи:
развития личностных и творческих качеств курсантов,
удовлетворенности курсантов выбором специальности,
потребности культурного, интеллектуального, нравственного и социального развития,
сформированности устойчивой мотивации у курсантов к будущей специальности,
успешного освоения всех этапов обучения,
обеспечения информационно-профессиональной среды воспитания и обучения курсантов,
полное методическое обеспечение учебного процесса.
Данная программа рассчитана на выявление социально-экономических, психологических и профессиональных факторов, влияющих на адаптацию студентов военных кафедр к процессу обучения и получение навыков для успешной последующей адаптации в служебной деятельности.
Литература:
- Приказ от 26.01. 2000 г. № 50 Минобороны РФ «Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями на 12 мая 2005 года). Письмо Минюста России от 17 февраля 2000 года N 1009-ЭР — 46 с.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: опубликован: 31 декабря 2012 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 5976.
3. Максимюк С. П. Педагогика. /Электронный учебник/ URL:http://uchebnikionline.com/pedagogika// К. Д. Ушинский — основоположник научной педагогики и народной школы в России. Педагогические взгляды Л. Н. Толстого. — 147 с.
- Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования), МО РФ, М: 2014. — 21с.
Ключевые слова
адаптация, метод обучения, профессиональные, общие, общепрофессиональные и профессионально-специализированные компетенции, комплексная адаптационная программа «Введение в специальность»., комплексная адаптационная программа «Введение в специальность»Похожие статьи
Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах
Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...
Особенности формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм
Автор статьи рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров и предлагает повышать качество подготовки за счет повышения практикоориентированности образовательного процесса. В исследовании экс...
Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...
Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя
В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...
О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики
В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...
Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза
В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов МВД России в зависимости от уровня профессиональной адаптации
Современные условия ставят перед органами правоохранительной деятельности и его структурными подразделениями, в том числе и перед профильными вузами МВД, готовящими профессиональные кадры для ведомства, задачу формирования сотрудников внутренних орга...
Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре
В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования системы подготовки современного педагога в свете требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО 3+. Автор рассматривает один из важнейших аспектов подготовки нового педагога по...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Похожие статьи
Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах
Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...
Особенности формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм
Автор статьи рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров и предлагает повышать качество подготовки за счет повышения практикоориентированности образовательного процесса. В исследовании экс...
Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...
Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя
В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...
О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики
В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...
Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза
В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов МВД России в зависимости от уровня профессиональной адаптации
Современные условия ставят перед органами правоохранительной деятельности и его структурными подразделениями, в том числе и перед профильными вузами МВД, готовящими профессиональные кадры для ведомства, задачу формирования сотрудников внутренних орга...
Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре
В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования системы подготовки современного педагога в свете требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО 3+. Автор рассматривает один из важнейших аспектов подготовки нового педагога по...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...