Актуальность данного вопроса заключается в том, что законодательная сфера, действующая в государстве и осуществляющаяся на разных уровнях власти, требует постоянного правового регулирования.
Система здравоохранения не является исключением. Россия, как и многие страны, имеет двухуровневую систему построения здравоохранения — это государственный и муниципальный уровни. Активно развивается частный (коммерческий) сектор здравоохранения, поэтому государственное управление должно своевременно реагировать на запросы действующей системы здравоохранения.
Ключевые слова: система здравоохранения, государственное управление, уровни управления.
The relevance of this issue lies in the fact that each sphere operating in the state requires legal regulation, which is carried out at different levels of government.
Considering the issue of legal regulation in the Russian Federation, the healthcare system is no exception. Russia, like many countries, has a two-tier system of building healthcare — these are state and municipal levels, the private (commercial) healthcare sector of various directions is also developing especially actively, and public administration is built in accordance with the peculiarities of the current healthcare system .
Keywords: healthcare system, public administration, management levels.
Публичная власть в Российской Федерации состоит из трех уровней: федеральный, региональный и муниципальный. Каждый из уровней имеет свои характерные особенности и полномочия, которые регулируют в том числе и систему здравоохранения.
Основным документом, который регулирует все сферы деятельности, является Конституция РФ, затем идут другие нормативные акты, вытекающие из содержания Конституции РФ, например, определяется законодательство, которое регулирует и защищает права и свободы граждан, в том числе оказание и получение медицинской помощи. В Конституции указаны законодательные акты о федеральных органах исполнительной власти, которые в меру своей компетенции регулируют вопросы управления сферой здравоохранения, прописаны вопросы законодательного федерального уровня, которые раскрывают сущность стратегического планирования в системе здравоохранения. Статьи Конституции также содержат основы законодательства, которые решают вопрос об использовании и запрете ядовитых веществ, наркотических средств, прописан порядок их применения.
Законодательные акты РФ распространяются и на субъекты РФ, в том числе и систему здравоохранения.
Россия, как и многие государства, входит в международные организации, и на этом основании государственной властью на международном уровне были приняты законодательные акты, касающиеся сферы здравоохранения. Данные законы в деталях рассматривают особенности системы здравоохранения по отдельным направлениям.
В связи с наступлением пандемии российское законодательство было вынуждено добавить новые нормативно-правовые акты, касающиеся области здравоохранения. Так, в 2020 г. законотворческая и нормотворческая работа велась в нестандартных условиях концентрации всех усилий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, которая оказала влияние на все сферы деятельности и жизнь граждан России. Для оперативного разрешения сложившейся ситуации законодательными органами были приняты ряд законов, указов и постановлений.
Другим важным направлением деятельности стала работа по развитию механизма «регуляторной гильотины», цель которой заключалась в формировании и развитии более эффективной системы управления, выявлении рисков и снижении опасности до минимума, это инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и направленный на сокращение административной нагрузки на бизнес.
Таким образом, в 2020 г. было принято 12 федеральных законов, более 130 актов Правительства Российской Федерации — 50 базовых и более 220 приказов Минздрава России, из них 91 — базовых. Количество актов Правительства РФ выросло в 4 раза (в 2019 г. было принято 36 актов), приказов Минздрава России в 2 раза больше, чем 2019 г., а в рамках системы здравоохранения было принято 104 акта [6].
Также, в силу того, что некоторые законодательные акты уже потеряли свою актуальность, были приняты решения по их отмене, в основном это касалось нормативных актов по контролю. В таких сферах как медицинская деятельность, обращение лекарственных средств, обращение медицинских изделий, обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов в 2020 г. было отменено 115 актов Правительства РФ и Минздрава России.
При этом ситуация в стране показала, что необходимо было разработать, принять, утвердить более совершенные законодательные акты, касающиеся системы здравоохранения, в связи с чем были приняты 3 постановления и 29 актов [4].
Ввиду того, что российское законодательство на настоящий момент представляет достаточно большой объем документов, правоведами и законодателями проведена огромная работа по упорядочиванию и расчистке правовой базы. За период 2019–2020 гг. законодателями было изучено и принято решение о прекращении действия более 20 000 актов. Кроме того, в сфере здравоохранения отменено действие более 1000 актов СССР и РСФСР.
Таким образом, механизм «регуляторной гильотины» в системе здравоохранения показал свою востребованность, – благодаря проведенной работе весь массив законодательных актов, регулирующих систему здравоохранения, был приведен в реальный, действующий процесс [4].
Именно поэтому, такие сферы как здравоохранение, требуют постоянного пересмотра и корректировки на законодательном уровне, потому что ситуация пандемии четко продемонстрировала недостатки законотворческой системы в области здравоохранения и необходимость своевременного совершенствования и обновления правовых актов.
Деятельность органов управления системой здравоохранения показывает, что основной орган управления, Минздрав РФ, также требует постоянного внимания и корректировки. В 2019 г. было принято только 9 законов, касающихся сферы деятельности Минздрава РФ [5].
С целью урегулирования отношений, которые возникли и возникают в будущем и для более быстрого реагирования на вызовы современности, связанные с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, при участии Минздрава России были приняты федеральные законы, наделяющие Правительство Российской Федерации правом принимать отдельные решения, а также нормативные правовые акты, устанавливающие особенности применения правовых режимов в различных сферах деятельности в условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасных заболеваний:
— О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ФЗ от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ [1];
— О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции ФЗ от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ [2].
Также следует особо отметить следующие федеральные законы:
— О внесении изменений в статью 60 ФЗ Об обращении лекарственных средств ФЗ от 26 марта 2020 г.
Опираясь на статьи основного закона, как ФЗ «Об основах охраны; здоровья…» государственная власть в лице компетентных органов осуществляет взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере здравоохранения.
Также государственная власть и соответствующие органы управления несут ответственность за обеспечение гарантий в сфере здоровья, которые собственно утверждены в законодательных актах Российской Федерации, согласно установленным полномочиям [1]. В системе разработки, принятия и утверждения нормотворческих основ присутствует достаточно обширный диапазон органов государственной власти.
Приведенные примеры статистической работы законодательных органов показывают, что на протяжении последних двух лет было отменено огромное количество законов, при этом в связи с тем, что многие законы потеряли свою актуальность и востребованность, были приняты новые законодательные акты, отвечающие актуальным запросам современного общества.
Литература:
- ФЗ от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»//Собрание законодательства Российской Федерации от 6 апреля 2020 г. N 14 (часть I) ст. 2028.
- ФЗ от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июня 2020 г. N 24 ст. 3740
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: учебник. — М.: Омега-Л, 2017. — С. 456.
- Голикова Г. В., Ремезова Л. С. К вопросу о совершенствовании системы государственного управления сферой здравоохранения // Социально-экономические проблемы современного общества: Сборник статей / Отв. ред. Ю. Г. Просвирин. Воронеж, 2019. С. 19–22
- Назаров, В. С. Российское здравоохранение: проблемы и перспективы [Текст] / В. С. Назаров // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2020. № 4 (38). С. 9–23.
- Цыганкова С. М. Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения: моногр. / С. М. Цыганкова, М. М. Левкевич. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 172 с.