Реализация принципа разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 16.05.2023

Статья просмотрена: 1719 раз

Библиографическое описание:

Швед, В. А. Реализация принципа разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации / В. А. Швед. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 659-661. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102717/ (дата обращения: 17.12.2024).



Тема статьи актуальна в настоящее время, поскольку требуется улучшить способы осуществления государственной власти в России на уровне не только федеральном, но и региональном. Это важно для обеспечения эффективного управления страной и защиты прав и свобод граждан. Конституционный принцип разделения властей означает, что власть в государстве должна быть распределена между различными органами и институтами, чтобы никто не имел абсолютной власти. В России это принцип закреплен в Конституции и важен для обеспечения баланса между властными структурами и защиты прав граждан.

Ключевые слова: принцип разделения властей, государственная власть, конституционный принцип разделения властей.

Разделение власти — это принцип, по которому власть в государстве должна быть разделена между несколькими органами и не может быть сконцентрирована в руках одного человека или органа. Это необходимо, чтобы предотвратить злоупотребление властью и обеспечить равновесие в государственной власти. Этот принцип прописан в Конституции Российской Федерации с 1993 года и является важным элементом демократической системы государства.

В России этот принцип действует уже много лет и прошел существенные изменения в понимании его сути и практической реализации.

Законодательная власть в государстве создает законы, которые обязательны для исполнения органами исполнительной власти. Они контролируют исполнительную власть путем создания законов, которые они должны соблюдать и выполнить. Судебная власть осуществляет контроль над остальными двумя ветвями власти, проверяя, соответствуют ли их решения Конституции государства. Все три ветви власти работают взаимодействуют между собой, чтобы обеспечить баланс в государственной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации, власть в государстве разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых имеет свою самостоятельность. Это значит, что каждая ветвь власти имеет свои обязанности и функции, а также свой контроль за другими ветвями власти. [1, ст. 10].

Законодательство признает, что принцип разделения властей применяется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации подчеркивают важность этого принципа для организации государственной власти в регионах и субъектах Российской Федерации. Это означает, что принцип разделения властей важен не только на федеральном уровне, но и на местном уровне, чтобы обеспечить правовую стабильность и баланс власти на всех уровнях государственного управления.

Принцип разделения властей очень важен для правового демократического государства, потому что он помогает распределить полномочия между государственными органами и предотвращает слишком большое скопление власти в руках одной организации или одного человека. Это защищает граждан от авторитарных или тоталитарных режимов и обеспечивает баланс власти, что является фундаментом для правового государства.

Принцип разделения властей представляет собой непрерывный процесс взаимодействия и сотрудничества между государственными органами на разных уровнях власти. Несмотря на то, что каждая ветвь власти является независимой и самостоятельной, они должны сотрудничать и взаимодействовать на основе общих принципов единства государства. Поэтому необходимо сохранять баланс между ветвями власти с помощью системы «сдержек и противовесов».

Монтескье ввел в употребление принцип сдержек и противовесов в организации государственной власти, который подразумевает балансирование между разными ветвями власти, чтобы предотвратить злоупотребление полномочиями.

В России этот принцип помогает сохранять равновесие власти между ветвями государственной власти. Конституция Российской Федерации устанавливает разделение властей, чтобы предотвратить концентрацию власти в одних руках. Однако, этот закон не подразумевает контроль со стороны судов над законодательной и исполнительной ветвями власти.

Как уже было отмечено выше, данный принцип реализуется не только на уровне федерального уровня, но также и на уровне субъектов РФ [2].

На региональном уровне государственная власть состоит из законодательного органа государственной власти субъекта РФ [3].

При анализе выполнения принципа разделения властей на региональном уровне, представители конституционной науки выражают различные мнения и выводы.

В. Е. Чиркин, критикуют положения, которые присваивают власть субъекта РФ государственной роли или считают ее «двойственной». Он считает, что такие выводы могут противоречить нормам права и не должны быть признаны действительными.

Важнейшую роль в государственном механизме на уровне субъектов Российской Федерации играют исполнительные и законодательные органы государственной власти [4].

В работах многих исследователей отмечается, что неравномерное распределение депутатов между законодательными органами различных субъектов Российской Федерации является одной из основных проблем, которые возникают в процессе работы этих органов.

На сегодняшний день проблема неравномерного количества депутатов в законодательных органах государственной власти субъектов РФ решена. Это подтверждается пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «О общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который устанавливает, что количество депутатов законодательного органа субъекта РФ определяется конституцией субъекта и зависит от числа зарегистрированных избирателей на территории субъекта Российской Федерации.

Еще одной серьезной проблемой является недостаточный контроль со стороны законодательных органов и органов парламентского контроля за деятельностью исполнительных органов власти. Например, это может проявляться в недостаточной проверке использования бюджетных средств и качестве предоставляемых государством услуг для населения.

Один из главных целей принципа разделения власти на уровне субъектов РФ заключается в создании упорядоченных отношений между государственными органами власти. Этот принцип заключает в себе законодательное разграничение полномочий и их закрепление в законодательстве.

Эффективная реализация принципа разделения власти на уровне субъектов РФ имеет ключевое значение для установления порядка в отношениях между органами государственной власти и обеспечения прав граждан. Это обеспечивает правовую гарантию законности и укрепляет институты гражданского общества. В свою очередь, эти процессы содействуют развитию региональной экономики и социальной сферы, а также способствуют укреплению единства и целостности Российской Федерации. Разделение властей на уровне субъектов Федерации является важным фактором, который способствует объединению нормативных правовых актов и институтов регулирования региональных общественных отношений. Таким образом, эффективное разделение властей на уровне субъектов РФ играет значимую роль в обеспечении прав граждан, укреплении гражданского общества и развитии региональной экономики.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с поправками (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. — № 7. — 05.02.2014.
  2. Ишеков К. А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации. Саратов, 2010. С. 103.
  3. Чиркин В. Е. Публичная власть в современном обществе // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 14.
  4. Сергеев Д. Н. Конституционное правосудие в России: политико-правовое исследование: автореферат дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 16.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная власть, ветвь власти, принцип разделения властей, орган, Россия, уровень субъектов РФ, принцип, региональный уровень, гражданское общество.


Ключевые слова

государственная власть, принцип разделения властей, конституционный принцип разделения властей

Похожие статьи

Принцип разделения властей как основа организации государственной власти

Принцип разделения властей является одним из базовых, определяющих принципов любого современного демократического государства, в том числе и Российской Федерации. Этот принцип фактически закрепляет современный облик политической системы российского о...

Принципы построения и функционирования государственной гражданской службы: правовые основы и практика

В настоящее время в России продолжаются начавшиеся еще в годы перестройки процессы, связанные со становлением государственности. Конечной целью этих процессов является закрепление социального, демократического и правового аспектов, их дальнейшее укре...

Особенности системы государственного управления Республики Алжир

Конституция главенствует над всеми, она является основным законом, гарантирующим личные и общественные права и свободы, защищает право свободного выбора народа и придает законность исполнению государством своих полномочий. Она позволяет обеспечить юр...

Проблема реализации принципа разделения властей в России

В статье раскрывается проблема реализации принципа разделения власти в России, исходя из анализа нормативно-правовой основы: Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов и законов Российской Федерации, ре...

Права и свободы человека как критерий правовой культуры общества

Российская Федерация провозглашает себя как правовое и демократическое государство. При этом, само фактическое принятие законов не может рассматриваться как условия к тому, чтобы в полной мере устранить конфликты и гарантировать неукоснительное соблю...

Становление законодательства общественной безопасности в Российской Федерации

Общественная безопасность является одним из видов безопасности, которая обеспечивается и поддерживается государством. Развитие законодательства об охране и защите интересов граждан в общественной жизни стало результатом длительной эволюции представле...

Доверие граждан к судебной власти как реализация конституционного принципа справедливости

Для современного российского общества важнейшим является вопрос о доверии к судебной власти, выступающей одним из главных рычагов демократического развития государства. В условиях постоянного преобразования правовой системы России судебная власть дол...

Защита прав в административном процессе: ретроспектива развития

Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти является важной гарантией соблюдения прав и свобод человека. В демократическом государстве каждый гражданин должен иметь возможность контролировать действия тех, кто им управляет, а в с...

Законотворческие проблемы повышения качества закона

Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...

Проблемы реализации принципа народовластия в процессе построения системы государственного управления на современном этапе

В статье раскрываются практические аспекты реализации принципа народовластия, освещаются особенности участия народа Российской Федерации в процессе формирования органов государственной власти, обосновывается необходимость дальнейшей модернизации зако...

Похожие статьи

Принцип разделения властей как основа организации государственной власти

Принцип разделения властей является одним из базовых, определяющих принципов любого современного демократического государства, в том числе и Российской Федерации. Этот принцип фактически закрепляет современный облик политической системы российского о...

Принципы построения и функционирования государственной гражданской службы: правовые основы и практика

В настоящее время в России продолжаются начавшиеся еще в годы перестройки процессы, связанные со становлением государственности. Конечной целью этих процессов является закрепление социального, демократического и правового аспектов, их дальнейшее укре...

Особенности системы государственного управления Республики Алжир

Конституция главенствует над всеми, она является основным законом, гарантирующим личные и общественные права и свободы, защищает право свободного выбора народа и придает законность исполнению государством своих полномочий. Она позволяет обеспечить юр...

Проблема реализации принципа разделения властей в России

В статье раскрывается проблема реализации принципа разделения власти в России, исходя из анализа нормативно-правовой основы: Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов и законов Российской Федерации, ре...

Права и свободы человека как критерий правовой культуры общества

Российская Федерация провозглашает себя как правовое и демократическое государство. При этом, само фактическое принятие законов не может рассматриваться как условия к тому, чтобы в полной мере устранить конфликты и гарантировать неукоснительное соблю...

Становление законодательства общественной безопасности в Российской Федерации

Общественная безопасность является одним из видов безопасности, которая обеспечивается и поддерживается государством. Развитие законодательства об охране и защите интересов граждан в общественной жизни стало результатом длительной эволюции представле...

Доверие граждан к судебной власти как реализация конституционного принципа справедливости

Для современного российского общества важнейшим является вопрос о доверии к судебной власти, выступающей одним из главных рычагов демократического развития государства. В условиях постоянного преобразования правовой системы России судебная власть дол...

Защита прав в административном процессе: ретроспектива развития

Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти является важной гарантией соблюдения прав и свобод человека. В демократическом государстве каждый гражданин должен иметь возможность контролировать действия тех, кто им управляет, а в с...

Законотворческие проблемы повышения качества закона

Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...

Проблемы реализации принципа народовластия в процессе построения системы государственного управления на современном этапе

В статье раскрываются практические аспекты реализации принципа народовластия, освещаются особенности участия народа Российской Федерации в процессе формирования органов государственной власти, обосновывается необходимость дальнейшей модернизации зако...

Задать вопрос