Принцип разделения властей — важнейший атрибут демократического правового государства | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №6 (9) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 27.11.2016

Статья просмотрена: 5381 раз

Библиографическое описание:

Маркосян, Т. А. Принцип разделения властей — важнейший атрибут демократического правового государства / Т. А. Маркосян, Е. А. Логунцова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6 (9). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/598/ (дата обращения: 17.12.2024).



Демократия как политическое явление появилось еще в Древней Греции. Но тогда, ее не связывали с принципом разделения властей. Почему? Видимо это было связано с особенностями полисного развития греческих государств. Известно, что полисная демократия предусматривала участие всех свободных жителей мужского пола в принятии политических решений. Уже в государствах нового времени такая реализация демократии была невозможна.

Впервые, задумываться над тем, как справедливо править государством, после эпохи Античности, стали философы Возрождения, а затем и Просвещения. Генезис теории разделения властей связан с возникновением в Англии XVII в. теории Дж. Локка. Дж. Локк придал теории разделения властей характер универсальной доктрины.

Он считал, что в конституционном государстве может быть всего одна верховная власть — законодательная, которой все должны подчиняться.

Король, как глава исполнительной власти, призван был «употребить силу государства для сохранения сообщества и его членов». Развил эту теорию, придал ей современный облик, французский мыслитель Ш. Л. Монтескье. Идеализируя английскую систему правления, развивая идею Дж. Локка, Монтескье считал, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить плюралистическое согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства. В отличие от Д. Локка, он не выделяет законодательную власть как основную, а подчеркивает разделение трех властей, каждую из которых образуют различные группы людей.

Идея Ш. Монтескье о разделении властей получила воплощение в Конституции Франции 1791 г., где указывалось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей не имеет конституции». Но данная конституция, действовала совсем короткое время и, затем, о принципе разделения властей во Франции было забыто вплоть до конца XIX века. Впервые принцип разделения властей реально был реализован в конституции США 1787 г., которая действует там и по сей день. Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира с учетом исторических особенностей конкретного государства.

Почему именно принцип разделения властей лег в основу современного демократического государства? На мой взгляд, дело в том, чторазделение властей направлено на то, чтобы не допустить узурпации всей власти одним человеком или органом.

Истории XX века известны случаи, когда власть сосредотачивалась в руках одного человека. Несмотря на то, что А. Гитлер, пришел к власти абсолютно легитимным путем, концентрация власти в его руках привела к страшнейшей войне в истории человечества. Поэтому, крайне важно, чтобы принцип разделения властей был определяющим в организации власти в современных государствах. Важную роль здесь играет система «сдержек и противовесов», сопутствующая принципу разделения властей. Система сдержек и противовесов заключается в том, что права и полномочия органов одной ветви власти определяются и контролируются другими ветвями. Разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между законодательной и исполнительной властями способно ослабить и даже парализовать управление страной.

В Российской Федерации, как и в любых других современных демократических государствах, реализуется принцип разделения властей. Особенностью российской структуры власти является то, что согласно концепции разделения властей, президентская власть обычно рассматривается как исполнительная, однако, по российской Конституции 1993 года Президент — глава государства, а исполнительную власть осуществляет правительство РФ. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции. Полномочия Президента России по Конституции РФ достаточно велики по сравнению с полномочиями других ветвей власти. Они включают такие положения, которые допускают возможность для Президента выходить далеко за рамки Конституции, так как он является ее «гарантом».

Среди проблем реализации принципа разделения властей в РФ, можно отметить,отсутствие четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, ограниченный набор контрольных полномочий парламента. Несмотря на это, система разделения властей в РФ постоянно совершенствуется: осуществляются работы по судебной реформе, введен институт полномочных представителей президента России в федеральных округах с целью повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

Таким образом, говоря о разделении властей, как о необходимом атрибуте демократического, правового государства, стоит отметить, что в современных условиях существования конституционного строя принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Литература:

  1. Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. — М.: ИНИОН, 1992
  2. Конституция США //http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm
  3. Конституция РФ // http://www.constitution.ru/
  4. Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. — М.: Юридическая литература, 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): принцип разделения властей, разделение властей, исполнительная власть, государственная власть, РФ, ветвь власти, глава государства, система разделения властей, власть, государство.


Похожие статьи

Конституционный строй — центральный институт российского права и правовой интеграл демократической сущности публичной власти

Защита прав и интересов собственника — необходимое условие осуществления права собственности

Основные начала правового регулирования семейных отношений

Свобода — основа и движущее начало национальной идеи

Патриотическое воспитание — важная составляющая будущего страны

Народовластие, народный суверенитет и демократия в рамках социалистической и либеральной концепций демократии

Правовая культура государственного служащего как один из ведущих факторов построения гражданского общества

Законодательная власть с точки зрения теории разделения властей

Формирование нравственной личности — важная задача высшей школы

Основные принципы создания культуротворческой среды

Похожие статьи

Конституционный строй — центральный институт российского права и правовой интеграл демократической сущности публичной власти

Защита прав и интересов собственника — необходимое условие осуществления права собственности

Основные начала правового регулирования семейных отношений

Свобода — основа и движущее начало национальной идеи

Патриотическое воспитание — важная составляющая будущего страны

Народовластие, народный суверенитет и демократия в рамках социалистической и либеральной концепций демократии

Правовая культура государственного служащего как один из ведущих факторов построения гражданского общества

Законодательная власть с точки зрения теории разделения властей

Формирование нравственной личности — важная задача высшей школы

Основные принципы создания культуротворческой среды

Задать вопрос