В статье рассматриваются особенности реализации принципа разделения властей в аспекте современной политической ситуации в России, отмечена важность данного принципа как атрибута федеративных отношений, рассмотрены некоторые особенности разделения властей между ветвями власти в Российской Федерации.
Ключевые слова: принцип разделения властей, государственное управления, три ветви власти, система сдержек и противовесов, федеративное устройство, разделение властей, исполнительная власть.
The article discusses the features of the principle of separation of powers in the aspect of the current political situation in Russia, the importance of this principle as an attribute of federal relations is noted, some features of the separation of powers between branches of government in the Russian Federation are considered.
Keywords: principle of separation of powers, state administration, three branches of government, system of checks and balances, federal structure, separation of powers, executive branch.
Проблемы, состав и содержание принципов, которые ложатся в основу построения системы государственного управления, активно исследуются и изучаются. Зачастую они рассматриваются в связи с принципами, вытекающими из конституционных и нашедших закрепление в текущем законодательстве. Проводится оценка принципов, исследуется их роль в поддержании единообразия законодательного регулирования (в том числе, на региональном уровне). В научных трудах достаточно часто внимания уделяется анализу того или иного принципа, что в целом создаёт впечатление о достаточном уровне исследованности данной проблемы. Однако основополагающие идеи (принципы) постоянно развиваются и дополняются, трансформируется содержание отдельных принципов, уточняется их содержание, что обуславливает необходимость дальнейшего исследования, изучения и практического анализа в данном направлении.
При этом, качество и эффективность государственного управления, мотивации деятельности на конечные результаты соответствующих органов, их структурных подразделений и управленческого персонала, определяется следующим:
– уровнем качества управленческой деятельности, который определяется уровнем исполнения органами государственного управления функций государства;
– уровнем эффективности управленческой деятельности, который определяется соотношением качества исполнения органами государственного управления функций государства с объемом затраченных ресурсов.
При этом, модель организации и функционирования органов государственной власти в Российской Федерации, выступая ее основой, определяют принципы построения системы государственной власти. Одним из таковых является принцип разделения властей, который выступаетв качестве одного из основополагающих атрибутов федеративных отношений, учитывая федеративный характер государственного устройства России.
На всех периодах процесса становления человеческого общества принцип разделения властей существовал в той или иной мере. Потому по проблемам теории и практики разделения властей проведены многочисленные исследования, в ходе которых показывается, что элементы институционально-функционального разделения властей прошли долгий пусть исторического становления, в ходе которого осуществлялся поиск наилучших форм организации власти.
При этом современная практическая интерпретация доктрины разделения властей свидетельствует о многогранности и многоаспектности исследуемого принципа, одновременно с чем учёные-теоретики и специалисты отдельных отраслевых наук раскрывают сущность идеи разделения властей и ее сегодняшнюю практическую реализацию с различных сторон.
В общем виде принцип разделения властей означает самостоятельность и независимость ветвей власти, их разделение по функциональному признаку в рамках государственного аппарата. По мнению В. А. Бурковской, принцип разделения властей являет собой политико-правовую доктрину и конституционный принцип, который лежит в основе системы государственной власти демократического общества и предполагает не только разделение, но и сбалансированное взаимодействие различных ветвей власти [2]. Также принцип разделения властей связывают с необходимостью демонополизировать власть, её рассредоточивать, распределять властные полномочия между различными структурами, что необходимо для недопущения сосредоточения власти в одних руках [3]. По мнению К. В. Арановского, разделение властей между органами государства представляет собой одну из основных конституционных гарантий [7].
Содержание принципа разделения властей характеризуется тем, что он не ограничивается указанием на организацию власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, но также предполагает и единство власти по ее источнику — многонациональному народу и систему мер контроля, обеспечивающих единство в основополагающих направлениях деятельности. Принцип разделения властей по сути имеет сложную структуру. Конституционно-правовая регламентация сущности и содержания принципа разделения властей предусматривает целостную систему конституционных принципов организации и функционирования законодательной, исполнительной и судебной властей.
Разделение властей не означает, что органы власти будут полностью автономны. В нормативных актах обычно предусматриваются и общие полномочия, реализация которых в рамках определенных направлений государственной деятельности согласуется с системой «сдержек и противовесов», цель которой заключается в том, чтобы обеспечить реальное и действительное взаимное уравновешивание властей.
При характеристике принципа разделения властей исследуются не только особенности распределения единой государственной власти на три ветви, но и разделение властных функций по уровням системы государственных органов, потому используют термины системы горизонтального и вертикального разделения власти [6].
На современном этапе развития юридической науки активно обсуждается проблема несовпадения сущности классической доктрины разделения властей на три ветви с её современным юридическим, и тем более фактическим содержанием.
Необходимо отметить, что дать оценку возможностям какой-либо ветви власти только лишь на основе нормативных предписаний невозможно. Точно отмечает И. А. Кравец, что равновесие в условиях взаимодействия властей не может быть статическим и к тому же полным, баланс властей в рамках конституционной системы может изменяться благодаря социально-политическим факторам или конституционному толкованию.
Фактический анализ современного государственного устройства в Российской Федерации свидетельствует о том, что функционирующие органы государственной власти не попадают под стандартный принцип разделения властей.Стоит согласиться с позицией авторов, которые в контексте классического принципа разделения властей, указывают на особый правовой статус Президента Российской Федерации и его администрации, прокуратуры РФ, избирательных комиссий, Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) и др. Наряду с классическими ветвями власти также выделяют президентскую, учредительную, народную, прокурорскую, избирательную, финансово-банковскую ветви [1]. Однако подобное разделение ветвей власти может привести к разрушению конституционной концепции разделения властей, что недопустимо ни с правовой точки зрения, ни с позиции целесообразности.
До настоящего времени невозможно говорить о том, что система органов государственной власти как по горизонтали, так и по вертикали достаточно регламентирована законодателем. Так, не принят закон о системе федеральных органов исполнительной власти, а также законы, развивающие конституционные положения о статусе Президента Российской Федерации, о статусе Федерального Собрания Российской Федерации. Существует необходимость законодательной конкретизации полномочий Государственной Думы и Совета Федерации, регламентации процедур законодательного процесса Федеральном Собрании Российской Федерации и дачи заключений Правительством Российской Федерации на законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы и порядка преодоления его отрицательного заключения по законопроекту (данные полномочия Правительства РФ в настоящее время являются фактически блокирующими законодательную инициативу субъектов законодательной инициативы); процедур рассмотрения законодательных инициатив представительных органов субъектов Федерации, а также порядка реализации ими права согласовывать федеральные конституционные законы о внесении поправок в гл. 3–8 Конституции РФ и последствия отсутствия их согласования 2/3 субъектов федерации. Законодательно не урегулированы вопросы взаимоотношений палат Федерального Собрания в законодательном процессе; в настоящее время порядок разрешения разногласий установлен внутренними регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. Можно обозначить еще целый ряд проблем отсутствия законодательно установленных механизмов реализации конституционных положений, регламентирующих и детализирующих разграничение полномочий между органами государственной власти федерального уровня и уровня субъектов федерации.
Фактически сложилась ситуация, когда разделение полномочий исполнительной власти происходит между Президентом РФ и Правительством РФ. При этом Правительство РФ осуществляет реальное управление финансовыми и материальными потоками, а Президент РФ несёт полную политическую ответственность за экономические результаты деятельности Правительства РФ. Такая двойственность исполнительной власти порождает разделение и дублирование функций между Администрацией Президента РФ, Советом Безопасности и Правительством РФ. То, что внутри исполнительной власти действуют несколько аппаратных центров выработки и принятия решений, требует выстраивания и поддержания сложного механизма согласований готовящихся решений, который по определению не может быть оптимальным.
В современных условиях надлежит, прежде всего, определиться в том, какой вариант президентуры предпочтительней для организации власти в России:
– президент, непосредственно осуществляющий руководство исполнительной властью, стоящий на вершине исполнительной вертикали;
– президент, выполняющий функцию координации в системе разделения властей.
Совместить эти два начала в деятельности главы государства чрезвычайно трудно.
Система организации государственной власти на основе принципа разделения властей имеет как позитивные черты, так и определенные недостатки. К положительному можно отнести то, что органы государственной власти специализируются на определённых функциях (законотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность по реализации законов и осуществление правосудия). Недостатки связаны с возможностью обособления отдельных органов или в целом ветвей государственной власти, что не позволяет обеспечить достижение единой цели и решения стоящих перед государством задач, на что должно быть направлено их функционирование. Одной из проблем государственного строительства в России выступает формирование действенной системы сдержек и противовесов, которая в современном мире является квалифицирующим признаком демократических начал устройства государства.
Литература:
- Авакьян С. А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. Т. 1. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. — С. 378–380.
- Молочков А. А. Проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2018. — № 3. — С. 30–34.
- Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. Конституционное право России: учебник. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — С. 53–54.
- Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. — Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 560 с.
- Скворцова А. П., Коняхина Т. Я., Гусева С. Г. О системе органов исполнительной ветви власти с Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2018. — № 5. — С. 203–206.
- Хафизов А. А. Разделение властей в унитарном и федеративном государстве: историко-правовое исследование: дис.... канд. юрид. наук. — Казань, 2014. — С. 7–8.
- Чепурнова Н. М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2019. — № 2. — С. 86–92.