Система сдержек и противовесов в сфере оформления недвижимости | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория государства и права

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (10) май 2019 г.

Дата публикации: 03.04.2019

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Коваленко, Л. Л. Система сдержек и противовесов в сфере оформления недвижимости / Л. Л. Коваленко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/125/4105/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье раскрывается вопрос системы сдержек и противовесов в сфере оформления недвижимости. Определяется законодательная, исполнительная и судебная власть. Делается вывод, что в сфере оформления недвижимости, а именно при процедуре получения права собственности, три ветви власти тесно взаимодействуют между собой, что особенно проявляется при неверно принятом решении государственным регистратором.

Ключевые слова: система, политическая власть, закон, оформление недвижимости, государственный регистратор, отказ, ответственность.

Система сдержек ипротивовесов позволяет держать равновесие, взаимозависимость между тремя государственными властями. Она включает в себя закрепленные законодательно меры по недопущению узурпации власти одной ветвью. Для предотвращения произвола власть не должна быть сконцентрирована в руках одного политического лидера, так как в этом случае никто не сможет предотвратить возможные ошибки в его управлении. В Российской Федерации существует законодательная, исполнительная и судебная власть [1]. Ст. 10 Конституции Российской Федерации определяет принцип разделения власти [2].

Политическая власть это способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Взаимодействие законодательной, исполнительной, судебной власти прослеживается и в сфере недвижимости, а именно в вопросах ее оформления. Как писал лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский в своей книге «Как не стать бомжом», «сегодня рынок недвижимости растет постоянно, поэтому, вложив в нее деньги, можно быть уверенным, что они никуда не пропадут» [8].

Закон это юридический акт волеизъявления народа, принимаемый высшим представительным органом государственной власти, регулирующий важные общественные отношения [3].

В сфере недвижимости основным таким законом является Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Он принят Государственной Думой 3 июля 2015 года и одобрен Советом Федерации. Юридическую правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав также составляют нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, акты Правительства Российской Федерации, акты Президента Российской Федерации.

Оформление недвижимости обязательная процедура. Объекты, которые не были зарегистрированы и не прошли надлежащее оформление в регистрационных органах, не считаются принадлежащими своему фактическому владельцу.

Росреестр является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Рассмотрим один из примеров, когда для того чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок, заявитель подал договор застройки земельного участка для индивидуального жилищного строительства. По сведениям БТИ, подтверждался переход права собственности на жилой дом от первоначального собственника. Была отметка в Едином государственном реестре недвижимости о зарегистрированном праве. Следовательно, к заявителю перешло и право пользования земельным участком, на котором расположен указанный жилой дом. Но регистратор отказал в связи с тем, что не было представлено правоустанавливающего документа на данный земельный участок.

Государственный регистратор является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по ФЗ № 218 (ст. 64).

После этого отказа заявителем было подано заявление в суд на регистрирующий орган в связи с необоснованным отказом. В соответствии со ст. 25.2 «Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства» (п. 7) ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение перешло в порядке наследования или по иным основаниям, осуществляется по правилам настоящей статьи.

Отказ в проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок был признан незаконным и нарушающим права заявителя. Удовлетворено исковое заявление по регистрации права собственности. Регистрирующий орган обязали внести соответствующую запись в реестр не более чем через 5 рабочих дней после получения такого уведомления.

«Все должны раз и навсегда для себя понять: надо исполнять закон всегда, а не только тогда, когда схватили за одно место», — сказал В. В. Путин[1].

Все необоснованные приостановки или отказы регистраторов находятся на особом контроле, так как постоянно ведется работа по мониторингу предоставляемых услуг в этой сфере. Росреестр следит за качеством предоставления услуг, соблюдением сроков с целью недопущения нарушений законодательства Российской Федерации. Сотрудники постоянно повышают свою квалификацию. Процент приостановок и необоснованных отказов постоянно снижается, что является хорошим показателем в работе Росреестра. Для уменьшения количества возможных ошибок при подаче документов проводятся бесплатные юридические консультации.

Отказ в государственной регистрации права собственности — это невозможность проведения процедуры по государственной регистрации прав на основаниях, указанных в ст. 26 ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).

Ответственностьэто обязанность отвечать за свои действия и поступки [4]. Орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим ФЗ (ст. 66 «Ответственность органа регистрации прав»).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что государственный регистратор, руководствуясь законами законодательной власти, исполняя свои должностные обязанности государственного служащего, работая в органе исполнительной власти, принял неверное решение в части отказа от регистрации права собственности. В свою очередь суд, являясь органом судебной власти, вправе контролировать законность принимаемых решений органами исполнительной власти и их должностными лицами. Когда действия противоречат закону, суд вправе отменить или внести коррективы в данные решения [5]. Взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти всегда сводится к оптимальному распределению сфер деятельности. Взаимосвязь и влияние одной ветви власти на другую положительно сказывается на работе в целом.

Система сдержек и противовесов уравновешивает деятельность всех ветвей власти по отношению друг к другу. Оставаясь при этом самостоятельными и независимыми, они реализуют свои функции в границах действующего законодательства и Конституции Российской Федерации [6]. Сохраняя баланс, система играет определяющую роль в контроле, регулировании, выработке правильной стратегии при осуществлении полномочий каждой из ветвей. Сфера недвижимости является одним из примеров их взаимодействия, а ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» закрепляет основные положения [7]. Государственные регистраторы являются должностными лицами органа исполнительной власти, руководствуются законами законодательной власти, но при этом все неверно принятые ими решения оспариваются судами как органами, непосредственно представляющими судебную власть.

Литература:

  1. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — М.: Юристъ, 2002. — 118 с.
  2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  3. Протасов В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для СПО / В. Н. Протасов. — М. : Юрайт, 2015. — 405 с.
  4. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права : учебник / М. Н. Марченко. — 2-е изд., перераб. и доп. —М. : Проспект, 2016. — 383 с.
  5. Бабаева В. К. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 659 с.
  6. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 82 с.
  7. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
  8. Жириновский В. В. Как не стать бомжом / В. В. Жириновский. — Издание ЛДПР, 2018. — 32 с.

[1] Цит. по: РИА Новости, интервью итальянским СМИ, рассказывая о деле ЮКОСа, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная регистрация, земельный участок, Российская Федерация, судебная власть, государственный регистратор, исполнительная власть, недвижимое имущество, ветвь власти, государственный кадастровый учет, Единый государственный реестр.

Ключевые слова

система, ответственность, закон, политическая власть, отказ, оформление недвижимости, государственный регистратор

Похожие статьи

Правовое регулирование государственного управления в области здравоохранения

Актуальность данного вопроса заключается в том, что законодательная сфера, действующая в государстве и осуществляющаяся на разных уровнях власти, требует постоянного правового регулирования. Система здравоохранения не является исключением. Россия, к...

Институт конфликта интересов в механизме противодействия коррупции на муниципальной службе

В статье рассматривается такой новый инструмент противодействия коррупции, как конфликт интересов. Сделан вывод о том, что конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или...

Саморегулирование в строительстве. Саморегулируемые организации

В статье рассмотрены саморегулируемые организации в сфере строительства (СРО). Такие организации представляют собой объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые занимаются строительной деятельностью. Эта отрасль регулируется...

Правовое обеспечение организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации: проблемные аспекты модернизации

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации. Автор делает вывод о том, что состояние местного самоуправления не соответствует концептуальным идеям, заложенным в росси...

Место и роль Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации

Постоянному обсуждению подвергаются решения органов Конституционного контроля, как в теоретическом, так и практическом плане. Конституционный суд Российской Федерации является одним из базовых органов в системе разделения власти. В данной статье опис...

Налоговые отношения: понятие и сущность налогообложения в социальном государстве

В статье авторы пытаются определить термин «налог», который зачастую рассматривается в контексте социально-экономического развития, так как является средством перехода элементов частного хозяйства к общественному, где за основу берется теория обществ...

Организация согласованного правового регулирования процедуры банкротства умершего гражданина через разные отрасли права

В статье рассматриваются проблемы, связанные с межотраслевой координацией правового регулирования банкротства умершего гражданина. Автор анализирует существующие законы и нормативные акты, определяющие процедуры банкротства в случае смерти должника, ...

Правопреемство при реорганизации корпораций

В настоящей статье будет рассмотрен вопрос правопреемства при реорганизации корпораций. Так, на сегодняшний день нет единого понимания, во всех ли формах реорганизации происходит универсальное правопреемство. С учетом изменений действующего законодат...

Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса

В статье анализируются вопросы, связанные с такой стадией законотворческого процесса как законодательная инициатива. Автор выявляет особенности реализации законодательной инициативы, ее понятие, анализирует субъектный состав. При проведении настоящег...

К вопросу об анализе понятийного аппарата «бизнес» при наследовании

В современной действительности отсутствует законодательное закрепление дефиниции «бизнес», что затрудняет порядок наследования, регулирования и защиту прав лиц, владеющих бизнесом. Целью работы является выявление наиболее адекватного подхода к понима...

Похожие статьи

Правовое регулирование государственного управления в области здравоохранения

Актуальность данного вопроса заключается в том, что законодательная сфера, действующая в государстве и осуществляющаяся на разных уровнях власти, требует постоянного правового регулирования. Система здравоохранения не является исключением. Россия, к...

Институт конфликта интересов в механизме противодействия коррупции на муниципальной службе

В статье рассматривается такой новый инструмент противодействия коррупции, как конфликт интересов. Сделан вывод о том, что конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или...

Саморегулирование в строительстве. Саморегулируемые организации

В статье рассмотрены саморегулируемые организации в сфере строительства (СРО). Такие организации представляют собой объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые занимаются строительной деятельностью. Эта отрасль регулируется...

Правовое обеспечение организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации: проблемные аспекты модернизации

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации. Автор делает вывод о том, что состояние местного самоуправления не соответствует концептуальным идеям, заложенным в росси...

Место и роль Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации

Постоянному обсуждению подвергаются решения органов Конституционного контроля, как в теоретическом, так и практическом плане. Конституционный суд Российской Федерации является одним из базовых органов в системе разделения власти. В данной статье опис...

Налоговые отношения: понятие и сущность налогообложения в социальном государстве

В статье авторы пытаются определить термин «налог», который зачастую рассматривается в контексте социально-экономического развития, так как является средством перехода элементов частного хозяйства к общественному, где за основу берется теория обществ...

Организация согласованного правового регулирования процедуры банкротства умершего гражданина через разные отрасли права

В статье рассматриваются проблемы, связанные с межотраслевой координацией правового регулирования банкротства умершего гражданина. Автор анализирует существующие законы и нормативные акты, определяющие процедуры банкротства в случае смерти должника, ...

Правопреемство при реорганизации корпораций

В настоящей статье будет рассмотрен вопрос правопреемства при реорганизации корпораций. Так, на сегодняшний день нет единого понимания, во всех ли формах реорганизации происходит универсальное правопреемство. С учетом изменений действующего законодат...

Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса

В статье анализируются вопросы, связанные с такой стадией законотворческого процесса как законодательная инициатива. Автор выявляет особенности реализации законодательной инициативы, ее понятие, анализирует субъектный состав. При проведении настоящег...

К вопросу об анализе понятийного аппарата «бизнес» при наследовании

В современной действительности отсутствует законодательное закрепление дефиниции «бизнес», что затрудняет порядок наследования, регулирования и защиту прав лиц, владеющих бизнесом. Целью работы является выявление наиболее адекватного подхода к понима...

Задать вопрос