Одним из важнейших компонентов банковской системы — как эффективная защита от дестабилизации, возникновения кризисных ситуаций, как локального характера, так и системных, становится создание сильных, подходящих рыночной среде механизмов банковского регулирования и надзора. Учитывая, что деятельность национальных банковских систем не ограничивается только рамками суверена и всегда носит, в целом, интернациональный характер, обоснованным является утверждение о необходимости формирования механизмов надзора, согласующихся с международными подходами в этой области государственного регулирования.
Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, банковское регулирование и надзор, банковская система, кредитные организации.
Одной из основных целей Банка России является регулирование банковской системы.
Банковским регулированием является регулирование банковской деятельности посредством установления законодательных норм и требований к кредитным институтам. Установление определенных требований порождает необходимость существования системы мер, призванных обеспечивать их соблюдение. Такой системой мер является банковский надзор.
Банковским надзором является наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациям законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. По сути, это надзор за реализацией нормативности в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.
Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность; принятия решения об ограничении круга выполняемых операций; осуществления контроля за действующим банком или принятия решения о его ликвидации.
Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого — обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник [1, ст. 2].
Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой и полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.
Федеральным законом «О центральном банке РФ» к компетенции Банкам России отнесено принятие решений о возможности государственной регистрации кредитных органов, выдача кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостановление действия указанных в лицензии и отзыву их в порядке, установленном федеральным законом «О банках и банковской деятельности» [2, ст. 5].
Учредителями кредитной организации могу быть юридические и физические лица.
Учредители — юридические лица должны иметь устойчивое финансовое положение и достаточно собственных средств, для внесения в уставной капитал.
Учредители — физические лица должны иметь достаточно средств (имущество) для приобретения акций (долей) кредитной организации и удовлетворительное финансовое положение. Для государственной регистрации кредитной организации учредители должны подготовить учредительные документы, составить бизнес-план и оборудовать помещения для совершения операций с ценностями. Учредителям требуется подобрать на должность единоличного исполнительного органа (его заместителей), членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера (его заместителей) кредитной организации лиц, которые имеют положительную деловую репутацию, специальное (юридическое или экономическое) высшее образование и опять руководства подразделением кредитной организации, связанной с осуществлением банковских операций.
Требования к деловой репутации предъявляется так же к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации [2, стр. 63].
Создание кредитной организации должно быть согласованно с Федеральной антимонопольной службой на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства. Осуществление банком операций с драгоценными металлами требует согласования в министерством финансов Российской Федерации.
Текущий надзор (надзор за повседневный деятельностью кредитных организаций) включает в себя документарный (дистанционный) надзор и инспектирование. Стратегической задачей текущего надзора является обеспечение надлежащего уровня управления кредитной организацией, т. е. такого управления, которое учитывает как внутренние, так и внешние аспекты, деятельности кредитной организации и обеспечивает ее функционирование на непрерывной основе.
В Российской Федерации центральным звеном текущего надзора является документарный надзор. Его задача заключается в том, чтобы посредством постоянного мониторинга деятельности кредитной организации на как возможно ранней стадии обнаруживать возникающие в её деятельности проблемы, обострение которых может вызвать угрозу интересам акционеров и вкладчиков, подорвать платежеспособность кредитной организации и, в конечном счете, привести к ее банкротству. Так же он позволяет своевременно применить к банку адекватный комплекс корректирующих мероприятий, направленных на преодоление выявленных в деятельности кредитной организации негативных явлений и тенденций. Документарный надзор на деятельность кредитных организаций осуществляется в Российской Федерации территориальными учреждения Банка России по месту нахождения кредитной организации.
Инспектирование кредитных организаций проводится Банком России в рамках реализации функций банковского регулирования и надзора.
Один из важнейших объектов банковского надзора — проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности, предусмотренной законами и нормативными актами Банка России, отчетности кредитных организаций.
Эти вопросы считаются центральными. В отличие от юридических и финансово-аналитических проблем проблема проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности, возможно, в силу своей простоты привлекает наибольшее внимание при проведении проверок.
Литература:
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями);
- Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Банковское право. Публично-правовое регулирование. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 222с.