Специфика оценки конкурентоспособности нефтегазового сервиса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 06.12.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Ковелина, К. В. Специфика оценки конкурентоспособности нефтегазового сервиса / К. В. Ковелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86434/ (дата обращения: 20.01.2022).



Статья посвящена определению особенностей оценки конкурентоспособности предприятий нефтегазового сектора. Особое внимание уделено практике оценки ООО «Новтехсервис», а также отдельным инструментам применяемым сегодня предприятием. На основе анализа практического примера выделятся специфика оценки конкурентоспособности предприятий нефтегазового сервиса.

Ключевые слова: нефтегазовый сервис, оценка конкурентоспособности, конкурентоспособность, управление, нефтегазовый сектор.

Современные условия ведения предпринимательской деятельности приводят к тому, что неотъемлемой частью процесса формирования информационной базы для принятия управленческих решений становится анализ конкурентоспособности предприятий. Это обосновывается тем, что именно от качества исследований в данном направлении может зависеть эффективность отдельных мер, предпринимаемых руководством предприятий в процессе обеспечения их работы.

Нельзя не выделить и тот факт, что из-за пандемии новой коронавирусной инфекции наблюдается достаточно сильное влияние на все основные отрасли национальной экономики РФ. В частности, для нефтегазового сектора наблюдалось сокращение уровня эффективности работы компаний — ограничительные меры не позволили осуществлять большое число операций (как в добыче, так и в сервисе), даже с учетом того, что нефтегазовая отрасль сегодня все еще остается системообразующей для РФ.

Актуальность выбранной темы работы обосновывается тем, что от уровня эффективности оценки конкурентоспособности предприятия зависит общая эффективность его работы. Одновременно с этим следует отметить, что для предприятий нефтегазового сектора оценка конкурентоспособности позволяет сформировать целостное понимание того в каких конкретно проектах предприятие может принимать участие, в условиях наличия существенной конкуренции на рынке такая оценка становится ключевым инструментом для принятия управленческих решений.

Функционирование современных предприятий нефтегазового сектора позволяет выделить наличие определенной специфики оценки, обосновываемой особенностями услуг, которые такие предприятия оказывают. С целью наиболее качественного исследования практику оценки уровня конкурентоспособности предприятий выбранного сектора рассмотрим на примере ООО «Новтехсервис».

Анализ практики проведения оценки уровня конкурентоспособности данного предприятия позволяет выделить, что достаточно важным элементом оценки является анализ по средствам сравнения ключевых показателей эффективности работы предприятия с основными конкурентами. При проведении анализа используется следующая система показателей для сравнения:

– сравнительный анализ основных показателей рентабельности деятельности предприятия. В частности, используются такие показатели как: рентабельность собственного капитала, рентабельность продаж, рентабельность активов и т. д. Анализ на основе данных показателей позволяет делать наиболее качественные выводы об эффективности работы компании, поскольку это позволяет сделать вывод об уровне потенциальной прибыльности работы компании. При этом сами показатели рентабельности являются сравнимыми, что также делает их применимыми для оценки конкурентоспособности;

– немаловажной частью исследования конкурентоспособности предприятия является индикативный метод оценки. Здесь следует отметить, что система индикаторов, применяемых предприятием не раскрывается с целью сохранения коммерческой тайны. Под индикатором понимается совокупность характеристик, позволяющих формализовать описание состояния параметров исследуемого объекта. Каждый индикатор, в свою очередь, распадается на несколько частных показателей, которые характеризуют отдельные элементы объекта изучения. Система индикаторов конкурентоспособности предприятия строится на основе отрытых данных относительно деятельности ООО «Новтехсервис» и его ближайших конкурентов, что позволяет выявлять сильные и слабые стороны в работе организации, а, следовательно, предпринимать меры по развитию первых и ликвидации вторых;

– важной частью оценки уровня конкурентоспособности предприятия является оценка динамики числа тендеров, в которых предприятие или его конкуренты принимают участие. Выбор именно данного показателя, как одного из ключевых при оценке, обосновывается тем, что в рамках деятельности предприятий нефтегазового сектора достаточно важное место отводится тендерным закупкам от крупных нефтегазовых компаний. При этом для самих предприятий, задействованных в рамках предоставления услуг в сфере нефтегазового сервиса, именно тендеры выступают ключевым фактором финансовой эффективности работы компании;

– с целью обеспечения высокого качества внутреннего анализа конкурентоспособности предприятия проводится сравнительный анализ: оценивается уровень достижения ключевых стратегических показателей эффективности работы. Такой подход к исследованию обосновывается тем, что для формирования стратегии привлекаются аутсорсеры, обладающие достаточно большим объемом статистической информации относительно потенциала развития не только основных конкурентов компании, но и всей отрасли в целом.

Описанное выше позволяет говорить о том, что сегодня в рамках работы ООО «Новтехсервис» сформирована достаточно разносторонняя система оценки конкурентоспособности. Это обосновывается тем, то для предприятий нефтегазового сервиса достаточно важным аспектом становится определение их конкурентных позиций, при этом оценка имеет свои специфические особенности, в частности: значительность тендерных закупок, как инструмента оценки уровня конкурентоспособности, применение индикативных инструментов оценки и значимость внутреннего анализа конкурентоспособности. Такой подход к оценке позволяет обеспечить наиболее качественные выводы относительно уровня конкурентоспособности того или иного предприятия нефтегазового сервиса.

Литература:

  1. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина — Ульяновск: УлГТУ, 2018.– 259с.
  2. Белоусова, Д. С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность / Д. С. Белоусова// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. — 2016. № 15–2.– С.72–76.
  3. Дунаев В. Д. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности: Учебник Под. ред. В. Ф. Дунаева. — М.: ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2014. — 372 с.
  4. Шарафутдинов Р. Б. Влияние цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России / Р. Б. Шарафутдинов, Р. И. Сайфуллин // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 237–242.
Основные термины (генерируются автоматически): нефтегазовый сектор, нефтегазовый сервис, предприятие, оценка конкурентоспособности, сравнительный анализ.


Задать вопрос