В статье рассмотрены понятия команды и командообразования, его цели как процесса. Проанализированы особенности командообразования в российских компаниях с учетом национального менталитета и исторической справки. Сделаны общие выводы на основе материала.
Ключевые слова: команда, командообразование, национальные особенности командообразования
The article deals with the concept of command and command formation, its purpose as a process. Are analyzed the features of team formation in the Russian company taking into account the national mentality and historical reference. Were made general conclusions based on the material.
Keywords: team, teambuilding, national peculiarities of teambuilding
В современном мире, чтобы построить успешный бизнес-проект необходимо собрать команду единомышленников, которая будет генерировать и реализовывать самые нестандартные идеи. Естественно, что наличие команды — это не единственный фактор успешного функционирования организации, но, безусловно, при его отсутствии эффективность деятельности значительно понизиться. Из данного суждения вытекает актуальность темы необходимости развития командообразования, понимания его сущности, разработки методов его закрепления в российских организациях.
Мысль о том, что люди — главная ценность и основной ресурс любого бизнеса в современном мире не является новой. И каждый начинающий или уже опытный руководитель стремиться использовать этот ресурс с максимальной эффективностью. Неоспоримая истина: чем теснее взаимодействует коллектив, тем большую пользу и прибыль он сможет принести организации, так как это позволит с высокой результативностью и более быстрым темпом решать самые сложные задачи и воплощать идеи в жизнь. Современный рынок имеет огромное количество товаров и услуг, а, следовательно, выстоять в такой насыщенной конкуренции сможет, по истине, уникальный продукт. Достичь этого гораздо проще, имея при себе верную команду единомышленников.
Идеальным вариантом команды является такой коллектив, в котором сотрудники уже много лет знают друг друга, налажены дружеские отношения, вместе прошли «огонь, воду и медные трубы», среди которых царит доверие, понимание, поддержка и взаимопомощь. Но как быть если коллектив совершенно новый, люди не знают друг друга и не могут найти «точки соприкосновения» между собой. Как сделать так, чтобы такая группа людей смогла стать настоящей командой («dream-team»- как принято говорить в зарубежных компаниях), способной эффективно работать на результат?
Для этих целей все чаще применяются пришедшие из зарубежной практики методики тимбилдинга (анл. team — команда, build — строить) — тренингов, направленных на улучшение взаимодействия между сотрудниками, сплочение коллектива, осознание общих для всех целей и задач. Существует огромное количество таких современных методик, которые помогают не только сплотиться, но и объединиться вокруг общей цели. Однако в российских компаниях многие процессы протекают особенно и своеобразно, в виду русского менталитета и особенностей характеров сотрудников соотечественников. К тому же в России тимбилдинг не рассматривается как обыденный бизнес-инструмент [1].
Вследствие таких особенностей национального характера, целью представленной статьи стало выявление основных особенностей командообразования в российских организациях при реализации проектной деятельности.
Из данной цели были выведены следующие задачи работы:
‒ исследовать понятие командообразования, его цели;
‒ проанализировать современное понимание и применение командообразования в проектной деятельности организаций;
‒ выявить особенности российского менталитета в процессе командообразования;
‒ сформулировать особенности командообразования в российских организациях в общие положения.
Итак, чтобы разобраться, что такое командообразование, необходимо начать с определения понятия «команда». Команда— это группа людей, которые работают над достижением совместной взаимовыгодной цели, влияют на поведение друг друга и осознают себя как уникальное единство [2]. Отсюда, командообразование, в широком смысле слова, представляет собой приверженность команде (организации) и идентификацию с ней.
Цели командообразования направлены на развитие человеческих ресурсов организации и их эффективное использование в рамках поставленных задач. В современном мире для достижения данных целей придумана масса практических технологий, таких как деловые игры, тренинги, командные испытания и командный коучинг, позволяющие запустить процесс командообразования в организации.
Во всем мире в системе управления человеческими ресурсами в организации, которая желает добиться успеха, уже давно происходит переориентация бизнес-процессов с индивидуальной работы на командную работу персонала. В современных рыночных условиях предпосылками для формирования проектных организационных структур стали: 1) качество продукта и сосредоточенность на процессах; 2) адаптация к запросам потребителя. Поэтому одним из основных факторов, влияющих на эффективность функционирования проектной структуры является командообразование [3].
Удивительно, но неоспорим тот факт, что в современной России популярность тренингов командообразования с каждым годом растет примерно на 20 % по данным 2010–2015 годов [4]. Такие данные показывают общую причастности нашей странны к мировым процессам и ориентацию на развитие не только командообразующих процессов, но и проектно-организационных структур в частности.
Так каковы же особенности командообразования наших сограждан? Для их выявления необходимо учитывать особенности россиян, менталитет русского человека и его нравственное воспитание.
Коллективные формы организации труда не являются, естественно, чем-то принципиально новым, востребованным только на настоящем этапе развития общества. Корни этого явления тянутся из глубины веков. Коллективные формы организации труда зарождались из родового быта. Делая историческую справку о великом прошлом нашей страны и народа, можно подчеркнуть такие моменты, что в России, в отличие от Западной Европы, богатство и частная собственность никогда не поощрялись церковью. В связи с данным обстоятельством для России всегда были свойственны и естественны две формы собственности: государственная (казенная) и общинная (общественная), а частная была вторична [5]. Немаловажным фактом является, что 20 век прошел под эгидой бригадной организации труда, когда в СССР правила коммунистическая идеология и был контроль со стороны партийных органов.
В настоящий момент в российских компаниях большой упор делается, прежде всего, на получение прибыли, получения максимального дохода от реализации товара и услуг зачастую в обход качеству продукта и удовлетворенности потребностей клиента. Желание больше заработать, несомненно, объединяет людей, однако в таких случаях каждый желает заполучить самый лакомый кусочек сделки. Следовательно, эффективность командной работы снижается и становится равной нулю.
Следующий, самый любимый вид командообразования в нашей стране, это корпоративные праздники. Но, если разобраться внимательнее, они мало похожи на то, что должен представлять собой настоящий тим-билдинг. Сотрудники, будучи членами рабочей команды, начинают совмещать личное и деловое, из чего также следует снижение эффективности работы, так как зачастую перевешивают именно личностные отношения.
Однако в нашей стране есть и более позитивные особенности. Одной из самых важных черт менталитета русского человека является коллективизм. Это чувство присуще почти каждому россиянину от рождения и сопровождает его на протяжении всей жизни. Так, если на предприятии среди команды работников обнаружатся убытки, причиненные кем-то индивидуально, этот сотрудник ни за что не признается, а коллектив его не выдаст. Штраф или компенсация скорее разделится на всех участников команды поровну. Для зарубежных стран такое решение считается неприемлемым, так как с самого детства человек воспитывается с акцентом на свою индивидуальность и уникальность. Именно поэтому понятие командообразования изначально появилось на Западе, но в России, впоследствии, сумело приобрести популярность.
Анализируя особенности российского командообразования, никак нельзя замалчивать преимущества и недостатки российского менталитета, так как он также определяет развитие данного процесса в организациях. Поэтому, помня о таком важном аспекте как менталитет народа, не следует слепо копировать чужие методики, которые могут быть рассчитаны на другой тип культуры.
Таким образом, можно сделать выводы о командообразовании в деятельности российских организациях исходя из вышеизложенных особенностей:
1) командообразование представляет собой приверженность к определённой команде (организации), что полностью характеризует россиян и их готовность в любой момент бороться за единые цели;
2) увеличение тренингов по командообразованию в российских организациях говорит о том, что мы готовы перенять опыт зарубежных стран и адаптировать его на свои компании;
3) коллективизм — составная часть менталитета русского человека, следовательно, залог на успешное будущее такого процесса как командообразование;
4) на проектно-организационные процессы в российских организациях влияют исторические корни коллективной работы в нашей стране, которые сложились испокон веков.
На основании проделанной работы, можно сказать, что высокое стремление к коллективизму у россиян (примером может служить неискоренимая традиция списывания друг у друга на лекциях и экзаменах) до сих пор остается непонятным в зарубежных странах, где с малолетства воспитывается индивидуализм как одна из наиболее важных личностных характеристик.
Отсюда выходит, что именно вследствие особенностей менталитета групповые тренинги и корпоративные программы необходимы на Западе и бесполезны в России. Поэтому россияне, в которых коллективизм воспитан с детства, не всегда готовы к искусственным сплочениям в виде тим-билдинга. Вследствие чего, большая ответственность за успех командообразования в организации ложится на плечи руководителя, который должен сам на основе собственного опыта работы в России определить эффективность проведения командообразующих мероприятий, целесообразность тим-билдинга в организации.
Литература:
- http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/4128
- http://www.studfiles.ru/preview/6016872/
- Шкунова А. А., Булганина С. В., Яшкова Н. В. Командообразование как современный метод управления человеческими ресурсами в социальной сфере // Интернет-журнал «Науковедение» Том 8, № 3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/67EVN316.pdf (доступ свободный).
- Обзор рынка бизнес — образования и тренингов. Возможности, перспективы, прогноз. — М., РБК, 2014. http://www.rbc.ru/reviews/business-education-2008/
- Соколин Б. Кризисная экономика России: рубеж тысячелетий. — СПб: Лики России, 1997. — 350 с.