В настоящей статье рассматриваются вопросы определения понятия и процесса применения аудита эффективности как современной формой финансового контроля в России. В частности, проанализирована система государственного финансового контроля, определены перспективы развития данной области.
Ключевые слова: эффективность, аудит, государственный контроль, финансовый контроль, аудит эффективности, экономика, безопасность.
This article discusses the definition of the concept and the process of applying performance audit as a modern form of financial control in Russia. In particular, the system of state financial control is analyzed, the prospects for the development of this area are determined.
Keywords: efficiency, audit, state control, financial control, efficiency audit, economy, security.
В настоящее время, экономическое развитие Российской Федерации связывается с постоянным изменением, в условиях возникновения новых экономических санкций, возникших на фоне специальной военной операцией на Украине, проводимой Россией в 2022 году. Кроме того, в 2021 году экономическая стабильность государства была подорвана пандемией COVID-19, как следствие — ограничение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Все это обуславливает необходимость решения новых серьезных экономических и политических проблем.
Объект исследования: аудит эффективности. Предмет исследования — научная и учебная литература, нормативно-правовое законодательство России.
Цель исследования: рассмотреть общие тенденции к развитию института аудита эффективности в России.
Следует отметить, что необходимым условием поддержания экономической стабильности и поступательного развития экономики — это создание плацдарма для выработки эффективных реформ в целях позитивного функционирования государства. В указанной ситуации развитие института аудита эффективности представляет собой закономерный процесс, направленный на преобразование в системе управления государственными финансами.
Аудит эффективности использования государственных ресурсов — это современная форма финансового контроля [1]. Она позволяет пересматривать обоснованность и рациональность использования бюджетных средств.
Одним из основных механизмов государственного управления и влияния на изменение экономического устройства страны является финансовый механизм, основополагающей частью которого служит бюджет. Распределение и использование бюджетных средств, а также других финансовых и материальных ресурсов государством определяют эффективность и результативность его деятельность в целом.
Согласно ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации аудит эффективности направлен на определение экономности и результативного использования бюджетных средств и относится к полномочиям контрольно-счетных органов. Интересно, что в ст. 34 названного закона среди основных принципов бюджетной системы назван лишь принцип эффективности бюджетных средств [2]. В связи с неоднозначностью в законодательстве, на практике так и не сформировалось единое мнение о понимании содержания аудита эффективности. Одни ученые определяют аудит эффективности как тип финансового контроля [3], а другие как инструмент государственного финансового контроля [4].
В настоящее время, законодательное закрепление аудита эффективности актуально для нашего государства. Государственный финансовый контроль уже не выполняет в полной мере те задачи, которые соответствуют экономической стабильности страны. Указанное предопределяет необходимость контроля с позиции эффективного, результативного и экономичного использования государственных ресурсов в форме аудита эффективности.
Так, по нашему мнению, в данный период развития государства, имеется ряд существенных погрешностей в определении и самих процедурах проведения аудита эффективности. Отсутствие единого подхода в терминологии непосредственно отражается на системности его проведения
Кроме того, необходимо совершенствовать информационное взаимодействие органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, в частности в области актуализации сферы компетенции и порядка работы между собой при осуществлении аудита эффективности. Федеральное казначейство не может осуществлять полноценную оценку эффективности расходования государственных средств. Ему этого и не нужно делать.
Во-первых, он отождествляется с направлениями деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Во-вторых, у него нет стандартов, по которым он бы мог это оценивать, следовательно, это будет субъективная оценка. Однако Федеральное казначейство могло бы сыграть важную роль в подготовке и планировании мероприятий в области проведения аудита эффективности Счетной палатой Российской Федерации.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, следует отметить, что для развития аудита эффективности в системе государственного контроля, необходимо построить стабильную и эффективную систему государственных органов при освобождении Счетной палаты РФ от части контроля, увеличивая тем самым ее продуктивность в отслеживании эффективности расходования государственных средств, и снижении затрат на проведение контрольных мероприятий за счет сужения сферы контроля.
Литература:
- Карепина О. И. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля // Финансовые исследования. 2014. № 2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audit-effektivnosti-v-sisteme-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-2 (дата обращения: 19.06.2022).
- Коваленко С. Н., Трунова Е. А. Аудит эффективности: современные проблемы и пути их решения // Экономика. Информатика. 2017. № 2 (251). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audit-effektivnosti-sovremennye-problemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 19.06.2022).
- Пашкова Т. А. Роль контрольно-счётных органов в бюджетном процессе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 4 (30).
- Феофилова Т. Ю., Лопатников В. С. Государственный контроль и аудит: институциональное обеспечение и перспективы развития в целях обеспечения экономической безопасности региона // Вестник ВГУИТ. 2021. № 2 (72).