Государственный финансовый контроль является важным элементом качественного управления финансовой безопасностью страны. В статье выявлена проблема закрепления системы государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации.
Ключевые слова: государственный контроль, финансы.
Основное преимущество функционирования финансового контроля в финансовом органе — охват всех этапов бюджетного процесса, начиная от планирования бюджета до результатов его исполнения.
Необходимым условием повышения эффективности бюджетной политики является строго выстроенная система внутреннего финансового контроля. Этому способствовал переход в 2020 году на общие стандарты внутреннего государственного финансового контроля, в которых закреплены все основные положения осуществления контрольной деятельности от планирования до реализации результатов контрольных мероприятий.
Повышение эффективности полностью зависит от наличия, уровня качества стандартов, регламентов, которыми руководствуются ревизоры.
Для реализации контрольных мероприятий государственного финансового контроля, соответствующих современных требований и способствующих более эффективному развитию финансов России, необходимо устранение следующих недостатков:
Ключевыми проблемами выделяют:
1) необходимость уточнения методологического контроля
– критериев отнесения финансовых нарушений к ущербу;
– в связи с невозможностью дальнейшего исполнения необходимо снятие с контроля представлений, предписаний;
– формирование отчетов о результате контрольной деятельности (определение суммы проверенных средств с учетом выборочного контроля, количественный и суммовой учет нарушений, учет результатов работы по предупреждению и предотвращению нарушений для внесения в отчет);
– методология проверки отдельных вопросов для использования с целью усиления качества проверок (справочники, блок-схемы, рекомендации)
2) для устранения необходимо формирование правового поля результатов аналитических мероприятий, предварительного и текущего контроля, мониторинга
– усилить уведомительный и блокирующий контроль;
– анализ данных информационных систем;
– анализ потребностей и способов их реализации;
– оценка приоритетности расходов;
– текущий мониторинг выполнения проектов, госпрограмм, конкретных потребностей;
– анализ и оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
3) Необходимо устранить проблемы взаимодействия с учредительским контролем
– согласование планов контрольной деятельности;
– представление актов проверок в органах госфинконтроля для принятия мер административного воздействия;
– представление отчетов о результатах проверок в органах ВГФК.
4) проблемы организации муниципального контроля
– отсутствие кадров;
– несоблюдение принципа функциональной независимости органа контроля;
– отсутствие единых подходов к контролю на уровне субъекта
– формальность контроля.
В настоящее время в Российской федерации ведутся разговоры о необходимости акцентирования на предварительном контроле.
Также рассматривают вопросы о разработке методических рекомендаций к определенным стандартам и утверждены формы документов, применяемых в процессе контрольной деятельности.
Существует базовая структуру классификатора. Особенно необходимо рассмотреть определенные виды нарушений, конкретных квалификаций и единый классификатор. В целом это будет выглядеть как взаимодополняющая связка классификатора Счетной палаты, Федерального казначейства и региональных классификаторов.
В случае выявления нарушений казначейство применяет бюджетные меры принуждения, направляет представления, предписания только в части средств федерального бюджета, в то время как в отношении средств бюджетов других уровней, меры принуждения остаются нереализованными.
Возникает ряд вопросов — как в таких случаях поступать органам контроля на уровне субъектов РФ3 в части средств областного бюджета? Проводить новую проверку или нет? Как применять бюджетные меры принуждения в случае установления казначейством фактов нецелевого использования бюджетных средств и т. д.
Примером может послужить внедрение элементов синхронизации контрольной деятельности Федерального казначейства и органов контроля субъектов РФ. Благодаря совместной проработке вопросов классификации нарушений, единому подходу к количественному и денежному выражению нарушений, созданию перечня риск-ориентированных направлений к контрольной деятельности, формируется основа для взаимного признания результатов деятельности.
Одновременно существуют инструменты, которые смогут внести Федеральное Казначейство для целей аналитики, то есть работа такой подсистемы единой информационной системы, как риск-мониторинг. Эта подсистема недоступна. Ежедневно ей пользуется центральный аппарат Федеральное казначейство.
Также стоит вопрос у Федерального казначейства как к 2022 году подключить их к риск-модулю.
Безусловно важным этапом развития госфинконтроля является закрепление в Бюджетном кодексе РФ и федеральных стандартах следующих правовых норм:
– определение порядка взаимного признания органами ГФК результатов контрольной деятельности при планировании, подготовке и проведении контрольных мероприятий;
– установления права применения органами контроля субъекта РФ соответствующих мер в части средств областного бюджета, предоставленных в качестве софинансирования, по результатам проверок казначейства без проведения отдельного контрольного мероприятия.
Такая модель позволит выстроить наиболее эффективное взаимодействие между органами контроля, снизить нагрузку на объекты контроля. Развитие элементов риск-анализа и централизованного планирования контрольной деятельности органов Федерального казначейства обеспечивает проведение как точечных «риск-прицельных» проверок на территории отдельных субъектов РФ, так и контрольных мероприятий с охватом приоритетных и стратегических направлений в масштабах всей страны.
В целях повышения эффективности контрольной деятельности продолжится использование риск-ориентированного подхода к её планированию и осуществлению, применение единых федеральных стандартов контроля и форм документов.
Повышение эффективности контрольной работы невозможно без внедрения в практику новых инструментов, позволяющих обеспечить автоматизацию отдельных ее этапов с полным охватом подконтрольной среды. Один из наиболее важных процессов любой деятельности — планирование. Контроль в финансово-бюджетной сфере не является исключением, и эффективное планирование позволяет ориентировать его на наиболее социально и экономически значимые вопросы и обеспечить в качестве результата в том числе объективные данные о состоянии той или иной сферы деятельности.
Литература:
- Официальный сайт Счетной палаты РФ: https://ach.gov.ru
- Минитаева, А. М. Экономические науки. — 2017. — № 2. — С. 79
- Бюджетный кодекс