Основные тенденции развития финансового контроля в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 341 раз

Библиографическое описание:

Магомедова, Н. А. Основные тенденции развития финансового контроля в Российской Федерации / Н. А. Магомедова, А. А. Радыш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 256-257. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86740/ (дата обращения: 21.12.2024).



Контроль в сфере финансов Российской Федерации осуществляется специально уполномоченными органами, которые представляют собой государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Так как государственные финансы имеют важное значение для развития всего общества, то за ними должен осуществляться качественный надзор. Необходимо брать во внимание все процессы, связанные с формированием и использованием государственных средств. И для того, что наиболее чётко понять, что же из себя представляет финансовый контроль, необходимо разобраться, у кого есть официальные полномочия для его осуществления? Как он реализуется? И какие недостатки имеются при осуществлении данной деятельности? И какие меры необходимо принять для его улучшения?

Основные положения о финансовом контроле закреплены в бюджетном кодексе РФ. И в соответствии со статьей 267.1 Бюджетного кодекса РФ основными методами осуществления контроля являются проверка, ревизия, обследование [2]. А согласно п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом» [1]. Также к органам, осуществляющим контроль, можно отнести: Центральный банк РФ, Министерство финансов, Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину). Как мы видим, нет чёткой иерархичной системы органов, осуществляющих финансовый контроль, механизма их взаимодействия, существует множество пробелов в законодательном определении их компетенции, например, на законодательном уровне до сих пор отсутствует понятие финансового контроля. Поэтому часто возникают споры и разногласия, кто должен осуществлять контроль, у кого какие полномочия и какой орган за что ответственен. В Бюджетном кодексе РФ указаны лишь общие полномочия органов внешнего и внутреннего финансового контроля. Возникают ситуации, когда органы, осуществляющие финансовый контроль, в рамках данной процедуры получают информацию, которая подтверждает существование преступности в финансово-бюджетной сфере, однако их полномочий недостаточно для ее предупреждения и сдерживания [4]. Если обращаться к итогам Счётной палаты за 2020 год, то можно заметить, что в прошедшем году более чем на треть снизилось число выездных проверок Счетной палаты, на которых фиксируется основная масса нарушений. В связи с этим в 2020 году было выявлено меньше нарушений, чем годом ранее. Также значительно вырос объем средств, возвращенных в бюджет по результатам нашей работы в 2020 году и в предыдущие годы. И выросло число проведенных Счетной палатой экспертиз нормативных правовых актов, количество которых заметно увеличилось вследствие пандемии. Это показывает, что имеется законодательное закрепление в Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации», компетенция данного органа чётко зафиксирована, что позволяет ему продуктивно осуществлять свою деятельность [3].

Так, примером ненадлежащего контроля может быть данное событие. Дергачевские чиновники попытались на год сократить гарантийный срок на работы по нацпроекту. Администрация Дергачевского района внесла в контракт условие о двухлетнем гарантийном сроке на результаты выполненных работ вместо трехлетнего гарантийного срока. Прокуратура усмотрела в этом нарушение норм Бюджетного кодекса РФ и положений Правил предоставления и распределения субсидий бюджетам городских округов и поселений области на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, а также нарушение интересов жителей района. Из этого можно сделать вывод, что контроль не осуществлялся должным образом, что позволяет сотрудникам производить подобные махинации. Также стоит отметить, что нарушение обнаружила прокуратура, а не органы финансового контроля. Поэтому необходимо чётко разграничивать полномочия органов финансового контроля [5].

Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018–2024 годы закрепляет противодействие коррупции как одну из приоритетных задач, также на официальном сайте указан телефон, где можно сообщить факт коррупции. Поэтому стоит сделать акцент на совершенствование законодательной базы, например, принятие отдельного закона на федеральном уровне, в котором бы закреплялось понятие финансового контроля, компетенция органов, осуществляющих его. Также законодательно урегулировать взаимоотношения контрольных органов с правоохранительными и укрепить технический мониторинг за распределением средств [4].

Таким образом, финансовый контроль находится на среднем уровне развития, но дальнейшее совершенствование позволит и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.Актуальные проблемы финансового контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://epomen.ru/issues/2019/24/37.pdf. (дата обращения: 24.11.2021).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998.N 31. ст. 3823.
  3. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 24.11.2021).
  4. Актуальные проблемы финансового контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://epomen.ru/issues/2019/24/37.pdf. (дата обращения: 24.11.2021).
  5. Дергачевские чиновники попытались…[Электронный ресурс] // https://fn-volga.ru/ (дата обращения: 24.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, Счетная палата, Бюджетный кодекс РФ, Российская Федерация, орган.


Задать вопрос