Дюкарева, О. А. Формирование скорочтения у первоклассников как важнейшего навыка познавательной деятельности / О. А. Дюкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 414-416. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86070/ (дата обращения: 16.08.2024).
Реалии современной жизни таковы: чтобы не утонуть и не захлебнуться в потоке информации, современным детям важно научиться быстро читать как можно раньше. Чтение — важнейший из навыков познавательной деятельности. Если ребенок читает медленно, он больше времени тратит на выполнение заданий, быстрее устает и как результат — вообще теряет интерес к учебе.
Как же научить ребенка читать быстро и правильно в первом классе? Как улучшить технику чтения?
Конечно, не стоит забывать, что темп чтения в первую очередь зависит от индивидуальных способностей ребёнка. Но зачастую основной причиной медленного чтения является неправильный способ чтения. Также не малую роль играет мотивация, поэтому обучение должно основываться на интересе и вовлеченности самого младшего школьника.
Важным в процессе формирования техники чтения является развитие антиципации — умения предугадывать слово, словосочетание и фразу целиком. Многие первоклассники ещё не умеют этого делать, они видят только букву или слог. А нужно не только видеть слова целиком, но ещё и понимать смысл прочитанного слова и фразы.
Для развития данного умения на уроках обучения грамотности целесообразно использовать следующие виды упражнений:
Чтение по верхней (нижней) части букв.
Чтение текста через «решётку».
Чтение слова (фразы, текста) с пропущенными буквами или окончаниями.
Чтение фраз (коротких текстов) с ошибками в содержании или несуразицами.
Только непосредственная работа с текстом — это лишь малая часть в работе над формированием техники чтения. Для развития скорочтения важную роль играет развитие интеллекта в целом.
Увеличение объёма памяти, концентрации внимания, развитие восприятия и мышления безусловно помогут увеличить скорость и правильность чтения, будут способствовать формированию навыков вдумчивого чтения.
Развитию мышления, памяти и внимания могут способствовать, например, такие виды упражнений:
Чтение сплошного текста.
Чтение текста «вверх ногами».
Упражнение «Выборочное чтение». Ученики читают только чёрные буквы предложенного текста.
Упражнение «Отыщи слово» — среди нескольких строчек букв необходимо найти «спрятанные» слова.
«Фотограф» — дети читают столбики слов определённое время, затем слова закрываются, и дети по памяти воспроизводят их.
«Счётчик слов» — детям предлагается фраза или короткий текст, читая который они должны сосчитать количество слов в нём.
«Ловушка» — учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст, заменяя в нём некоторые слова синонимами, дети должны найти неточности.
«Лучший сыщик» — на экране или доске появляется предложение, которое дети должны найти в тексте (тексты у каждого).
«Стихоплёт» — детям предлагается установить правильный порядок строк в четверостишие:
Важным моментом в формировании скорочтения является также развитие периферийного зрения, ведь широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте. Таблицы Шульта — это случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения в определённом порядке.
Игра «Прогулка». Вариант 1 — ребёнку предлагается смотреть в центр таблицы (на число 24) и, не отрывая глаз от центра, попытаться найти все числа по порядку от 1 до 25.
Вариант 2 — ребёнку предлагается смотреть в центр таблицы (на букву «Н») и, не отрывая глаз от центра, попытаться найти все буквы в алфавитном порядке от А до Н.
Для развития скорости чтения можно использовать следующие упражнения:
«Исчезающие слоги (слова, строчки)». При работе в паре можно использовать белый лист (или линейку), с помощью которого закрываются прочитанные строчки слогов (слов или фраз). Делать это нужно умеренно быстро, чтобы не было времени отвлечься и в то же время, чтобы ребёнок успевал прочитать. Для фронтальной формы работы применяется интерактивная презентация.
«Наступи на пятку». При парной работе ученики читают через слово по очереди. При фронтальной работе — читает учитель и класс.
«Буксир» — учитель читает вслух, изменяя скорость чтения, ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
Это лишь некоторые упражнения и приёмы, регулярное использование которых поможет формированию беглого, правильного чтения у первоклассников в процессе обучения чтению.
Литература:
1. Андреев О. А. «Техника быстрого чтения» [Текст]: самоучитель/ О. А. Андреев. — Москва, 2016. — 322 с.
2. Климанова Л. Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования [Текст] / Л. Ф. Климанова. — Москва: Дрофа, 2015.— 215 с.
3. Грейс Н. А. Скорочтение [Текст]: учебное пособие / Н. А. Грейс — Санкт—Петербург: Вектор, 2016. — 306 с.
Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, слово, вид упражнений, текст, центр таблицы, чтение текста.
Выделяю такие виды конструктивных упражнений: – восстановление деформированного текста; – деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на
Более сложным видом работы является деление текста на части и подбор заголовка к ним (в виде вопросительных или повествовательных предложений). Когда убеждаюсь в том, что дети научились делить
– однокоренные слова. Сюжетные таблицы — заполняются на стадии осмысления по ходу работы с источником информации. Также можно использовать в групповой...
«Ведь при чтении информационных текстов их смысловое и (или) эмоциональное наполнение, которое выражается словами. Следовательно, можно воспринимать информацию, бросая взгляд на слова или группы слов, передающие понятия, и узнавая их значения при помощи построения образов и
К концу обучения в начальной школе ребёнок будет владеть навыками выразительного чтения (т. е. читать чётко, правильно, используя необходимый для конкретного текста темп, интонационно-смысловую окраску речи) и навыками осмысленного скорочтения.
Ключевые слова: чтение, дидактические игры, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дети младшего школьного возраста. Чтение — сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе его процесса, как пишет Б. Г. Ананьев, лежат
Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития.
Догадайтесь о значении слов в таблице по контексту; проверьте себя по словарю
Основные термины (генерируются автоматически): видчтения, текст, задание, иностранный язык, проверка умений, содержание текста, основное содержание, точное понимание, художественная литература, языковой материал.
иностранный язык, текст, чтение, речевая деятельность, видчтения, содержание текста, процесс чтения, студент, особое внимание, профессиональная направленность.
Все детичитаюттекст вслух, используя средства интонационной выразительности, а консультанты 2 -3 ученика слушают их чтение. В итоге каждый из консультантов даёт советы учащимся своего ряда по итогам чтения.
Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитываютслово с исправлением. Этот видчтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.
Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее.
При использовании упражнений «Учись читать быстро» и предлагаемых к ним видов работ процесс совершенствования техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память.
Здесь ребята анализируют текст, находят в нём ключевые слова, цитаты, отвечающие на вопросы, отрывки, соответствующие рисункам, сами предлагают устное иллюстрирование эпизодов, думают над названием и приходят к пониманию авторских мыслей и чувств на уровне детского понимания мира. Выразительное чтение ребят, в том числе и чтение по ролям, интонирование, выделение ключевых слов и важной информации, объяснение раннее непонятного, пересказ прочитанного корректно и лаконично — это знак того, что дети...
Дети делят тексты на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки. Уже в этот период устная речь записывается графическими схемами, в которых для каждой частички речи есть свой условный знак: слово обозначено горизонтальной линией, звуки — разноцветными квадратами, ударение
Чтениеслов, состоящих из знакомых слогов. Сказать, что ребёнокчитает целыми словами мы можем только тогда, когда он читает с ударением; иначе это послоговое чтение. Уже на этом этапе можно начинать работу над нормами орфоэпии.
Ключевые слова: текст, начальная школа, продуктивное чтение, понимание текста, ребенок, чтение. Неоценимо значение чтения для человека и в век компьютерных технологий.
Задача учителя — научить детей понимать текст, делать выводы и доказывать свою точку зрения среди сверстников. Учитель должен найти необходимые формы и приёмы работы, которые позволят детям научиться не только читать, но и понимать прочитанное, переживать чувства вместе с автором и героями.
Выделяю такие виды конструктивных упражнений: – восстановление деформированного текста; – деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на
Более сложным видом работы является деление текста на части и подбор заголовка к ним (в виде вопросительных или повествовательных предложений). Когда убеждаюсь в том, что дети научились делить
– однокоренные слова. Сюжетные таблицы — заполняются на стадии осмысления по ходу работы с источником информации. Также можно использовать в групповой...
«Ведь при чтении информационных текстов их смысловое и (или) эмоциональное наполнение, которое выражается словами. Следовательно, можно воспринимать информацию, бросая взгляд на слова или группы слов, передающие понятия, и узнавая их значения при помощи построения образов и
К концу обучения в начальной школе ребёнок будет владеть навыками выразительного чтения (т. е. читать чётко, правильно, используя необходимый для конкретного текста темп, интонационно-смысловую окраску речи) и навыками осмысленного скорочтения.
Ключевые слова: чтение, дидактические игры, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дети младшего школьного возраста. Чтение — сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе его процесса, как пишет Б. Г. Ананьев, лежат
Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития.
Догадайтесь о значении слов в таблице по контексту; проверьте себя по словарю
Основные термины (генерируются автоматически): видчтения, текст, задание, иностранный язык, проверка умений, содержание текста, основное содержание, точное понимание, художественная литература, языковой материал.
иностранный язык, текст, чтение, речевая деятельность, видчтения, содержание текста, процесс чтения, студент, особое внимание, профессиональная направленность.
Все детичитаюттекст вслух, используя средства интонационной выразительности, а консультанты 2 -3 ученика слушают их чтение. В итоге каждый из консультантов даёт советы учащимся своего ряда по итогам чтения.
Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитываютслово с исправлением. Этот видчтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.
Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее.
При использовании упражнений «Учись читать быстро» и предлагаемых к ним видов работ процесс совершенствования техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память.
Здесь ребята анализируют текст, находят в нём ключевые слова, цитаты, отвечающие на вопросы, отрывки, соответствующие рисункам, сами предлагают устное иллюстрирование эпизодов, думают над названием и приходят к пониманию авторских мыслей и чувств на уровне детского понимания мира. Выразительное чтение ребят, в том числе и чтение по ролям, интонирование, выделение ключевых слов и важной информации, объяснение раннее непонятного, пересказ прочитанного корректно и лаконично — это знак того, что дети...
Дети делят тексты на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки. Уже в этот период устная речь записывается графическими схемами, в которых для каждой частички речи есть свой условный знак: слово обозначено горизонтальной линией, звуки — разноцветными квадратами, ударение
Чтениеслов, состоящих из знакомых слогов. Сказать, что ребёнокчитает целыми словами мы можем только тогда, когда он читает с ударением; иначе это послоговое чтение. Уже на этом этапе можно начинать работу над нормами орфоэпии.
Ключевые слова: текст, начальная школа, продуктивное чтение, понимание текста, ребенок, чтение. Неоценимо значение чтения для человека и в век компьютерных технологий.
Задача учителя — научить детей понимать текст, делать выводы и доказывать свою точку зрения среди сверстников. Учитель должен найти необходимые формы и приёмы работы, которые позволят детям научиться не только читать, но и понимать прочитанное, переживать чувства вместе с автором и героями.