Реалии современной жизни таковы: чтобы не утонуть и не захлебнуться в потоке информации, современным детям важно научиться быстро читать как можно раньше. Чтение — важнейший из навыков познавательной деятельности. Если ребенок читает медленно, он больше времени тратит на выполнение заданий, быстрее устает и как результат — вообще теряет интерес к учебе.
Как же научить ребенка читать быстро и правильно в первом классе? Как улучшить технику чтения?
Конечно, не стоит забывать, что темп чтения в первую очередь зависит от индивидуальных способностей ребёнка. Но зачастую основной причиной медленного чтения является неправильный способ чтения. Также не малую роль играет мотивация, поэтому обучение должно основываться на интересе и вовлеченности самого младшего школьника.
Важным в процессе формирования техники чтения является развитие антиципации — умения предугадывать слово, словосочетание и фразу целиком. Многие первоклассники ещё не умеют этого делать, они видят только букву или слог. А нужно не только видеть слова целиком, но ещё и понимать смысл прочитанного слова и фразы.
Для развития данного умения на уроках обучения грамотности целесообразно использовать следующие виды упражнений:
- Чтение по верхней (нижней) части букв.
- Чтение текста через «решётку».
- Чтение слова (фразы, текста) с пропущенными буквами или окончаниями.
- Чтение фраз (коротких текстов) с ошибками в содержании или несуразицами.
Только непосредственная работа с текстом — это лишь малая часть в работе над формированием техники чтения. Для развития скорочтения важную роль играет развитие интеллекта в целом.
Увеличение объёма памяти, концентрации внимания, развитие восприятия и мышления безусловно помогут увеличить скорость и правильность чтения, будут способствовать формированию навыков вдумчивого чтения.
Развитию мышления, памяти и внимания могут способствовать, например, такие виды упражнений:
- Чтение сплошного текста.
- Чтение текста «вверх ногами».
- Упражнение «Выборочное чтение». Ученики читают только чёрные буквы предложенного текста.
- Упражнение «Отыщи слово» — среди нескольких строчек букв необходимо найти «спрятанные» слова.
- «Фотограф» — дети читают столбики слов определённое время, затем слова закрываются, и дети по памяти воспроизводят их.
- «Счётчик слов» — детям предлагается фраза или короткий текст, читая который они должны сосчитать количество слов в нём.
- «Ловушка» — учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст, заменяя в нём некоторые слова синонимами, дети должны найти неточности.
- «Лучший сыщик» — на экране или доске появляется предложение, которое дети должны найти в тексте (тексты у каждого).
- «Стихоплёт» — детям предлагается установить правильный порядок строк в четверостишие:
Важным моментом в формировании скорочтения является также развитие периферийного зрения, ведь широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте. Таблицы Шульта — это случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения в определённом порядке.
Игра «Прогулка». Вариант 1 — ребёнку предлагается смотреть в центр таблицы (на число 24) и, не отрывая глаз от центра, попытаться найти все числа по порядку от 1 до 25.
Вариант 2 — ребёнку предлагается смотреть в центр таблицы (на букву «Н») и, не отрывая глаз от центра, попытаться найти все буквы в алфавитном порядке от А до Н.
Для развития скорости чтения можно использовать следующие упражнения:
- «Исчезающие слоги (слова, строчки)». При работе в паре можно использовать белый лист (или линейку), с помощью которого закрываются прочитанные строчки слогов (слов или фраз). Делать это нужно умеренно быстро, чтобы не было времени отвлечься и в то же время, чтобы ребёнок успевал прочитать. Для фронтальной формы работы применяется интерактивная презентация.
- «Наступи на пятку». При парной работе ученики читают через слово по очереди. При фронтальной работе — читает учитель и класс.
- «Буксир» — учитель читает вслух, изменяя скорость чтения, ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
Это лишь некоторые упражнения и приёмы, регулярное использование которых поможет формированию беглого, правильного чтения у первоклассников в процессе обучения чтению.
Литература:
1. Андреев О. А. «Техника быстрого чтения» [Текст]: самоучитель/ О. А. Андреев. — Москва, 2016. — 322 с.
2. Климанова Л. Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования [Текст] / Л. Ф. Климанова. — Москва: Дрофа, 2015.— 215 с.
3. Грейс Н. А. Скорочтение [Текст]: учебное пособие / Н. А. Грейс — Санкт—Петербург: Вектор, 2016. — 306 с.