Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 11.05.2024

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Арестова, Е. Г. Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников / Е. Г. Арестова, С. А. Королева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113932/ (дата обращения: 26.12.2024).



Понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Однако одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения.

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной развивающей среды.

Система дошкольного образования проживает сегодня период серьезного обновления. Изменились формы организации образовательной деятельности, программы, социокультурная среда, в которой растут современные дети. Мы живем в такое время, что интерактивные технологии быстро проникают в дома, школы, и в дошкольные учреждения.

На сегодняшний день, пожалуй, нет таких людей, которым не были бы интересны компьютеры , планшеты и прочие гаджеты с различным набором игр, развлечений, так же как нет в дошкольном образовании педагога, который не размышлял бы о новых эффективных формах организации образовательного процесса в соответствии с новыми стандартами и новыми техническими возможностями.

Именно мы педагоги всегда умеем совмещать интересное с необходимым. Размышляя над тем, в чем же принципиальное отличие интерактивной игры от обычной иллюстрации? Мы с уверенностью можем сказать, конечно же, активной работой играющего, в том числе возможностью самостоятельно выбрать вариант ответа и тут же увидеть верный он или нет. Для педагога также важна и ее дидактическая направленность. Отметим основные компоненты дидактической игры: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактическая задача, оборудование, и конечно сам результат игры.

Интерактивная дидактическая игра — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Такие игры имеют определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для нас педагогов результат игры всегда является показателем уровня достижений, или усвоения знаний.

В своей педагогической деятельности мы часто используем мультимедийные ресурсы, на сегодняшний день таких ресурсов существуют довольно много и, несомненно, каждый из них интересен по-своему.

Подробнее хочется остановиться на одном из таких медиаресурсов, который доказал свою эффективность за годы работы в дошкольном образовании.

Сама по себе интерактивная игра предусматривает многообразие приемов, чередование вопросов и заданий разной трудности, чтобы каждый из ребят мог справиться с заданием, чтобы всем было интересно. Microsoft Power Point — программа для создания и просмотра электронных презентаций. Презентации на сегодняшний день являются одним из наиболее часто используемых способов передачи информации.

Авторские интерактивные игры, презентации, викторины и многое другое вот уже на протяжении нескольких лет мы создаем в программе MS Power Point, потому что здесь есть большие возможности для того, чтобы создавать наглядные пособия и дидактический материал, который привлекает внимание детей и способствует более эффективному усвоению материала и позволяют сделать образовательный процесс интересней, красочней, познавательней, а самое главное в доступной для детей форме. Интерактивные игры и задания гармонично вписываются в любую форму образовательной деятельности. Мы считаем, что особенностью интерактивных игр является возможность применения во всех образовательных областях.

Выбор такой формы работы, обусловлен возможностью погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать образовательный процесс более содержательным, интересным, современным.

Коротко расскажем о возможностях Microsoft PowerPoint, который как мы считаем, является эффективным образовательным средством, благодаря своей интерактивности, гибкости и возможности интеграции различных типов информации и при этом он довольно прост в использовании.

Microsoft PowerPoint — это довольно мощный графический редактор для создания презентаций, он позволяет организовать показ слайдов, на которых могут размещаться совершенно любые блоки контента — это текст, аудио, видео файлы, различные фигуры, сложные и объёмные графики, диаграммы, анимации. Возможности этого ресурса помогают довольно существенно экономить время на оформлении презентации, благодаря огромному количеству тем и шаблонов, доступных совершенно бесплатно. Приложение позволяет создавать, редактировать и просматривать презентации, где угодно, когда угодно и с любого устройства.

Программа позволяет удобно и наглядно презентовать любую информацию, создавать слайды и наполнять их содержимым. Здесь можно настроить внешний вид презентации и добавить различные визуальные эффекты, можно просматривать, редактировать, создавать, сохранять и демонстрировать показы слайдов с текстом, фигурами, изображениями, анимацией, видеороликами и многими другими элементами, что дает возможность моделировать различные ситуации, в том числе и такие, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

Ресурс помогает создавать различный наглядный материал, игры, викторины, кроссворды, книги, слайд — фильмы и многое другое и использовать в работе с детьми, родителями, коллегами. Здесь быстро и просто создать электронные интерактивные игры, упражнения, виртуальные экскурсии, возможно смоделировать различные ситуации и многое другое.

Особый интерес у детей вызывают авторские игры, которые позволяют индивидуализировать обучение, регулировать темп и количество решаемых задач, развивают логическое мышление, воображение детей, помогают эффективно осваивать материал.

Интерактивность презентациям придают гиперссылки, они очень удобны при работе с презентациями больших размеров со сложной схемой, где необходим переход по слайдам в определенном, нужном педагогу порядке, а не линейно (последовательно).

Чтобы «оживить» презентацию используем анимацию и видеоролики. Триггеры — это инструмент, который создает «горячую клавишу» для запуска анимации, аудио- и видеоэффектов. Один клик мышью — и выбранный объект (картинка, фигура, отдельное слово) приходит в движение на слайде: исчезает, выезжает справа или слева, меняет цвет.

Прежде чем приступить к созданию интерактивной дидактической игры, необходимо определить обучающие задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Продумать игровую мотивацию: что делаем? для кого? или с какой целью? Затем тщательно подбираем картинки, которые потребуются нам в ходе создания игры, выбираем изображения с хорошим разрешением, сохраняем их в заранее созданную отдельную папку.

Для детей дошкольного возраста целесообразно комментировать презентацию, для этого на слайды добавляем различные готовые звукозаписи или звуковые файлы, используя специальные программы работы со звуком. Ресурс имеет собственные инструменты рисования, бесчисленное количество графических клипов, разных шаблонов, возможность интегрировать различные совместимые с ним приложения.

В силу того, что у детей дошкольного возраста не сформирован навык чтения или сформирован слабо, презентация включает в себя минимум текстовой информации и максимум объектов визуализации. Текстовый материал представлен нами в виде названий слайдов или коротких вопросов к слайду. Буквы крупные, легко читаемые, контрастные по отношению к фону, чтобы дети, осваивающие навык чтения, могли самостоятельно прочитать слова. Основное содержание слайдов состоит, прежде всего, из аудиовизуального ряда, видео, подборки фотографий или серии предметных картинок, что в наилучшей степени отвечает наглядно-образному мышлению дошкольников.

При использовании мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность образовательной деятельности значительно повышается, что способствует развитию мышления, памяти, внимания, воображения и творчества ребенка.

Данный ресурс эффективно используется нами при фронтальной, групповой и индивидуальной работе с детьми.

В своей педагогической копилке мы имеем несколько авторских дидактических игр, такие, как «Космонавты», «Говорящие картинки», «Я шагаю по улице», «Знай, умей, соблюдай», «Мой город», «Что? Где? Когда?», которые эффективно применяем в своей работе с детьми дошкольного возраста. Интерактивные игры вызывают особый интерес у детей и позволяют индивидуализировать обучение, помогают эффективно осваивать материал, развивают логическое мышление, воображение.

Несмотря на большую подготовительную работу необходимую для грамотного составления интерактивной игры, её главной особенностью выступает многократность использования, а также возможность рекомендации родителям для игры дома с детьми.

Правильно оформленная интерактивная игра поможет ребёнку погрузиться в увлекательный мир знаний, а умело подобранная игра позволит создать атмосферу доверия, в которой ребёнок сможет чувствовать себя комфортно, что в дальнейшем позволяет ему раскрыться и проявить свои знания.

Мы считаем, что умение планировать и моделировать образовательный процесс с использованием ИКТ, помогает педагогу решать конкретные образовательные задачи, повышать познавательную активность и мотивацию дошкольников.

Представленный опыт работы по созданию интерактивных игр будет полезен всем педагогам при работе с детьми, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствует повышению профессионального уровня педагога, а также, несомненно, вдохновляет на поиск новых нетрадиционных форм и методов работы.

Литература:

  1. Акулова О. В., Гогоберидзе А. Г. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. — М.: Просвещение, 2013.
  2. Арестова, Е. Г. Материалы конференции / Е. Г. Арестова. — Текст: электронный // Управление образования администрации Алтайского района: [сайт]. — URL: https://altay19.uoedu.ru/site/item?id=117 (дата обращения: 10.05.2024).
  3. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова. — № 11. -2020. -с. 22–30.
  4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — № 5.
  5. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Росс. пед. агентство, 2010.
  6. Стрюкова, Т. А. Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС / Т. А. Стрюкова, Н. Л. Киданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 416–418. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107919/.
  7. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Киев: Радянська школа,1974. — 288с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, образовательная деятельность, образовательный процесс, ребенок, возможность, дошкольный возраст, интерактивная игра, презентация, дошкольное образование, интерактивная дидактическая игра.


Похожие статьи

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос