Сравнительный анализ налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Шекула, Е. И. Сравнительный анализ налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы / Е. И. Шекула. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 381-384. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85947/ (дата обращения: 22.01.2022).



Налоговая система Российской Федерации представляется основой экономики России, выступая одним из основных источников пополнения бюджета. По этой причине на каждое физическое и юридическое лицо возложена обязанность по уплате налогов.

Актуальность темы исследования обуславливается тем фактом, что на сегодняшний день выделяют три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, которые могут быть наложены на юридическое, физическое или должностное лицо. Такими являются административная, налоговая и уголовная ответственность. Привлечение виновного лица к той или иной ответственности обуславливается тяжестью совершенного деяния. По этой причине, становится необходимым определить сходства и различия между данными видами ответственности.

Целью научной статьи является проведение сравнительного анализа налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

Ключевые слова: налоговое законодательство, административные законодательство, налоговая система, административные правонарушения, налоговые правонарушения

За нарушение налогового законодательства виновное лицо может быть привлечено к административной, налоговой или уголовной ответственности. Для проведения сравнительного анализа, первым делом, необходимо выделить толкования таких понятий.

Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. В таком случае законодателем не устанавливается наложение дополнительных вида санкций, например, в виде денежного наказания (штрафа) или лишения свободы.

Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть денежное наказание в виде штрафа. Налоговый инспектор имеет право потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню и штрафы. Такого рода штрафы налагаются на виновное лицо без судебного разбирательства [5, c. 125].

Наконец, уголовная ответственность налагается на виновное лицо за тяжелые и финансовое емкие преступления. В данном случае в обязательном порядке проводится судебное разбирательство, по результатам которого виновное лицо может быть заключено под арест либо лишено свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.

Необходимо отметить, что организация, ее руководитель или должностное лицо могут быть одновременно привлечены к нескольким видам ответственности. К примеру, на организацию могут быть наложены штрафные санкции, а ее сотрудники могут быть привлечены к уголовной ответственности.

На практике, как правило, наибольшему наказанию подвергаются директоры и фактические руководители организаций / компаний. Бухгалтеры и юристы попадают под уголовное преследование гораздо реже. Так, например, юристу грозит наказание в тех случаях, когда имеют неоспоримые доказательства того, что именно он разработал схему налогового преступления.

В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации налоговое нарушение представляет собой совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом устанавливается ответственность. Уголовным кодексом Российской Федерации в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» установлена уголовная ответственность за преступления в сфере налогообложения. Так, налоговое преступление подразумевает совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признается действующим уголовным законодательством Российской Федерации.

Анализ выделенных понятий можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе такие же элементы, как и налоговое правонарушение. В этой связи можно констатировать, что само по себе существование преступления без налогового правонарушения не может быть возможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

Ответственность за налоговые правонарушения и административные правонарушения в сфере налогового законодательства установлена Налоговым кодексом Российской Федерации [2] и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации [3]. Ответственность же за налоговые преступления устанавливается нормами Уголовного кодекса Российской Федерации [1]. В частности, речь идет о статье 198 «Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов», статье 199 «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов», статье 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента» и статье 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов» Уголовного кодекса Российской Федерации. Налоговые правонарушения характеризуются меньшей общественной опасностью по сравнению с налоговыми преступления. При этом, именно на налоговые правонарушения приходится наибольшая часть налоговых деяний. А именно, на них приходится более 90 % противоправных налоговых деяний.

За налоговые преступления ответственность наступает в том случае, когда у организации либо индивидуального предпринимателя обнаружена недоимка в крупном размере либо за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки, то речь идет уже о налоговом правонарушении, а не преступлении. Необходимо отметить, что на практике налоговые нарушения переходят в категорию налоговых преступлений не очень часто [4, c. 15].

В рамках представленного исследования нами неоднократно затрагивается тема наложения ответственности за налоговые правонарушения и административные правонарушения, направленные против налоговой системы. Проводя сравнительный анализ между названными правонарушениями и налоговыми преступлениями, считаем целесообразным привести основные виды уголовной ответственности за налоговые преступления.

К примеру, одним из распространенных видов налоговых преступлений является не подача декларации либо указание в декларации ложных сведений. При совершении такого преступления для организации в случае с крупным размером недоимки, который составляет 15–45 миллионов рублей, предусматривается два вида наказания: штраф в размере до 300 тысяч рублей или лишение свободы до двух лет. Также, осужденному лицу могут запретить занимать руководящие должности в организация в течение трех лет (максимальный срок). В случае же с особо крупным размером недоимки, а именно в сумме более 45 миллионов рублей, предусматриваются такие виды наказания, как штрафы в размере до 500 тысяч рублей и лишение свободы до шести лет. Также, как и в предыдущем случае, осужденному лицу может быть запрещено занимать руководящие должности в организации в течение трех лет (максимальный срок).

В тех случаях, когда данный вид налогового преступления был совершен индивидуальным предпринимателем, при крупном размере недоимки (от 2,7 миллионов рублей до 13,5 миллионов рублей) предусмотрено наказание в виде наложение штрафа до 300 тысяч рублей и лишение свободы на срок до одного года. За особо крупный размер недоимки (более 13,5 миллионов рублей) на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф до 500 тысяч рублей или ему может быть присуждено лишение свободы на срок до трех лет [6, c. 137].

Еще одним распространенным видом налоговых преступлений является не исполнение обязанностей (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) налогового агента по перечислению налогов и взносов за других лиц. В случаях, когда речь идет о крупном размере недоимки, а именно о сумме от 15 до 45 миллионов рублей, законодателем предусматриваются такие виды наказания, как штраф в размере до 300 тысяч рублей и лишение свободы на срок до двух лет. При этом, осужденному могут запретить занимать руководящие должности в организациях на срок до трех лет. В случаях же с особо крупным размером недоимки, размер которой составляет более 45 миллионов рублей, предусматриваются такие виды наказания, как штраф в размере до 500 тысяч рублей и лишение свободы на срок до шести лет. Осужденный также может быть лишен права занимать руководящие должности в организации на срок до трех лет.

Среди распространенных видов налоговых преступлений, совершаемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, можно выделить также сокрытие имущества, за счет которого нужно погасить налоговые долги. За крупный размер недоимки (от 2,25 миллионов рублей до 9 миллионов рублей) на виновное лицо может быть наложен штраф до 500 тысяч рублей, либо оно может быть осуждено к лишению свободы на срок до трех лет. За особо крупный размер недоимки, сумма которой более 9 миллионов рублей, предусматриваются такие виды наказания, как штраф до 2 миллионов рублей и лишение свободы на срок до семи лет. И в первом, и во втором случае осужденный может быть лишен права занимать руководящие должности в организации в течении трех лет (максимальный срок) [7, c. 29].

В целом, необходимо отметить, что выявление нарушений законодательства в области налогообложения осуществляется посредством использования целых комплекса мер, которые объединяются в единое понятие «налоговый контроль». Действенным способом проверки налогоплательщика являются налоговые проверки:

— камеральная проверка, которая проходит в налоговой инспекции;

— выездная проверка, которая проходит на территории налогоплательщика (проверка данных учета и отчетности; запросы дополнительный сведений в письменной или устной форме).

Среди инструментов выявления налоговых нарушений можно выделить следующие:

— проверка реальности сделки;

— изучение взаимосвязи и проявления должной осмотрительности;

— анализ документов и допрос свидетелей;

— осмотр помещения, производственных и складских помещений и так далее. Осмотр проводится в присутствии понятых. В случае необходимости ведется фото и видеосъемка.

Необходимо отметить, что после проведения налогового контроля Федеральная налоговая служба не может привлечь должностное лицо к уголовной ответственности. В случаях, когда проверка позволяет предположить, что в той или иной организации было совершенно налоговое преступление, данные об этом должны быть переданы в правоохранительные органы. Именно эти данные служат основой для поднятия вопроса о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности.

Интересно отметить, что в середине 2020 года Следственный комитет России сообщил средствам массовой информации, что правоохранителями была инициирована разработка проекта статьи о налоговом мошенничестве. Так, ожидается, что в Уголовной кодекс Российской Федерации будет внесет новый состав преступления под названием «налоговое мошенничество». При этом, указанный законопроект разрабатывается Следственным комитетом России совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Федеральной налоговой службой и Министерством внутренних дел. Разрабатываемая статья Уголовного кодекса Российской Федерации призвана устранить несовершенство законодательной базы. При этом, необходимо отметить, что с теоретической точки зрения к преступлениям в налоговой сфере традиционно относят четыре статьи Уголовного кодекса: это статьи 198–199.2. Нормы этих статей предусматривают разное наказание за совершенное деяние. По статье об уклонении от уплаты налогов Уголовный кодекс предусматривает наказание до шести лет лишения свободы, а по статье о мошенничестве — до десяти лет. На практике же случается так, что одни и те же действия могут квалифицироваться по-разному: и по статье 159, и по статье 119. Как итог, становится очевидным, что политика в отношении собираемости налогов ужесточается и остается только ожидать новой статьи Уголовного кодекса Российской Федерации за налоговые преступления.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. 06.08.1998.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
  4. Артемов Н. М., Бортников С. П. Сравнительно-правовой анализ отношений налоговой ответственности за налоговые, финансовые и административные правонарушения // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 11 (120). С. 11–22.
  5. Полухина А. Н., Сыроижко В. В. Мероприятия налогового контроля и виды налоговых правонарушений // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70–3. С. 124–127.
  6. Семенова Г. Н. Налоговый контроль и ответственность за совершение налоговых правонарушений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2021. № 1. С. 133–144.
  7. Скляров С. В. Соотношение вины в совершении налогового правонарушения и вины в совершении налогового преступления // Вестник Российской правовой академии. 2020. № 3. С. 27–31.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, лишение свободы, крупный размер недоимки, уголовная ответственность, виновное лицо, налоговое преступление, рубль, Уголовный кодекс, вид наказания, преступление.


Задать вопрос