Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 26.11.2021

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Сметанина, Р. А. Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия» / Р. А. Сметанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85936/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определять цели, задачи, формы работы техникума по профориентации.

Ключевые слова: профориентационная работа, дорожная карта, подходы к профориентации.

Актуальность. Изменения социально-экономического положения в России в целом и в Республике Саха (Якутия) в частности — непростая демографическая ситуация, усиливающаяся конкуренция среди образовательных организаций профессионального образования, повышение требований к подготовке квалифицированного конкурентоспособного молодого специалиста, — диктуют новые правила организации профессионального образования, в частности, профориентационной работы среди учеников общеобразовательных школ и учреждений профессионального обучения.

Организация профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский Сельскохозяйственный Техникум» на этапе «школа — техникум» осуществляется в соответствии с дорожной картой, позволяющей совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определять цели, задачи, формы работы техникума профориентации.

Дорожная карта разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС и Уставом техникума.

Работа по реализации дорожной карты направлена на решение следующих задач:

– Повышение уровня осведомленности обучающихся общеобразовательных организаций о специальностях техникума;

– Формирование позитивного имиджа техникума;

– Повышение конкурентоспособности техникума на рынке образовательных услуг;

– подготовкаквалифицированныхкадровдляагропромышленногокомплексастраны;

– создание условий для осознанного профессионального самоопределения и открытия способностей личности;

– трудоустройство выпускников агрономов.

В настоящее время техникум в своей работе выделяет и использует следующие подходы к профориентации:

  1. Информационный подход предусматривает обеспечение абитуриента разнообразной достоверной информацией о специальностях техникума, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда. Примерами реализации данного подхода являются:

– профориентационные беседы с обучающимися школ Республики Саха (Якутия);

– индивидуальные беседы с абитуриентами, обратившимися с целью получения информации;

– дни открытых дверей, презентации учебного заведения, когда обучающиеся школ посещают учебные корпуса техникума, музеи, проводятся встречи с администрацией техникума, где школьники знакомятся с информацией о специальностях, изучают материалы по правилам приема в техникум, представленные на тематических стендах, общаются со студентами агрономами, преподавателями, участвуют в мастер-классах, в республиканских конкурсах;

– работа на ярмарках вакансий, которые проводятся центрами занятости населения Республики Саха (Якутия), с целью обратить внимание абитуриентов на учебное заведение, заинтересовать информацией о техникуме;

– выступление работников техникума на родительских собраниях в школах города и района, информирование родителей о техникуме, специальностях подготовки, рынке труда региона, востребованности выпускников и перспективах обучения в техникуме;

– подготовка и публикация материалов СМИ: республиканской газете, интернет -сайтах, на сайте техникума (например, на сайте техникума представлены следующие веб — странички:

– специальности, приемная комиссия, содержащие сведения о специальностях, статусе на рынке труда, условиях образования и сроках обучения, перспективах трудоустройства, возможностях продолжать обучение в вузах;

– форум, где можно общаться, получать ответы на интересующие вопросы; новости, в которых рассказывается о событиях, происходящих в техникуме);

– организация и участие в научных спортивных, культурно-массовых мероприятиях различного уровня, конкурсах профессионального мастерства, позволяющих демонстрировать профессиональные компетенции, которыми завладели студенты в процессе обучения, и способствующих формированию имиджа техникума как центра подготовки высококвалифицированных специалистов (наиболее значимым является участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по 35.02.05 Агрономия; в республиканском чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Республики Саха (Якутия) и проведение мастер-классов на площадках чемпионата обучающимися техникума);

  1. Диагностико-консультационный подход применяется для установления соответствия абитуриента тому или иному виду деятельности путем сопоставления личностных особенностей и требований к специальностям. Реализуется на основе собеседования и анкетирования, профориентационного и психологического консультирования, проводимых в техникуме и при посещении общеобразовательных организаций и ярмарок вакансий.
  2. Развивающий подход, цель которого — формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной специальностью.
  3. Активизирующий подход — это формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Этот подход реализует педагог-психолог, используя элементы игры и нестандартные вопросы с целью формирования у абитуриентов интереса к проблематике профессионального самоопределения и профессионального развития, что позволяет делать осознанный выбор.

Следующий этап профориентационной работы — «школа — техникум — вуз».

Привлекательность организации среднего профессионального образования определяется также наличием у него связей с высшей школой. Более10лет ГБПОУ РС (Я) «Якутский Сельскохозяйственный Техникум» работает в системе непрерывного образования школа — техникум — вуз. Наши выпускники, обучаясь в вузах, демонстрируют высокий уровень знаний, умений, навыков, участвуют в научно-исследовательской работе, защищают кандидатские диссертации.

Представители вузов проводят лекции, беседы, профориентационные консультации для выпускников техникума, профессиональную диагностику, социально-психологические тренинги, информируют о своих факультетах и специальностях, помогают с выбором специальности, знакомят с многоуровневой системой образования, возможностями будущего трудоустройства.

Этап профориентационной работы «техникум — предприятие».

Учитывая растущие потребности Республики Саха (Якутия) в подготовке высококвалифицированных специалистов среднего вена для сельскохозяйственной отрасли, техникум активно работает в этом направлении, заключает договоры о сотрудничестве с крупными сельскохозяйственными организациями с целью привлечения к участию в разработке УМК; использования базы предприятий для практической подготовки обучающихся и педагогических работников для реализации ОПОП по специальностям; привлечении в качестве экспертов для участия в мероприятиях по развитию движения «Молодые профессионалы»(WorldSkills Russia). Профориентационная работа в профессиональном образовании должна быть системной, многоступенчатой и доступной на протяжении всего периода профессионального обучения и развития. Сегодня назрела необходимость не только вести профессиональную подготовку в школах, активнее развивать партнерство, но и совершенствовать систему трудоустройства выпускников, организовать стажировку на крупных организациях агропромышленной отрасли.

Практическая значимость. Таким образом, работа, направленная на проектирование профессионального будущего молодежи, организованная техникумом совместно с социальными партнерами, ориентирована на разных участников образовательного процесса. Четко спланированная профориентационная работа поможет молодым людям выстроить индивидуальную траекторию развития карьеры, стать квалифицированными специалистами, конкурента способными на рынке труда, готовыми к постоянному профессиональному росту, выполнению широкого спектра видов деятельности и сотрудничеству с различными профессиональными сообществами.

Литература:

  1. Габеев В. Т., Кислова Л. П., Медведев В. П., Барышникова Н. А. Инновационный подход к реализации подготовки специалистов среднего звена в вузе//Профессиональное образование и рынок труда.2017. № 3. С. 12–16.
  2. Столбова Э. А. Профориентация– ступень профессионального самоопределения подростков// Профессиональное образование и рыноктруда.2015. № 1. С. 23.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, техникум, Якутия, дорожная карта, профессиональное образование, рынок труда, профессиональное обучение, профессиональное самосознание, сайт техникума, учебное заведение.


Ключевые слова

профориентационная работа, дорожная карта, подходы к профориентации

Похожие статьи

Формирование интересов младших школьников в процессе профориентации

В статье рассматриваются особенности профориентационной работы с обучающимися в возрасте от 7 до 11 лет, посещающими начальную школу. Особое внимание уделяется влиянию профориентации на успешное обучение младших школьников и предотвращение проблем с ...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии

Данная статья раскрывает основные направления работы МБОУ «Школа № 92» как инновационной площадки по профориентационной работе (приказ МО РО от 26.06.2015 № 474), ориентированной на интеграцию деятельности вузов, школы, средств массовой информации, с...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализ...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомен...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Похожие статьи

Формирование интересов младших школьников в процессе профориентации

В статье рассматриваются особенности профориентационной работы с обучающимися в возрасте от 7 до 11 лет, посещающими начальную школу. Особое внимание уделяется влиянию профориентации на успешное обучение младших школьников и предотвращение проблем с ...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии

Данная статья раскрывает основные направления работы МБОУ «Школа № 92» как инновационной площадки по профориентационной работе (приказ МО РО от 26.06.2015 № 474), ориентированной на интеграцию деятельности вузов, школы, средств массовой информации, с...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализ...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомен...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Задать вопрос