Библиографическое описание:

Авдеюк О. А., Асеева Е. Н., Павлова Е. С. Учеба на факультете довузовской подготовки как первый этап адаптации первокурсников // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 388-389. — URL https://moluch.ru/archive/39/4600/ (дата обращения: 12.12.2017).

В структуре вуза одним из подразделений является факультет довузовской подготовки, призванный не только систематизировать знания абитуриентов, но и, на наш взгляд, облегчить вхождение в дальнейшем молодых людей в вузовскую систему обучения. Известно, что трудности, возникающие у первокурсников в процессе адаптации к социальным условиям вуза, связаны с резкой сменой содержания и объёма учебного материала; специфичными для вуза видами занятий; с новой профессиональной и предметной терминологией; отсутствием навыков самостоятельной работы; неумением конспектировать, работать с первоисточниками; новой социальной средой; иными нормами поведения в вузе и взаимоотношениями «преподаватель-студент»; слабой профессиональной ориентацией и т.д.

Адаптация первокурсников - это сложный и многогранный процесс, требующий совместных усилий студентов, преподавателей, деканата, профкома студентов, а также семьи. В настоящее время существует множество подходов к решению этой проблемы, включающих в себя применение инновационных моделей образования, вовлечение студентов в общественную жизнь ВУЗа, работу кураторов академических групп, разработку системы организационного, научно-методического сопровождения воспитательной и внеучебной работы со студентами младших курсов.

Многолетний опыт работы с первокурсниками позволяет нам сделать вывод о том, что студенты, прошедшие обучение на курсах по подготовке к поступлению в ВУЗ, в дальнейшем легче адаптируются к учебе в нем. К сожалению, с введением ЕГЭ, популярность довузовской подготовки упала, но мы считаем, что она по-прежнему актуальна.

Действительно, довузовская подготовка позволяет школьникам:

– получить дополнительные знания по общеобразовательным предметам;

– приобрести новый опыт в общении со сверстниками и преподавателями ВУЗа;
– определить и развить свои способности и интересы;
– приобрести опыт самостоятельной работы.
В качестве примера рассмотрим процесс проведения занятий по предмету «Информатика» в Лицее при факультете довузовской подготовки ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» (ВолгГТУ).
Изначально процесс проведения занятий по информатике в Лицее был ориентирован на подготовку школьников к обучению технических ВУЗах, в которых в процессе обучения основное внимание уделяется таким разделам информатики как «Алгоритмизация» и «Программирование».

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 19 учебных часов в IX классе для обязательного изучения алгоритмизации и программирования в курсе «Информатика и информационные технологии» на ступени основного общего образования. Как показывает практика, для успешного обучения вчерашних школьников в технических ВУЗах по предмету «Информатика» такого количества учебных часов недостаточно. В Х-ХI классах (базовый и профильный уровни) программированию также не уделяется должного внимания: на базовом уровне только 4 часа отводится изучению алгоритмов, а в тематику практических работ профильного уровня включены только работы на программирование роботов и разработку дискретных алгоритмов.

Поэтому в Лицее при ВолгГТУ при подготовке школьников к обучению в ВУЗе основное внимание уделяется обучению программированию. Старшеклассники изучают информатику 2 семестра, общий объем курса – 76 часов. Занятия в Лицее проводятся по вузовской системе: теоретический материал вычитывается на лекциях, а при проведении лабораторных работ каждый учащийся имеет возможность получить практические навыки в области программирования, в конце курса проводится зачет или экзамен.

Поскольку лабораторные работы проходят в малочисленных группах (по 8-15 человек), то преподаватели Лицея имеют возможность для каждого обучаемого выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Это достигается путем подготовки систем задач, соответствующих способностям, возможностям, мотивации и интересам каждого из учащихся.

Также в процессе обучения в Лицее старшеклассники знакомятся с действующей в ВолгГТУ рейтинговой системой оценки знаний студентов. В семестре на дисциплину отводят 100 баллов. В течение семестра студент может заработать 60 баллов за счет выполнения лабораторных работ, семестровых заданий, контрольных работ и других видов работ, оставшиеся 40 баллов отводится на экзамен (или зачет) по дисциплине. По такому же принципу выставляются баллы для старшеклассников, обучающихся в Лицее: учащиеся могут получить 60 баллов в семестре за выполнение лабораторных работ и активную работу при разборе задач на теоретических занятиях, на зачете учащийся может заработать 40 баллов.
Таким образом, при изучении дисциплины «Информатика» полностью моделируется образовательная среда вуза, а это значит, что старшеклассник, оставаясь в привычной социальной среде школы, постепенно осваивает новую социальную среду, иные требования высшей школы к учебному процессу, учится выстраивать систему отношений с преподавателями и слушателями.
Как показывает практика, чем эффективнее и быстрее пройдет адаптация, тем меньше «отсев» на младших курсах и выше психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.

Литература:
1. Авдеюк О. А. Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль довузовской формы образования в этом процессе/ О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева, Е. С. Павлова//Успехи современного естествознания, № 4. 2011.– С.145.
2. Авдеюк О.А. К проблеме адаптации в вузе студентов заочной формы обучения /О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева, А.В. Крохалев, К.В. Приходьков, А.Н. Савкин// Социосфера. – 2011. – № 2 – С.65-68.
3. Авдеюк О.А. Проблема адаптации студентов к условиям вуза и помощь преподавателя в ее решении/ О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева, И.А. Тарасова// В мире научных открытий, Серия Гуманитарные и общественные науки. – 2011. – № 4.1(16) – С. 405 – 408.
4. Авдеюк О.А. Роль преподавателя в процессе адаптации студентов к условиям вуза / О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева// Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе», выпуск 8, Т.10, № 6, 2011. – С. 11-13.
Основные термины (генерируются автоматически): условиям вуза, довузовской подготовки, Авдеюк О.А, адаптации первокурсников, факультете довузовской подготовки, социальным условиям вуза, Адаптация первокурсников, процесс проведения занятий, лабораторных работ, процессе адаптации, этап адаптации первокурсников, вуза видами занятий, адаптации студентов-первокурсников, языковом факультете вуза, структуре вуза, аспекты адаптации первокурсников, образовательная среда вуза, предмету «Информатика», процессе обучения, процессе адаптации студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос