Особенности организации профильного обучения информатике с целью развития познавательной активности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 468 раз

Библиографическое описание:

Терпугова, О. А. Особенности организации профильного обучения информатике с целью развития познавательной активности учащихся / О. А. Терпугова, А. М. Астахов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27145/ (дата обращения: 18.04.2024).



Annotation. This article discusses the development of cognitive activity at lessons.

Keywords. Profiling training, specialized education.

К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести задачу разностороннего развития учащихся, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Дифференциация содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования. Именно поэтому сейчас и ставится задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Как отмечает Ю.М. Колягин, «школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития его склонностей и способностей в настоящем и будущем» [2].

Многолетняя практика школьного образования в нашей стране и за рубежом убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов.

Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)» поддерживают около четверти старшеклассников.

В настоящее время сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.

Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).

Все вышесказанное говорит о том, что в настоящее время сформировался общественный запрос общества на профилизацию школы. Переход к профильному обучению продиктован необходимостью создания условий для реализации обучающимися своих познавательных интересов, склонностей, способностей, для подготовки старшеклассников к продолжению образования и будущей профессиональной деятельности. Различные аспекты содержания обучения информатике в условиях профильной дифференциации исследовались в работах Т.Б. Захаровой [1].

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и выбора дальнейшего жизненного пути.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

– расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.

Согласно концепции профильного обучения на старшей ступени предполагается возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметыявляются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

В отличие от базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.1998 №322, информатика исключена из состава обязательных базовых учебных предметов. Это объясняется следующими положениями:

– предусмотрено увеличить объем изучения информатики в основной школе, что позволит учащимся этой ступени в значительной мере освоить обязательный общеобразовательный минимум содержания образования, обеспечивающий им формирование функциональной грамотности, социализацию и решение других задач общего образования;

– функция информатики как сферы деятельности весьма специфическая, она обеспечивает своими методами и средствами другие области знания и деятельности человека, что снимает необходимость изучать на старшей ступени базовый (инвариантный для всех профилей) курс информатики;

– более целесообразным представляется профильное изучение информатики, ориентированное на запросы каждого конкретного профиля.

Литература:

  1. Жохов, А.Л. Формирование опыта познавательной деятельности студентов в обучении математике / Жохов А.Л., Кирносова О.А. // Ярослав. пед. вестник. Психолого-пед. науки. - 2011. – № 2. – Т. 2.
  2. Захарова, Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы / Т.Б. Захарова. – М.: Педагогика, 2007.
  3. Кирносова, О.А. Формирование познавательной активности студентов при изучении математики // ХХ Ершовские чтения. – Ишим, 2010. – С. 135-137.
  4. Колягин, Ю.М. Профильная дифференциация обучения математике // Мат.в шк. – 2000. – № 4.
  5. Терпугова, О.А. Развитие познавательной активности студентов путем применения обобщенной модели познания при изучении математического анализа // Социум. Культура. Личность. Досуг: социальные практики культурогенеза: материалы Международ. науч.-практич. конф. (г. Ишим; 26-27 сент. 2013 г.). – Тюмень, 2013. – 348 с.
  6. Терпугова, О.А. Обобщенная модель познания как средство развития познавательной активности будущих учителей математики // Информационно-образовательное пространство как фактор повышения качества образования: материалы Межрегион. науч.-практич. конф. – Тюмень, 2013. – С. 111-114.
Основные термины (генерируются автоматически): профильное обучение, общее образование, старшая ступень, школьное образование, большинство старшеклассников, дифференциация содержания, интерес, предмет, реализация обучающимися, способность учащихся.


Похожие статьи

Сущность профильного обучения старшеклассников

Профильное обучение старшеклассников определяется как способ индивидуализации и дифференциации образования за счет изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса, который дает возможность учитывать интересы...

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Профильное обучение преследует следующие цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и...

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание и структура общего среднего образования в последних двух классах образовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников.

Перспективы развития профильного обучения в школе

Для более глубокой дифференциации обучения в профильных классах необходимо занятия проводит в курсовой форме.

Сравнительный анализ профильного обучения в школе и интегрированного предпрофильного образования на базе колледжа.

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

Поэтому и концепция школьного химического образования должна быть направлена на решение именно этой задачи.

Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе...

Дифференциация обучения учитывает интересы, склонности и способности обучающегося, создает возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами...

Профессионально-личностное самоопределение...

Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривается профильное обучение старшеклассников, отвечающее интересам нашего общества и учащейся молодежи.

Некоторые итоги эксперимента по внедрению профильного...

профильное обучение, Российская Федерация, направление были, профиль, URL, общее образование, модель, старшая ступень, старшеклассник, школа.

Дифференциация обучения как форма организации...

В школьной практике учащихся в большинстве случаев распределяются по общей успеваемости (обученности) на успевающих и неуспевающих или «слабых», «средних» и «сильных». Полезность такой дифференциации для обучения нельзя отрицать...

Похожие статьи

Сущность профильного обучения старшеклассников

Профильное обучение старшеклассников определяется как способ индивидуализации и дифференциации образования за счет изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса, который дает возможность учитывать интересы...

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Профильное обучение преследует следующие цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и...

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание и структура общего среднего образования в последних двух классах образовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников.

Перспективы развития профильного обучения в школе

Для более глубокой дифференциации обучения в профильных классах необходимо занятия проводит в курсовой форме.

Сравнительный анализ профильного обучения в школе и интегрированного предпрофильного образования на базе колледжа.

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

Поэтому и концепция школьного химического образования должна быть направлена на решение именно этой задачи.

Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе...

Дифференциация обучения учитывает интересы, склонности и способности обучающегося, создает возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами...

Профессионально-личностное самоопределение...

Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривается профильное обучение старшеклассников, отвечающее интересам нашего общества и учащейся молодежи.

Некоторые итоги эксперимента по внедрению профильного...

профильное обучение, Российская Федерация, направление были, профиль, URL, общее образование, модель, старшая ступень, старшеклассник, школа.

Дифференциация обучения как форма организации...

В школьной практике учащихся в большинстве случаев распределяются по общей успеваемости (обученности) на успевающих и неуспевающих или «слабых», «средних» и «сильных». Полезность такой дифференциации для обучения нельзя отрицать...

Задать вопрос