Формирование готовности учащихся к обучению в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.10.2014

Статья просмотрена: 468 раз

Библиографическое описание:

Титова Е. И., Чапрасова А. В. Формирование готовности учащихся к обучению в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 648-649. — URL https://moluch.ru/archive/77/13372/ (дата обращения: 20.07.2018).

Проблема подготовки школьников к дальнейшему обучению в вузе является актуальной во все времена. Как сделать так чтобы ребенок хотел дальше учиться, а также усваивал знания посильно и с легкостью, вот главные вопросы педагогов школы, да и высших учебных заведений. Говоря о формировании готовности учащихся к обучению в вузе необходимо учитывать, во-первых, их основные психологические особенности, то есть особенности раннего юношеского возраста (14–18 лет):

-                   формирование самосознания — представление о себе самом, самооценивание умственных, моральных и волевых качеств;

-                   появление возможности самовоспитания;

-                   возрастание волевой регуляции;

-                   возрастание концентрация внимания, объема памяти, логизации учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление;

-                   появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

-                   формируется собственное мировоззрение — как целостная система взглядов, знаний, убеждений; стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности.

С учетом психологических особенностей готовность учащихся к обучению в вузе выступает как определенный уровень социальной зрелости школьника, характеризующий степень осознания им социальной значимости образования, глубины знаний, глубины интеллектуальных умений и навыков, устойчивости ориентации на послешкольное образование.

Проводя исследования среди первокурсников о том, что непривычного и нового появилось в процессе обучения. Мы получили следующие данные:

-                   59 % — совершенно другая организация обучения, в виде лекций и практических занятий;

-                   20 % — большой объем самостоятельной работы;

-                   15 % — иное общение учитель-ученик, роль преподавателя больше наставника, чем помощника;

-                   6 % — новый студенческий коллектив со своими нормами.

Все перечисленные факторы сильно влияют на процесс адаптации студента к новым для него условиям вузовской жизни, И от того, как вчерашний школьник будет заблаговременно подготовлен к преодолению трудностей, будет во многом зависеть качество его учебы в вузе.

Процесс обучения в высшей школе значительно отличается от процесса обучения в средней школе, прежде всего, по уровню сложности учебно-познавательной деятельности студента, которая:

1)      носит творческо-поисковый характер;

2)      отличается большой самостоятельностью;

3)      основывается на гностических умениях, которые связаны с осмыслением студентами психолого-педагогических закономерностей процесса усвоения знаний;

4)      требует сформированности иного уровня самоорганизации студентов в учебном процессе.

Формирование выше перечисленных качеств учебно-познавательной деятельности у школьников является одним из условий, способных сгладить ярко обозначившееся в последнее время противоречие между объективными требованиями, предъявляемыми вузом к качеству подготовки выпускников школ и уровнем их готовности к обучению в вузе. Это, в свою очередь, открывает огромные возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса школы, его сближения в старшем звене с вузовским. Таким образом, речь идет о реализации принципов преемственности в системе «школа-вуз».

Решение следующих, на наш взгляд, противоречий принципа преемственности в системе «школа-вуз» поможет быстрой адаптации старшеклассников в вузе:

1)      необходимо информировать старшеклассников об особенностях учебно-воспитательного процесса в вузе по сравнению со школой, и, прежде всего, о месте и значении самостоятельной работы в условиях вузовского обучения, о методологических функциях различных форм учебного процесса;

2)      подчеркивать различие в формах организации учебно-воспитательного процесса вуза и школы. Вузовские формы обучения включают: лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, практикумы, учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу студентов; школьные — уроки, кружки, факультативные занятия. По мере возможности учителям в школе можно заменить некоторую форму учебной организации, к примеру, провести лекцию, а после самостоятельного ее изучения, провести урок-практикум;

3)      преподавателям вузов необходимо знать школьную программу соей дисциплины. Из-за отсутствия информации об объеме

4)      школьных программ, о изложенных в них требованиях, предъявляемых к

5)      знаниям, умениям и навыкам выпускников по конкретным дисциплинам, преподаватель не опирается в своей учебной работе на школьную базу или превышает требования к учащимся;

6)      уточнять изучаемые понятия с различных трактовок, решения задач несколькими способами. Некоторые научные понятия естественно-математического цикла в школьных учебниках изложены слишком упрощенно, а в ряде случаев вообще не рассматриваются, но применяются при определении других понятий. Это препятствует формированию в дальнейшем истинно научных представлений о рассматриваемых понятиях.

Важно отметить, что на сглаживание данных противоречий влияет также и то, что в структуре учебно-познавательной деятельности школьников и студентов существуют черты сходства:

-          личная заинтересованность в приобретении знаний по какой-либо дисциплине;

-          умение, в определенной степени, организовать свою учебно-познавательную деятельность;

-          владение определенным уровнем общеучебных умений, обеспечивающих восприятие и осмысление учебной информации;

-          умение анализировать полученные учебные результаты, приводить их в систему.

Учитель, опираясь на данные сходства, легко организует деятельность учащихся с максимальной пользой решения поставленной проблемы. Выполнение данных рекомендаций и учет психологических и личностных качеств позволит решить некоторые задачи по формированию готовности учащихся к обучению в вузе.

 

Литература:

 

1.                  Акимова И. В., Титова Е. И. Сравнение школьного уровня подготовки по математике и уровня учебного процесса в вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 3. С. 140–143.

2.                  Гребенев И. В., Ермолаева Е. И., Круглова С. С. Математическая подготовка абитуриентов — основа получения профессионального образования в университете// Наука и школа, № 6, 2012г. С 27–31.

3.                  Жидкова А. Е., Титова Е. И. Нормы оценки знаний обучающихся по математике//Молодой ученый. 2014. № 1. С. 522–523.

4.                  Жидкова А. Е., Титова Е. И. Изучение школьной математики как пропедевтический курс ее обучения в техническом вузе//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.

5.                  Куимова Е. И., Куимова К. А., Титова Е. И. Некоторые факты о успешной подготовке к ЕГЭ// Молодой ученый № 17(76), 2014г.

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, процесс обучения, самостоятельная работа, умение, учебно-познавательная деятельность, учебный процесс, формирование готовности учащихся.


Похожие статьи

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений. Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей...

Формирование познавательной самостоятельности студентов...

познавательная самостоятельность, учебная деятельность, познавательная самостоятельность студентов, учебный процесс, умение, самостоятельная познавательная деятельность, преподаватель вуза...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу

Особый интерес при этом вызывает реализация самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

развитие умений самостоятельной учебной работы.

Формирование навыков пересказа у студентов 1-го курса технического вуза. Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку.

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности...

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, учащийся, работа, самостоятельная деятельность учащихся, урок, учебный процесс, познавательный интерес, самостоятельная работа учащихся...

Активизация самостоятельной деятельности как условие...

самостоятельная работа, умение, Образ Мира, самостоятельная деятельность, бессознательная работа, индивидуальная работа, знание, образовательный процесс, познавательная деятельность...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений. Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей...

Формирование познавательной самостоятельности студентов...

познавательная самостоятельность, учебная деятельность, познавательная самостоятельность студентов, учебный процесс, умение, самостоятельная познавательная деятельность, преподаватель вуза...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу

Особый интерес при этом вызывает реализация самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

развитие умений самостоятельной учебной работы.

Формирование навыков пересказа у студентов 1-го курса технического вуза. Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку.

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности...

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, учащийся, работа, самостоятельная деятельность учащихся, урок, учебный процесс, познавательный интерес, самостоятельная работа учащихся...

Активизация самостоятельной деятельности как условие...

самостоятельная работа, умение, Образ Мира, самостоятельная деятельность, бессознательная работа, индивидуальная работа, знание, образовательный процесс, познавательная деятельность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений. Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей...

Формирование познавательной самостоятельности студентов...

познавательная самостоятельность, учебная деятельность, познавательная самостоятельность студентов, учебный процесс, умение, самостоятельная познавательная деятельность, преподаватель вуза...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу

Особый интерес при этом вызывает реализация самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

развитие умений самостоятельной учебной работы.

Формирование навыков пересказа у студентов 1-го курса технического вуза. Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку.

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности...

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, учащийся, работа, самостоятельная деятельность учащихся, урок, учебный процесс, познавательный интерес, самостоятельная работа учащихся...

Активизация самостоятельной деятельности как условие...

самостоятельная работа, умение, Образ Мира, самостоятельная деятельность, бессознательная работа, индивидуальная работа, знание, образовательный процесс, познавательная деятельность...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений. Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей...

Формирование познавательной самостоятельности студентов...

познавательная самостоятельность, учебная деятельность, познавательная самостоятельность студентов, учебный процесс, умение, самостоятельная познавательная деятельность, преподаватель вуза...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу

Особый интерес при этом вызывает реализация самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

развитие умений самостоятельной учебной работы.

Формирование навыков пересказа у студентов 1-го курса технического вуза. Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку.

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности...

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, учащийся, работа, самостоятельная деятельность учащихся, урок, учебный процесс, познавательный интерес, самостоятельная работа учащихся...

Активизация самостоятельной деятельности как условие...

самостоятельная работа, умение, Образ Мира, самостоятельная деятельность, бессознательная работа, индивидуальная работа, знание, образовательный процесс, познавательная деятельность...

Задать вопрос